Google+
Мир Хранителей Космические пираты ГРЕГ СТЭЙПЛЗ, ХУДОЖНИК MASHUP
Версия для печатиМиры: Миры. «Зловещие Мертвецы»

Главное — у кого ружье!

Зловещие мертвецы

Я считаю, что мой главный долг — развлекать людей. Каждый новый фильм мне хочется сделать немного другим... Речь идет не о профессиональном росте. Я говорю о том, что зрители постоянно хотят чего-то другого... Того, что пришло в наш мир не отсюда...

Сэм Рэйми

Чтобы обрести популярность, фантастическая история вовсе не должна быть новой, умной и уж тем более вменяемой. Примеров тому множество. Скажем, постмодернисты занимаются высокохудожественным плагиатом и издаются многотысячными тиражами, управление колобком, пожирающим таблетки в лабиринте, называется «культовой игрой», а фильмы Дэвида Линча понимают лишь маленькие зеленые гномики, живущие у него в волосах. Чтобы сделать заурядность шедевром, нужно просто знать меру в эксцентричности, уметь превращать банальности в неповторимый стиль и быть при этом гением.

27 лет назад братья Рэйми сотоварищи сделали нечто, за что им никогда не будет стыдно, а конкурентам всегда будет мучительно больно. Слова «зловещие» и «мертвецы» стали неотделимы друг от друга примерно так же, как «звездные» и «войны». 20-летние американские подростки не просто качественно подурачились с кинокамерой, но, сами о том не подозревая, создали целую вселенную ужаса. Довольно забавную вселенную, надо сказать.

Зловещая космология

«Хлопушка» с рабочим названием первой части — «Книга мертвых».

Термин «вселенная» может быть применен к фильмам ужасов лишь с некоторыми оговорками. Эта калька с английского universe по-русски звучит слишком астрономично, чтобы уживаться с волшебными и сверхъестественными сюжетами (пусть даже очень масштабными). Еще есть слово «мир», но употребить его в отношении историй, где пьют кровь и едят мозги, не смог бы даже самый закоренелый оптимист.

Мода называть подробно расписанные сюжеты «вселенными» появилась совсем недавно. Раньше никто бы и не задумывался о вселенной «Гостьи из будущего» или «Пикника на обочине». И даже сегодня сложно говорить об отдельных мирах «ужастиков». В 9 случаях из 10 все страшные истории происходят на фоне обыденной действительности. Их паранормальная составляющая объясняется «на пальцах», потусторонние измерения описываются как... «потусторонние измерения», а победа добра неизменно ведет к восстановлению «нормальности» окружающего мира.

Мы не можем похоронить Шелли! Она... она — наш друг!

Бывают и исключения. Сюжеты о вампирах иногда уточняют историю и нравы кровососов. Демонов можно назвать «кенобитами» и порадовать зрителей обрывочными сведениями о «запредельном измерении неописуемых наслаждений». Однако если речь идет об оживших мертвецах, дело совсем плохо. В лучшем случае вину свалят на вирус, в худшем — на химическое оружие, а если и это не поможет — на сценариста.

Рэйми не предполагал, что «Зловещие мертвецы» станут культовым фильмом. По большому счету, он хотел просто развлечься. А в начале 1980-х особой популярностью пользовались слэшеры (законодателем мод был «Хэллоуин») и итальянские зомби-демонические «ужастики». Рэйми не стал изобретать велосипед, и «Зловещие мертвецы» взяли низкий старт: пятеро студентов, заброшенный дом, магическая книга и силы зла.

По сути, первых «Зловещих мертвецов» можно было бы причислить к жанру survival horror с обратным отсчетом персонажей в духе «Чужого» (вышедшего двумя годами ранее), ведь основным мотивом приключений Эша Вильямса была борьба за выживание. Вторым, не менее важным персонажем этой истории стала «Мортуром Демонто» — шумерская книга погребальных обрядов, известная как «Книга мертвых».

Проигрывание пленки с переводом ее заклинаний пробудило в лесах некое древнее зло. Оно начинает овладевать подростками, превращая их в монстров. Эш — парень не злой, однако изоляция в компании демонов и мертвецов — лучший стимул к экспресс-обучению навыкам обращения с двустволкой и бензопилой.

«Шумерский» язык книги мертвых и настоящая шумерская клинопись. Найдите 117 различий.

Первый блин

У Рэйми было всего 350 тысяч долларов на съемки, поэтому вместо аренды павильона съемочная группа ездила в самый настоящий заброшенный домик близ города Морристаун (штат Теннеси). Нельзя сказать, что съемки шли с трудом. Когда Даль составлял свой словарь, это выражение еще не означало, что 85-минутный фильм будет сниматься четыре года, половина актеров уйдет из проекта и их придется заменять другими. Чтобы зритель ничего не заметил, Рэйми хитрил, как мог, — снимал со спины, издалека, в необычных ракурсах.

Перекур (съемки «Зловещих мертвецов»).

Не следует осуждать актеров за их малодушие. Платили им мало — и то лишь до тех пор, пока деньги не кончились. На съемочной площадке Рэйми превращался в тирана. Наконец, условия труда были, мягко говоря, спартанскими. К примеру, по вечерам Брюса Кэмпбелла отвозили домой в кузове пикапа, так как к концу рабочего дня он был покрыт смесью кукурузного сиропа и кетчупа (фальшивой кровью) с ног до головы.

Щас спою...

В 2006 году композитор Кристофер Бонд и писатель Джордж Рейнблатт поставили в Канаде мюзикл «Зловещие мертвецы», одобренный Сэмом Рэйми и Брюсом Кэмпбеллом. Первые три ряда кресел составили так называемую «зону разбрызгивания». Билеты туда продавались с предупреждением о возможности промокнуть, а зрителям выдавали специальные накидки для защиты от потоков бутафорской крови, хлещущих со сцены. Некоторые фанаты «Зловещих мертвецов» специально надевали белые майки, чтобы они окрасились в красный цвет, и сохраняли их в память о мюзикле. Официальный сайт проекта — evildeadthemusical.com.

Роль Эша исполняет Райан Вард.

По меркам своего времени фильм получился более чем кровавым. С прокатом возникли трудности: в большинстве стран его запретили. А там, где разрешили — вырезали все тошнотворные «вкусности». Но дело даже не в них! «Зловещие мертвецы» разошлись по миру на видеокассетах со скоростью лесного пожара — в основном потому, что они держали зрителя в постоянном напряжении.

Когда актеры забывали, что делать, Рэйми спрашивал их — вы что, раскадровки не смотрели? Их рисовал он сам. Вот такие.

Кровавая мясорубка была лишь приложением к великолепно смоделированной ситуации: замкнутое пространство, опасность со всех сторон, смерть за каждым углом и весьма смутные перспективы на спасение (Рэйми вдохновлялся «Ночью живых мертвецов» и «Техасской резней бензопилой»). Кроме того, насилие в фильме было явно напускным и балансировало на грани фарса, что слегка снижало градус жестокости.

«Авторской вселенной» здесь пока еще и не пахло, но фильм выделялся среди других любительских поделок виртуозной работой оператора. В качестве такового выступал Рэйми, а орудовал он 16-миллиметровой камерой. Она была гораздо легче 35-миллиметровых, поэтому Сэм мог снимать такие сцены, которые списывали в утиль прежние понятия о перспективе и ставили под сомнение законы гравитации.

В фильме «Донни Дарко» титульный персонаж смотрит в кинотеатре «Зловещих мертвецов». Кроме того, фильм Рэйми упоминался в «Полтергейсте», «Кошмаре на улице Вязов 1 и 4», «Живой мертвечине» Питера Джексона, «Крике», «Человеке-пауке», а также нескольких десятках других менее известных фильмов и игр.

Фильм «Ловушка зловещих мертвецов» (Япония, 2001). Ничего общего с трилогией Рэйми.

Это интересно:
  • Заброшенный лесной домик из первых «Мертвецов» сгорел, однако если вы свернете с Kidwell Ridge Road, то сможете найти уцелевший камин с трубой.
  • Лавкрафт утверждал, что слово «Некрономикон» он придумал во сне.
  • Слова, которые должен был произнести Эш в третьей серии (Клаата, Верада, Никто), — отсылка к «Клаата, Барада, Никто» (команде для робота из фильма «День, когда Земля замерла»).
  • Барахло в багажнике «Олдсмобиля» — не реквизит, а реальные вещи, которые возил с собой Сэм Рэйми.
  • Выхлоп бензопилы имитировался табачным дымом. Тот подавался через шланг, пропущенный через штанину Брюса.

В 2008 году должен выйти фильм Брюса Кэмпбелла «Мое имя Брюс». Актера Кэмпбелла принимают за Эша, и ему приходится бороться со злом в реальном мире.

2
1 2
Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
ворчун
№ 1
27.11.2008, 11:30
Хороший,плохой...Зато я с оружием!
EBenzin
№ 2
28.11.2008, 03:52
Вторая часть имхо лучшая. Долго хранилась у меня на VHS рядом с "Чужим", с пометкой "лучшие ужастики всех времен".
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
2 сентября 2014
август июль
МФ Опрос
МФ посвящал номер французской и польской фантастике. О какой ещё экзотической фантастике вы бы хотели почитать?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться