Google+
Доска почёта. Предатели ghost in the shell Киношедевры: Кинг-Конг Современники. Нил Гейман
Версия для печатиИнтервью: Лео Хао, художник
Кратко о статье: Он считает, что русские художники, работающие в стиле фэнтези, давно достигли уровня западных коллег, он обожает «Властелина Колец» и Франца Рубо, и, наконец, он — не китаец. «Мир фантастики» продолжает брать интервью у самых известных художников, и сегодня предлагает вашему вниманию беседу с Лео Хао.

«Иногда я творец, иногда — ремесленник»

Разговор с Лео Хао

Фантастика в нашей стране развивается семимильными шагами во всех своих проявлениях: в литературе и кино, музыке и изобразительном искусстве. Но, хотя все больше россиян отдают предпочтение отечественным авторам, лишь немногие из них получают признание на Западе. Один из этих немногих известный художник, скрывающийся за причудливым псевдонимом Лео Хао.

«Не заметили, как вышли на уровень»

Наверное, я не ошибусь, предположив, что большинству наших читателей вы известны в первую очередь своими многочисленными иллюстрациями к произведениям Юрия Никитина. Как получилось, что вы стали постоянно оформлять книги этого писателя, и как вообще начиналась ваша карьера профессионального художника?

Любимый монстр с обложек «Арии».

Дело было давно. Я работал в издательстве «Аргус», оформлял роман Генри Лайона Олди «Путь Меча». Именно этот опыт и стал для меня решающим. Собрав все свои пожитки, я направился к ближайшему книжному ларьку и попросил показать книгу с самым лучшим оформлением. Переписал адрес издательства и направил свои стопы в район метро «Октябрьское поле».

Устроив перебранку с охранником и доказав, потрясая папкой с работами, что я не злоумышленник, я проник в приемную издательства. Ко мне выбежал художественный редактор и пригласил в комнату. Там, как сельди в бочке, квасили творческую искру еще штук пять его коллег.

Я выложил свои работы на стол, и тут обнаружилось, что оформленная мною книга «Путь Меча» уже изучается как пособие по рисованию точечной графики. Меня тут же представили главному литературному редактору Леониду Шкуровичу, и после некоторых раздумий он предложил мне работу.

С тех пор я в «Эксмо», и очень этим доволен. Прежде всего потому, что мои любимые начальники оказались очень терпеливыми и человечными. Хоть у меня и добрый характер, но иногда я настолько ухожу в себя, что забываю про сроки и планы издательства. И тогда мои руководители находят в себе силы опустить меня с небес на землю, за что я им безмерно благодарен.

Оформление альбома «Химера» группы «Ария».

А про никитинскую серию — тут все просто. Я большой поклонник творчества Юрия Александровича, поэтому мне и дали эту серию. Я получил громадное удовольствие, работая над ней.

На вашем сайте сказано, что рисовали вы всю жизнь. Есть ли у вас художественное образование, или вы всему учились сами?

Я учился всему сам, в первую очередь по книгам, и очень много рисовал с натуры. Общаясь с хорошими художниками, многое почерпнул у них. Время даром старался не терять. Но иногда жалею, что нет у меня академического образования.

Лично я впервые столкнулся с вашими работами в старом издании «Властелина Колец». Переоценить значение этой трилогии для жанра фэнтези сложно, и все-таки, каково ваше личное отношение к произведениям Толкина?

«Властелин Колец» — это как воздух. Я вырос на этом произведении. Единственное, о чем я жалею, — что не хватило в прошлом навыка и опыта оформить его так, как мне хотелось. Сейчас я бы все сделал по-другому.

А отвечает ли экранизация «Властелина Колец», созданная Питером Джексоном, вашим представлениям об этом мире?

Полностью отвечает! Я думаю, нет на земле человека, который бы просмотрел творение Питера столько раз, сколько я! Но тут есть еще одно «но»: я смотрел его как художник — и я поражен, раздавлен и вдохновлен! Потрясающая атмосфера!

В нашей стране фэнтезийная иллюстрация и художники, ею занимающиеся, появились сравнительно недавно. Как вы полагаете, далеко ли нам до ведущих западных мастеров, и каковы перспективы развития?

Трое прямиком из леса.

Да мы уже Запад покорили! Анри, Бондарь, Федоров, Шикин — мастера лучше, чем многие западные. Это, наверное, стереотип такой успел сложиться: не заметили, как уже вышли на уровень. И нашим иногда платят там больше, чем местным. Потому что можем!

Пользуясь случаем, передаю привет всем нашим начинающим художникам. Не бойтесь авторитетов из-за бугра! Да, их надо уважать и учиться у достойных, но сейчас мир меняется в лучшую сторону, и появилось много новых возможностей для творчества. Пользуйтесь этим и не бойтесь ничего!

Вы уже сотрудничали с известнейшей немецкой группой, исполняющей фэнтезийный металл, Blind Guardian. Не расскажете подробнее об этой работе и ее особенностях?

В работе над книгой нужно уловить суть романа или выделить на обложке какой-нибудь яркий фрагмент. С музыкальными дисками сложнее, там нужно отразить концепцию, общий ход мыслей музыкантов, понять, что они хотят сказать. В этом деле я просто звено, через которое музыкант может передать то, что заложено в композициях. Помогаю, как могу. Ведь первое, что видят люди, покупая альбом — это обложка! Моя задача — задать настроение перед прослушиванием музыки. Многие воспринимают песни через визуальные образы. И отпечаток моего рисунка должен соответствовать тону альбома, его содержанию. По крайней мере, я стараюсь работать именно так. И считаю это правильным.

Фантастика и фэнтези пожалуй, самые богатые на яркие образы жанры в искусстве. Но лишь немногим дано мастерство воплощать рождаемые воображением образы в искусстве: литературе, музыке, или, как наш собеседник в потрясающих картинах.

Фродо, Сэм и Голлум.

Маг и хоббит.

«Интересно ковыряться в мелочах, из которых потом получается монументальное»

Какую музыку вы слушаете? Вдохновляет ли она вас на новые творения?

Никитин пишет, Лео оформляет.

Мне нравится многое, перечислять очень долго. На 100% отражает мир фэнтези музыка группы Blind Guardian. Из других — «Пикник», «Ария», Manowar, «Дио», «Алиса», саундтреки из фильмов «Властелин Колец», «Гладиатор»... Но вообще во время работы я редко слушаю музыку.

Фэнтези часто основывается на средневековой стилистике, но порой от этого стереотипа отходят. С какой исторической эпохой вам интереснее всего работать?

Со всеми эпохами. Не важно, боевая сцена или нет. Я вообще люблю историю.

У вас достаточно много различных боевых картин с большим количеством героев, и это бросается в глаза. Что привлекает вас в создании многофигурных композиций?

Я большой поклонник Франца Алексеевича Рубо. С детского сада я влюбился в его панорамы. Ефим Исаакович Дешалыт, мастер диорамы, тоже направил меня именно в пространственное понимание. Мне интересно работать в этом сложном направлении. Многофигурка требует сосредоточения в плане композиционного пространства. Мне это интересно — ковыряться в мелочах, из которых потом получается нечто монументальное. Особенно когда приходится работать с историческим материалом.

Наложница ненависти с обложки одноименного романа Панова.

В продолжение предыдущего вопроса: на вашем сайте сказано, что, работая над иллюстрацией, посвященной гражданской войне в США, вы тщательно изучали ее историю. Подходите ли вы так же внимательно к созданию фэнтезийных и фантастических картин, например, опираетесь ли на реальную историю в том, что касается антуража или костюмов героев?

Конечно! Многое из того, что присутствует в фэнтези, придумано на основе реальных исторических фактов. Те же мифы — это отражение реального бытия. Особенно доспехи, оружие, одежда, антураж помещений — все это уже было. Наверное, такой подход сформировался из-за склонности писателей и художников к ассоциациям. Если то, что придумано, похоже на правду, зрителю легче найти в этом знакомые чувства и эмоции. Наверное, это правильно.

И, конечно, интересно совмещать реалистичные и заведомо фантастичные элементы. Это тоже способ повлиять на зрительское восприятие. Но, честно говоря, редко удается.

Вы сами решаете, что будете изображать на обложках книг, или это определяет заказчик?

Меня жестко контролируют! Издательство, а не я в ответе за продажи книг. Я предлагаю свои эскизы, а начальство уже смотрит, подходит этот рисунок под задачи издательства или нет. Это нормальный рабочий процесс. Хотя бывает по-разному.

Разные места, эпохи и герои.

Какого вашего героя или, может быть, иллюстрацию вы бы назвали любимыми?

Наверное, некоторые обложки для Никитина. Серия «Сокол» Вячеслава Шалыгина тоже принесла мне много радости.

Любимый монстр тоже есть?

Монстры — это отражение нашего эго. Мой любимый монстр — Жорик. Он присутствует на некоторых альбомах «Арии». Но кажется, пора ему уже отдохнуть и отойти на второй план. Пустить на обложки главных героев, а самому стать просто наблюдателем.

Будем с интересом ждать появления в творчестве Лео Хао новых героев и монстров, вне зависимости от того, где они будут напечатаны. Ведь будь то батальные полотна или изображения отдельных героев все работы художника неизменно великолепны и пронизаны духом фантастики.

Фэнтезийный концерт.

Невидимка.

«Рисую то, что писатели пишут»

Влияет ли ваше близкое знакомство с восточными единоборствами на то, как вы изображаете боевые эпизоды?

Героическая баталия.

Обязательно. Вот только таких сцен мало. Но тут, как говорится, «на вкус и цвет». Что-то не заказывают мне книги оформлять про Шаолинь. Я человек подневольный — рисую то, что писатели пишут.

При вашей любви к Востоку, просто не могу не спросить о вашем отношении к аниме.

Стиль аниме у меня вызывает сложные чувства. Я обожаю фильмы Хаяо Миядзаки! Вообще люблю их за глубину и множество эмоциональных подтекстов. Но вот когда вижу просто рисунки в этом стиле... Мне не нравится. Не мое это. Не понимаю.

На мой взгляд, ваши черно-белые иллюстрации значительно отличаются по стилю от цветных. С чем связаны эти различия?

Техника разная. Графика более кропотлива и сложнее в исполнении. Особенно точечная. Берешь перо 0,5, заточенное под углом рисования, и тыкаешь, будто аэрографом: очень хорошие переходы получаются. Был случай, когда я в охране работал. Там смена ночная была, я и там рисовал. Так вот, сломалось у меня перо. А я тогда как раз «Путь меча» начинал делать. Так я взял спичку, заточил. Тяжело, правда, было, но пришлось. Подручные средства спасли.

Но сейчас вы уже рисуете не на бумаге, верно?

На бумаге делаю эскиз, потом сканирую и довожу на компьютере. Пользуюсь программой Painter 7: очень удобно.

Врата в иные миры.

А что самое важное для того, кто хочет стать профессиональным иллюстратором фантастики?

Да все очень просто. Много работать и всегда учиться! А пробиться вам помогут только хорошие работы. Как только вашу первую работу купят — значит, вы пробились.

Каких современных писателей вы любите? Есть ли кто-то, чьи книги вам хотелось бы проиллюстрировать?

Современных? А что такое «современный»? Планета маленькая, жизнь быстротечна: раз, и нет уже никого, лет так через... Все мы современники, кто успел родиться на этой планете.

Ричард Бах, Толкин, Урсула Ле Гуин, братья Стругацкие, Иван Ефремов — много их. Очень бы, конечно, хотелось проиллюстрировать «Таис Афинскую» и «Волшебника Земноморья»!

Что для вас сейчас фантастика в первую очередь: только работа, или все-таки существенная часть вашей жизни?

Существенная часть жизни — это и есть моя работа. Иногда я творец, иногда ремесленник. Всякое бывает.

И в заключение — просто несколько слов или пожеланий нашим читателям.

Работайте и верьте в свои силы. Не бойтесь пробовать новое. Не ленитесь. Будьте здоровы. Удачи вам!

Мудрые слова, которые, мы надеемся, окажутся верны и по отношению к самому Лео. На страницах нашего журнала вы можете увидеть лишь небольшое количество избранных работ этого художника. Тем же, кто захочет насладиться его творчеством в полном масштабе, мы предлагаем посетить официальную страничку Лео Хао в интернете: leohao . ru .

Иллюстрации публикуются с разрешения художника.

Досье: Лео Хао о себе

Во-первых, я не китаец. Хотя наверняка должен был им родиться. Наверное, когда начальник перерождений из небесной канцелярии переносил корзинку с душами, готовыми вновь воплотиться на Земле, в сторону Востока, в корзинке была дыра, и я выпал вместе с некоторыми моими друзьями на территории России. О чем и не жалею. Оказалось, меня тут ждали!

Рисовал я всегда и везде. Правда, в начале девяностых было трудно зарабатывать на хлеб моим ремеслом, и поэтому приходилось работать в других областях. Я был охранником, маркетологом, реставратором и гробовщиком. Но все это время параллельно рисовал. Например, иллюстрация для книги Олди «Путь Меча» была нарисована буквально на гробах, в перерывах между сколачиванием оных.

В итоге упрямство и поддержка супруги взяли свое. Сейчас я работаю в издательстве «Эксмо» и оформляю некоторые музыкальные диски тяжелых команд.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
28 октября 2014
октябрь сентябрь
МФ Опрос
Третий сезон «Твин Пикс» 25 лет спустя
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться