Google+
Беседа с Владимиром Бондарем Звездные войны: Технологии «Star Wars» Галерея несбывшегося грядущего «Ночной дозор» Сергея Лукьяненко: Мир Иных
Версия для печатиВидеодром: Вспомнить всё. Экранизации Роберта Шекли
Кратко о статье: Роберт Шекли по странной прихоти судьбы гораздо более популярен в Европе и России, чем у себя на родине. Почти полтора десятка экранизаций его произведений неизвестны широкому зрителю, потому что делали их отнюдь не голливудские режиссёры.

Роберт Шекли

Cмерть в прямом эфире

 

Фантастические произведения — неиссякаемый источник сюжетов для киноделов. Нам показалось интересным понаблюдать, как видят одного и того же автора разные режиссёры. В этот раз герой рубрики — автор, на чьих рассказах выросло несколько поколений советских и российских детей, непревзойдённый мастер юмористической фантастики, безусловный классик, при этом не удостоившийся не единой голливудской экранизации. Роберт Шекли.

Многие наши соотечественники уверены, что американец Роберт Шекли (как отчасти и Рэй Брэдбери) — русский автор, несмотря на то, что родился он не в России, как Айзек (Исаак) Азимов, и даже не был по крови братом-славянином, как чех Саймак (Симак) или поляк Желязны (Желязный). На территории СССР его издавали чуть ли не больше, чем на Западе, собрание сочинений в твёрдом переплете у нас есть (и не одно), а в США — нет. Да и последний год жизни писателя, что немаловажно, оказался тесно связан с Украиной. Многим памятно, как русскоязычные читатели Шекли всем миром собирали деньги на его лечение, когда выяснилось, что страховку фантаст потерял, а накоплений на старость никогда не делал.

Парадокс же заключается в том, что Роберт Шекли, бывший в семидесятых и восьмидесятых годах прошлого века любимым автором многих советских читателей, в то же самое время почти не публиковался в США. Пик его популярности там уже прошёл, и на смену рассказам, в которых он был непревзойдённым мастером, пришли романы и саги, а они у Шекли получались значительно слабее, ну не его это форма. Так что писатель попал в своеобразную творческую эмиграцию: основная масса его читателей оказалась за границей. Последние его книги вообще так и не вышли на родине, хотя были переведены на несколько языков и изданы как у нас, так и в Европе.

При этом за все выходящие в СССР миллионные тиражи писатель не получал ни копейки, так что в финансовом смысле эта заграничная сверхпопулярность ничем ему не помогала. Последними его прижизненными гонорарами были выплаты российского издательства «Эксмо». Почти каждый любитель фантастического кино скажет, что экранизаций произведений Шекли было всего четыре: «Десятая жертва» с Марчелло Мастрояни, «Беглец» с Миком Джаггером, франко-югославская «Цена риска» и недавняя серия по «Страж-птице» в сериале «Мастера фантастики». Наиболее продвинутые вспомнят ещё две телепостановки в советском сериале «Этот фантастический мир» по рассказам о Грегоре и Арнольде.

А между тем по книгам Шекли снято восемнадцать фильмов. Правда, всего по десятку произведений: одна только культовая «Седьмая жертва» экранизировалась раз пять. Почему о них никто не знает, понятно: в США (а именно США — традиционный экспортёр кинопродукции) снято чуть больше трети этих фильмов, оставшаяся дюжина сделана в Европе и у нас. Кроме того, большая их часть — либо эпизоды в старых телесериалах, либо артхаус. Правда же, и то, и другое подходит текстам Шекли куда больше? Но блокбастер тоже есть: «Бегущий человек» снят как бы по роману Стивена Кинга, но при желании можно поискать десять отличий от шеклиевской «Седьмой жертвы».

Большая тройка

«Десятая жертва» Элио Петри, видимо, так и останется самым известным фильмом по произведениям Шекли, во всяком случае, в нашей стране. Это французско-итальянская картина 1965 года, главные роли в которой исполнили Марчелло Мастрояни и Урсула Андресс — звёзды самой что ни на есть первой величины. Смертельная дуэль охотника и жертвы в их исполнении заставляет с напряжением следить за событиями. Поскольку с Европой у СССР в конце шестидесятых отношения были гораздо лучше, чем с США, фильм пошёл в советский прокат. По настроению лента вполне соответствует своему времени: в ней есть что-то от комедии отношений (вспоминаются, например, фильмы с Челентано — как жанр) и от ранней «бондианы» — наивный и трогательный пафос. Это придаёт картине, пусть и за счёт совершенно других особенностей, ту же лёгкость, которой отличаются шеклиевские тексты и которой так не хватает большинству других экранизаций. Киновоплощение рассказа не дословно, однако впечатления от просмотра остаются самые положительные. Есть сценарные находки, решённые настолько в духе Шекли, что не верится, будто их придумал не сам писатель: например, мировая классика в виде комиксов или уличные автоматы-сводники.

Урсула Андресс: сами посудите, разве в такую охотницу можно не влюбиться?

Фильм вполне успешно прокатывался и в США, а на волне популярности темы Роберт Шекли сделал новеллизацию картины, написав роман «Десятая жертва» и «канонизировал» тем самым картину Петри. Интересно, что в книге упоминается некий «легендарный Бак Роджерс». Именно так назвал своего героя семнадцать лет спустя Стивен Кинг. Но об этом ниже.

Тему охоты на человека Шекли блестяще продолжил в рассказе 1958 года «Премия за риск». На этот раз ареной стал не мир без агрессии, а кровавое реалити-шоу. По закону о добровольном самоубийстве любой желающий имел право стать беглецом, задача которого — выжить в течение недели. В случае успеха участника ждал немалый выигрыш, в случае неудачи — смерть. Разумеется, сценарий шоу жёстко режиссировался владельцами телеканала: оставлять такое кассовое зрелище, как смерть, на волю случая было бы неправильно с точки зрения бизнеса.

Другой успешной экранизацией произведения Шекли стала французско-югославская кинолента Ива Буассе «Цена риска», вышедшая в 1982 году. Звёзд уровня Мастрояни там нет, но главные роли достались известным французским актёрам Жан-Клоду Дрейфусу, Мари Пизье, Жерару Ланвену и Мишель Пикколи. Хоть и не столь громкая, как «Десятая жертва» (в советский прокат она выходила, а вот в американский — нет), картина является прямо-таки образцом бережного отношения к первоисточнику.

Герой «Цены риска» пересматривает своё отношение к индустрии телевизионных развлечений.

История Шекли оставлена практически неизменной, и это самым положительным образом сказывается на качестве фильма. И вмешательство в события «простых граждан», и неравенство беглеца и преследующих его профессиональных убийц, и отсутствие счастливой концовки — всё это есть в картине. Даже бунтарство героя, о котором Шекли не писал, не выглядит лишним. Режиссёру и актёрам удалось показать, что телевизионная охота на человека — приключения не только тела, но и духа: герой переосмысливает события и решительно меняет своё отношение к происходящему. Если бы существовал топ экранизаций Шекли, «Цена риска» обоснованно претендовала бы на первое место.

Единственная американская полнометражная экранизация под прокатным названием «Беглец» вышла в 1992 году. Это была попытка Джеффа Мёрфи перенести на экран «Корпорацию «Бессмертие». Коротко о сюжете: в будущем технологии позволили «выхватывать» тела людей для пересадки мозга прямо из момента их смерти в прошлом. Таким «донором» становится и герой фильма в исполнении Эмилио Эстевеза. Его игра, впрочем, не слишком впечатляет, гораздо больше «повезло» противникам: на стороне зла в фильме выступают харизматичный и фактурный Мик Джаггер, солист знаменитой рок-группы Rolling Stones, и блистательный Энтони Хопкинс. Правда, даже эти прекрасные актёры картину не спасли.

В будущем заново приходится выяснять, кто твой друг, а кто враг.

Событийная канва — снова охота на человека, только теперь жертва нужна преследователям живой и невредимой. Мир будущего показан с хорошей долей фантазии. Трюки поставлены добротно. Но общее ощущение вторичности не покидает от начала и до конца просмотра. Особенно у тех, кто уже знаком с романом: экранизация вышла хоть и старательная, но бедноватая.

Отзывы критиков тоже были весьма сдержаны, но, несмотря на это, фильм получил премию «Сатурн» в трёх номинациях — лучший научно-фантастический фильм, лучшие костюмы и лучшая женская роль второго плана — последняя награда досталась Рене Руссо совершенно заслуженно.

Телеэпоха коротких рассказов

Примечание: Здесь и далее, поскольку официальных переводов названий экранизаций не существует, переводы даны в версии автора статьи.

На этом экранизации, получившие мировую известность, заканчиваются. Всё-таки в первую очередь внимание к Шекли проявляли режиссёры независимого кино и продюсеры фантастических телепроектов. Впрочем, сам писатель ничего против не имел: ещё в пятидесятые он сотрудничал с создателями американского низкобюджетного сериала «Капитан Видео», который выходил с 1949 по 1955 год. Для «Истории завтрашнего дня» (Tales of Tomorrow) в 1951 году он написал сценарий, два года спустя переработанный им в рассказ «Чудовища» (The Monsters). Да и позже, уже в девяностых, Шекли писал новеллизации для «Чужих», «Вавилона-5» и «Звёздного пути».

Этот древний сериал остаётся в истории только благодаря именам сценаристов.

Но все три фильма из «большой тройки» были не первыми экранизациями соответствующих книг.

«Корпорация «Бессмертие» в первый (но, как уже было сказано, не в последний) раз была экранизирована ещё в 1969 году в Великобритании, в рамках сериала «Пределы неизведанного».

В 1958 года на канале ABC стартовал научно-фантастический телепроект «За пределами этого мира» (не путать с одноимённой американской работой конца восьмидесятых). Руководителем студии был в то время Сидни Ньюмен. Сериал считался дочерним проектом популярного шоу «Камерный театр». Особой отдачи от него не ожидали, и состоялся этот проект только благодаря энтузиазму телепродюсера Ирэн Шубик. Собственно, идея проекта возникла у руководства канала после того, как в 1961 году Ирэн сделала несколько телефильмов по фантастическим рассказам. В том числе — всё ту же «Седьмую жертву» (под названием «Клуб убийц»). В главной роли снялся известный актёр Ричард Брирс, а больше об этой постановке не известно ничего: плёнка не сохранилась.

В «За пределами этого мира» вышло 13 эпизодов, но, к сожалению, все они, кроме одного, были стёрты сразу после показа. Позже, когда Ньюмен ушёл работать на BBC, он позвал Шубик с собой и предложил ей сделать научно-фантастический сериал уже как самостоятельный проект. Ирэн горячо взялась за дело. Задуманный ею проект должен был претендовать на звание «антологии научной фантастики». Результат действительно впечатлял. Это были не фильмы, а пятидесятиминутные телеспектакли, основой для которых служили рассказы Клиффорда Саймака, Айзека Азимова, Уильяма Тенна, Фредерика Пола, Джона Браннера, Джеймса Балларда, Генри Каттнера, Сирила Корнблата. В «Пределах неизведанного» вышло 4 сезона, всего 49 серий, первые 25 продюсировала сама Шубик, а потом руководителем проекта стал Алан Бромли, но в дело по-прежнему шли только рассказы, отобранные лично Ирэн. Первой из серий Бромли, а заодно и первой цветной серией и стала «Корпорация «Бессмертие», вышедшая в эфир 7 января 1969 года. К сожалению, по официальной информации студии, записей этого эпизода также не сохранилось, только несколько коротких отрывков. О том, насколько удачной была экранизация, сейчас остаётся только гадать, а к самому сериалу мы будем ещё не раз возвращаться в этой рубрике.

В 1966 году, уже после ухода Шубик и Ньюмена из ABC, среди телепередач студии появилась ещё одна: «Сцена 67». Это не был телесериал в полном смысле слова: передача объединяла и художественные постановки, и интервью со звёздами, и документальные фильмы. Увидело свет около 30 выпусков, в том числе вариация на тему рассказа «Гонки» (главные роли сыграли Лью Эйрз и Ли Грант — актёры отнюдь не заштатные). Если верить доступным аннотациям, постановка имеет с рассказом довольно много общего. Это очередная версия на тему депрессивного будущего и игр на выживание, только на этот раз ставкой становится крошечный клочок собственной земли в перенаселённом мире и, как следствие, единственная и уникальная возможность завести ребёнка. Последние кадры фильма — толпа, обступившая выигранный участок и с неотрывной тоской глядящая на счастливчиков, — мощный финал, но совершенно не шеклиевский по настроению. Поскольку этот сериал труднодоступен, вопрос о его качестве и соответствии первоисточнику остаётся открытым.

Артхаусная чёрно-белая короткометражка «Добрые самаритяне» режиссёра Франциско Монтолио, снятая в Испании в 1966 году, — тоже вариация на тему «Седьмой жертвы». Точнее, судя по всему, «Десятой жертвы», то есть уже не самого рассказа, а итальянского фильма, ведь в рассказе сюжет несколько отличается и от картины Петри, и от вышедшего по его следам романа. Испанская экранизация попадает как раз в тот промежуток, когда фильм уже был, а новеллизации ещё не было, — и можно предположить, что это некая полемика с популярной киноновинкой. Режиссёр картины был малоизвестен и тогда, и сейчас (в его фильмографии всего дюжина работ за тридцать лет, причём большая их часть — сериалы). Пожалуй, самостоятельными можно считать только четыре ранние работы. «Добрые самаритяне» — второй его фильм. Первым был «Марсианин» по рассказу Рэя Брэдбери.

«Премия за риск» впервые вышла в 1970 году в Западной Германии под названием «Игра на миллион». Режиссёром телевизионного фильма выступил Том Тёлле. Разумеется, место действия и главный герой оказались адаптированы под местные условия, да и миллион был в дойчмарках. Организатором телешоу в фильме стал выдуманный частный телеканал TETV, а жертвой — уроженец города Леверкузена обычный бюргер Бернгард Лотц. Общий сюжет бережно сохранён, но в картине сделан акцент на закулисные обсуждения происходящего владельцами телеканала. Срежиссированность передачи стала в фильме одной из основных линий.

Создатели немецкой версии «Платы за риск» невольно повторили успех великого радиопровокатора Орсона Уэллса.

Качественные натуралистичные съёмки, перемежаемые якобы документальными вставками, привели к казусу: часть телезрителей решила, будто смотрит реальную передачу. Большинство из них было потрясено и возмущено, но в студии, чей номер фигурировал в фильме в качестве подставного, зарегистрировали несколько звонков от желающих записаться на роль следующей жертвы.

К сожалению, фильм транслировался лишь дважды, после чего началось судебное разбирательство, связанное с правами на экранизацию. Следующий показ состоялся только в середине 2000-х, а в 2009 фильм наконец появился на дисках. Так что, возможно, мы ещё увидим его с русским переводом.

Игра в детектив

В творчестве Шекли особняком стоит цикл из пяти историй о секретном агенте Стивене Дэйне, написанный в шестидесятые годы. В нём нет фантастики, хотя фирменный юмористический стиль писателя делает этот недостаток не очень принципиальным.

В Смертельной гонке» в руки простому и не слишком умному вору-карманнику попадают сверхсекретные документы. Не представляя, что именно на него свалилось, он, тем не менее, решает получить за них вознаграждение. Разумеется, мошенник быстро становится мишенью для всех, кто заинтересован в документах. Экранизация (иронический шпионский детектив) вышла в 1969 году. Это был совместный фильм Франции, Италии и ГДР, режиссёром выступил француз Кристиан-Жак, снявший несколько замечательных приключенческих и комедийных фильмов, которые благодаря кинопрокату стали в СССР классикой: «Чёрный тюльпан», «Леди Гамильтон», «Бабетта идёт на войну». Стивена Дэйна сыграл Питер Лоуфорд, появившийся до этого в нескольких фильмах Хичкока и в знаменитейших «Одиннадцати друзьях Оушена» 1960 года с Фрэнком Синатрой. В роли воришки Карлоса снялся Жорж Жере. В картине его героя сделали немцем, а международные интриги, что логично, ограничили Европой. Фильм довольно точно повторяет сюжетные повороты книги — немудрено: исходная история написана настолько живо и динамично, что напоминает готовый сценарий.

Интересно, что «Смертельная гонка» — фильм-невидимка: о нём не знает даже всеведущая база IMDB. Возможно, причиной тому непопадание в аудиторию: в шпионскую комедию добавили насилие, пытки и даже сцену стриптиза, что привело к выставлению необычно высокого рейтинга, а как следствие — к трудностям с прокатом и безвестности.

Ещё одна экранизация нефантастического произведения Шекли вышла на экраны в 1981 году в Великобритании. Местное отделение студии Disney выпустило развесёлую комедию, сюжет которой очень отдалённо основывался на романе 1965 года «Агент X, или Конец игры». Картину под названием «Человек-кондор» (имя супергероя из комикса, который рисовал главный герой) снял Чарльз Джеррот, режиссёр, работавший в основном над телевизионными фильмами. Главные роли исполнили довольно неплохие актёры Майкл Кроуфорд, Оливер Рид и Барбара Каррера. Фильм не стал шедевром, но лёгкая пародия на супергеройское кино и одновременно на шпионские боевики у Джеррота вполне получилась. Детям нравятся подобные комедии положений с массой переодеваний, летающими тортами, фантастическим «кондормобилем» и прекрасной русской агентшей КГБ. От Шекли в фильме осталось немного, впрочем, справедливости ради, надо сказать, что и исходный роман для фантаста достаточно нетипичен.

И, наконец, «Человек за бортом» («Побег с Адского острова», 1963) — ещё одно нехарактерное для Шекли произведение. Фильм снял Марк Стивенс, он же исполнил и главную роль, а его напарником стал известный актёр Джек Доннер. По жанру это криминальная драма, с кубинскими эмигрантами, которых тайно ввозят в США, и любовным треугольником, который разрешается смертью одного из участников. Сюжетно фильм гораздо беднее, чем повесть, а персонажи показаны одномерными и картонными, чего в произведениях Шекли не встретить. В целом о фильме известно крайне мало, а непроверенную информацию множить не хочется, поэтому придётся ограничиться простым упоминанием.

Актёры Питер Лоуфорд («Смертельная гонка») и Марк Стивенс («Побег с Адского острова»). Такие героические лица больше подошли бы персонажам Хайнлайна.

Из двух с половиной сотен произведений у Шекли меньше десятка детективов и все они довольно прохладно встречались читателями. При этом из них экранизировано три, то есть в процентном отношении гораздо больше, чем его же фантастики. Наверное, подобное внимание продюсеров к произведениям именно этого жанра вызвано подсознательной мечтой о хорошем ироническом детективе: шеклиевский бы фирменный юмор, да в знакомые, проверенные временем декорации, да с приправой из зубодробительного сюжета, такого, чтобы и на минуту нельзя было оторваться. Коммерческий успех такой продукции был бы ошеломительным, а Иоанна Хмелевская числилась бы в жалких эпигонах. Однако не вышло. Ни у киноделов, ни, если уж быть честным, у самого Шекли.

С миру по нитке

Об экранизации рассказа «Кое-что задаром» («Утилизатор», 1996) тоже известно крайне мало. Это единственная режиссёрская работа Крэйга Барона, специалиста по спецэффектам. Он работал, к примеру, в командах «Золотого компаса» и недавней бёртоновской «Алисы в Стране чудес». Снялись в ленте Джейми Бозиан, Шарон Оми и Уильям Сэндерсон. Короткометражка получила награду Чикагского международного кинофестиваля за спецэффекты (что неудивительно при таком-то режиссёре), но широкой публике никогда не демонстрировалась, так что её качество остается загадкой.

В 1979 году к теме охотника и жертвы снова вернулись итальянцы: инсценировка «Десятой жертвы» состоялась в рамках телепередачи Алессандро Блазетти «Рассказы о научной фантастике» (Racconti di fantascienza). Всего в цикле было сделано девять инсценировок. Кроме Шекли, под раздачу угодили Рэй Брэдбери, Мюррей Лейнстер и другие фантасты. Разумеется, нигде, кроме итальянского телевидения, сериал не транслировался.

В сериал «Монстры», который выходил на Sci-Fi Channel с 1988 по 1991 год, встал, как родной, рассказ Шекли «Демоны» 1953 года. Жанр проекта балансировал между ужасами и комедией, люди выглядели как странные экзотические существа, как чудовища, и попадали в ситуации, в которые обычно попадали инопланетяне, демоны, призраки и прочие герои фантастики. В «Демонах» (в сериале они вышли в 1989 году) обычный страховой агент вдруг обнаружил себя внутри огненной пентаграммы, за границей которой стояло жуткого вида создание и требовало груду золота. Чтобы справиться с задачей, он в свою очередь вызывает демона, но тоже натыкается на иномирного страхового агента.

Каждый демон в душе — немножко страховой агент.

Эта постановка практически дословно повторяет рассказ. Создатели даже сдобрили её подробностями из скучной жизни главного героя, что добавило комичности. Впрочем, в удаче есть и заслуга автора, благо рассказ сам просится на экран.

Цитаты

Фильмы многое теряют по сравнению с книгами, книги просто интереснее, очень много вырезается из фильмов, для них есть очень жёсткий, тесный стандарт... Кино мне не очень интересно.

Я считаю, что лучше оригинальные идеи, чем экранизации, но это же гораздо труднее: найти идею, развить её и сделать такое кино, чтобы нельзя было оторваться... «Матрица», например, именно такое кино. Ну а среди экранизаций моих книг шедевров не нашлось.

Роберт Шекли

Последней сериальной экранизацией стала «Страж-птица» (в отечественном дубляже почему-то прозванная «Ликвидатором»). Она вышла в составе шестисерийных «Мастеров фантастики», о которых мы уже упоминали в статье об экранизациях Роберта Хайнлайна. Сериал показывали по канадскому и британскому ТВ, а вот в США он на экраны не выходил, так что с американским зрителем Шекли не повезло и здесь.

«Страж-птица» достойна более фантастичного антуража.

Пересказывать сюжет рассказа значило бы смертельно оскорбить читателей «Мира фантастики». Скажем только, что в роли злополучного изобретателя снялся обаятельнейший Шон Остин — Сэм из «Властелина Колец» и Двацветок из «Цвета волшебства». Сами птицы-роботы сделаны очень стильно и выразительно, а вот в целом мир будущего не слишком футуристичен, при просмотре проще считать, что это альтернативная современность.

В остальном «Страж-птица» — постановка весьма добротная и качественная, как и весь сериал целиком.

Беги, жертва, беги

Конечно, классика классикой, но современному зрителю при словах «кровавое реалити-шоу» в первую очередь вспоминается «Бегущий человек» с главным «терминатором» Голливуда в роли жертвы. В титрах указано, что фильм снят по роману Ричарда Бахмана. Настоящие фанаты знают, что такого автора никогда не существовало и на самом деле это псевдоним, под которым вышло несколько ранних работ короля ужасов Стивена Кинга.

Шварценеггер быстро объясняет зрителям, кто в этом шоу охотник, а кто жертва.

Забавно, однако, что по единодушному мнению кинокритики, «Бегущий человек» почти не соотносится с одноимённым романом, зато изрядно повторяет «Цену риска» Буассе, а значит, содержит гораздо больше от Шекли, чем от Кинга. Так что если обвинять в плагиате «Ричарда Бахмана», может, и не стоит (Кинг сделал из этого сюжета полномасштабную антиутопию, гораздо более многоплановую и мрачную, чем шеклиевский рассказ), то в адрес фильма такие обвинения беспочвенными уже не выглядят. Шекли упомянут в каждой второй рецензии на «Бегущего человека», ходит даже устойчивая легенда об иске, который фантаст подал на киностудию Braveworld и выиграл. Неизвестно, правда ли это, но такое развитие событий было бы вполне справедливым.

Киноязык родных осин

Передача «Этот фантастический мир» выходила ровно десятилетие: с 1979 по 1989 год. В каждый выпуск входило от одной до трёх телепостановок по фантастическим произведениям. Это была единственная фантастическая программа или, если угодно, единственный фантастический сериал в СССР. Экранизировались и классики вроде Жюля Верна или Герберта Уэллса, и современники: Стругацкие, Булычёв, Брэдбери. Дважды основой становились и рассказы Роберта Шекли: в одиннадцатом и пятнадцатом выпусках, причём оба раза в дело пошли истории о двух незадачливых компаньонах из «ААА-ПОПС».

Режиссёром в обоих случаях была Тамара Павлюченко, Арнольда и Грегора (точнее, их аналогов) в первой постановке сыграли Эдуард Марцевич и Роман Козак, а во второй — Пётр Фёдоров (старший) и Павел Андреев.

Из Арнольда и Грегора получились плохие героические вояки...

...зато вполне убедительные охотники за привидениями.

Выпуск под названием «Случай с полковником Дарвином» (1985 год) объединил две новеллы: «Мятеж шлюпки» Шекли и «Ржавчину» Рэя Брэдбери. Из «Мятежа шлюпки» сделали тревожную и трагическую историю о геройской гибели напарника. Шлюпку не купили у старьёвщика, а раздобыли в процессе поисков супероружия для преступной военной верхушки. Банальный рассказ о погибшей в войне планете подан с нравоучительной серьёзностью, отчего антивоенный пафос рассказа снизился в разы. От искромётного юмора Шекли, от находчивости его неунывающих героев не осталось и следа.

Выпуск «Абсолютная защита» (название рассказа-первоисточника переводилось ещё как «Призрак-V») вышел в 1989 году и гораздо больше соответствовал исходнику по духу. Получилась весёлая комедия, отчасти напоминающая «Чародеев» или «31 июня», — разве что без музыкальной составляющей. Такие комедии в СССР всегда получались неизмеримо лучше, чем героическая космическая фантастика, — и не только из-за отсутствия технической базы для спецэффектов.

А в 2009 году в Одессе Артём Шамбалёв и Александр Буратынский сняли ещё одну любительскую короткометражку, основанную опять-таки на рассказе «Премия за риск». И это на данный момент последняя экранизация Роберта Шекли.

Список экранизаций

«Седьмая жертва» (Seventh Victim, 1953), рассказ

«Клуб убийц» (Murder Club, 1961), телеспектакль, сериал «Камерный театр» (Armchair Theatre), Великобритания

«Человек за бортом» (The Man in the Water, 1962), повесть

«Побег с Адского острова» (Escape from Hell Island, 1963), США

«Седьмая жертва» (Seventh Victim, 1953), рассказ

«Десятая жертва» (La Decima vittima, 1965), Франция, Италия

«Седьмая жертва» (Seventh Victim, 1953), рассказ

«Добрые самаритяне» (Los Buenos samaritanos, 1966), короткометражный фильм, Испания

«Гонки» (The People Trap, 1968), рассказ

«Гонки» (The People Trap, 1966), сериал «Сцена 67» (Stage 67), США

«Смертельная гонка» (Dead Run, 1961), повесть

«Смертельная гонка» (Dead Run, 1969), США

«Корпорация «Бессмертие» (Immortality Inc., 1958), роман

«Корпорация «Бессмертие» (Immortality Inc., 1969), сериал «Пределы неизведанного» (Out of the Unknown), Великобритания

«Премия за риск» (The Prize of Peril, 1958), рассказ

«Игра на миллион» (Das Millionenspiel, 1970), Германия

«Десятая жертва» (The Tenth Victim,1965), роман

«Десятая жертва» (La decima vittima, 1979), телепередача «Рассказы о научной фантастике» (Racconti di fantascienza), Франция, Италия

«Агент Х, или Конец игры» (The Game of X, 1965), роман

«Человек-кондор» (Condorman, 1981), Великобритания

«Премия за риск» (The Prize of Peril, 1958), рассказ

«Цена риска» (Le prix du danger, 1983), Франция, Югославия

«Мятеж шлюпки» (The Lifeboat Mutiny, 1955), рассказ

«Этот фантастический мир», выпуск 11, 1985, СССР

«Демоны» (The Demons, 1953), рассказ

«Демоны» (The Demons, 1989), телесериал «Монстры» (Monsters), США

«Призрак V» («Абсолютная защита») (Ghost V, 1954), рассказ

«Призрак V» («Абсолютная защита») (Ghost V, 1954), рассказ

«Корпорация «Бессмертие» (Immortality Inc., 1958), роман

«Беглец» (Freejack, 1992), США

«Кое-что задаром» (Something for Nothing, 1954), рассказ

«Утилизатор» (The Utilizer, 1996), США

«Страж-птица» (Watchbird, 1953), рассказ

«Страж-птица» (Watchbird, 2007), сериал «Мастера научной фантастики» (Masters of Science Fiction), выпуск 6, США

«Премия за риск» (The Prize of Peril, 1958), рассказ

«Премия за риск», 2009, Украина

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
22 апреля 2014 года
апрель март
МФ Опрос
Состоите ли вы в каких-либо официальных сообществах «Мира фантастики»?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться