Кто писал книги про «Секретные материалы»?

27 февраля 2016
Фото аватара
27.02.2016
22027
12 минут на чтение
Кто писал книги про «Секретные материалы»? 18

Истина где-то рядом.
Официальный слоган сериала

В 1997 году в Россию пришли телевизионные «Секретные материалы», чьи герои, доблестные агенты ФБР Фокс Малдер и Дана Скалли, в одночасье стали народными любимцами. Поклонники изучали их биографии, спорили, завяжутся ли между персонажами романтические отношения, составляли списки снятых и только запланированных серий. Пожалуй, X-Files Криса Картера — первый западный фантастический ТВ-сериал, породивший в нашей стране настоящий культ. Динамичность действия, дразнящая и никак не дающаяся в руки тайна, обаяние Дэвида Духовны и Джиллиан Андерсон завоевали сердца многих русских зрителей.
Отечественные издатели не могли пройти мимо такого феномена. В 1990-х «кинороманы» были в России весьма распространенным явлением, за них нередко брались профессиональные писатели. Александр Тюрин и Александр Щеголев, например, сочинили свою версию похождений Индианы Джонса, а группа харьковских авторов работала над новеллизацией «Чужого». Ничего удивительного, что под занавес 1997 года издательства Terra Fantastica (Санкт-Петербург) и «АСТ» (Москва) договорились о совместном цикле книг по мотивам ТВ-сериала «Секретные материалы». Почти все тексты писались и редактировались в Питере, в Москве же занимались их непосредственным изданием.

Распределив обязанности таким образом, «АСТ» сделало беспроигрышный ход. Дело в том, что Terra Fantastica, сотрудничавшая тогда со многими ведущими фантастами, сумела поднять проект на новую высоту. К работе были привлечены Андрей Столяров, Андрей Лазарчук, Вячеслав Рыбаков, Андрей Измайлов, Николай Романецкий, Антон и Елена Первушины, Елена Хаецкая, замечательный критик Сергей Бережной — не говоря уж о тех, кто только пробовал свои силы на литературном поприще. Руководителем проекта стала Яна Ашмарина, главный художник «Терры» — человек жесткий, дотошный и пользующийся в петербургском фэндоме заслуженным авторитетом.

Die Hand Die VerletztРазумеется, далеко не все известные авторы, занятые в проекте, были искренними поклонниками сериала. Эта работа стала для них чем-то вроде литературной игры, азартным соревнованием: кто напишет увлекательнее, кто сможет ярче раскрыть образы, убедительнее связать сюжетные линии? Для молодых авторов вроде меня публикация под одной обложкой с Лазарчуком или Рыбаковым сама по себе была достаточным стимулом, чтобы не халтурить. А если добавить, что сценарии для оригинальных «Секретных материалов» писали Уильям Гибсон (эпизод «Матрица») и Стивен Кинг (эпизод «Чинга»), можно представить, с каким трепетом мы относились к стоящей перед нами задаче. К концу лета 1998 года я успел новеллизировать пять эпизодов — «Ева», «Обри», «Троица», «Свежие кости» и «Рассеянный свет». Увы — грянул дефолт, и писателям стало не до игр…

Второй этап в истории «Секретных материалов» связан с питерским издательством «Северо-Запад» и с новым ведущим редактором серии Владиславом Гончаровым. Популярность телесериала к тому времени существенно уменьшилась, потому было решено отказаться от точного следования оригинальным сценариям. Отныне авторам нужно было лишь придерживаться общей канвы, конкретные же сюжеты им предстояло разрабатывать самостоятельно — что, увы, не всем оказалось по зубам. Тем более что большинство фантастов старой закваски покинуло проект. Гончаров, впрочем, не растерялся: буквально за полгода ему удалось привлечь к работе целый ряд профессионалов нового поколения — Виктора Точинова, Дмитрия Янковского, Андрея Легостаева, Александра Прозорова… Это отсрочило закрытие книжной серии, однако так и не спасло ее — подобные проекты не живут долго. Никакое массовое увлечение не длится вечно, постепенно затух интерес и к «Секретным материалам» — а за ним и к одноименным книгам.

Любая история не полна без воспоминаний очевидцев. К десятилетнему юбилею выхода первого тома «Секретных материалов» я обратился к нескольким своим коллегам и попросил их рассказать об участии в том достопамятном проекте.

Владислав Гончаров

ГончаровТочно не припомню, когда мне предложили участвовать в проекте «Русские Х-файлы». Задача состояла в следующем: взять эпизод бесконечного сериала и сделать его литературную обработку — можно с некоторой долей отсебятины, но при тщательном соблюдении реалий. Сверхзадача проекта (как мне объяснила его Яна Ашмарина) состояла в том, чтобы дать возможность попробовать свои силы и опубликоваться начинающим фантастам.

Работая над новеллизациями (их у меня было пять — «Дверь во Вселенную», «Корпорация «Кровь», Exelsis Dei, «Корабль-призрак» и «Беспокойство»), я не стал поклонником сериала, но в чем-то понял его фанатов. На самом деле это такая игра — собирать с помощью довольно ограниченного набора кубиков-штампов историю за историей, чтобы каждый раз она действительно носила запах чуда. Подозреваю, что для создателей сериала игра была еще и ролевой, поскольку многие серии явно делались экспромтом, «на коленке». Именно тот подспудно ощутимый драйв, на котором создавался сериал, видимо, и заражал зрителей.

ОгоньЯ же лично почувствовал драйв всего один раз — когда мне попался особенно заковыристый файл, в котором даже невозможно было распознать сюжет. Наверное, для создателей это был производственный брак — а я уперся и в итоге сочинил собственный сюжет. В итоге повестью «Корабль-Призрак» всерьез горжусь до сих пор. Впрочем, «Беспокойство» и Exelsis Dei тоже были неплохи…

Прошло время, проект новеллизации сценария Криса Картера закрылся, я ушел из TF в другое издательство — и тут мне вновь пришлось столкнуться с «Икс-файлами», причем на этот раз уже в качестве руководителя. «АСТ» решило завершить выпуск серии несколькими сборниками «по мотивам», не имеющими прямого отношения к конкретным сюжетам Картера.

Всего таких сборников набралось около полудюжины, некоторыми из них я вполне могу гордиться, за некоторые стыдно до сих пор. В целом же финал проекта оставил у меня осадок не оправдавшихся ожиданий. Хотя и удачи были. Появилось несколько отличных фанфиков — например, Анны Музафаровой и Ирины Серебровой, написанные под заказ повести Александра Прозорова, Виктора Точинова, Дмитрия Янковского, Андрея Легостаева, а также менее известных (но ничуть не менее достойных) Натальи Аллунан, Лилии Труновой и Надежды Штайн. Это вещи, которые действительно интересно читать — с яркими характерами, крепко скроенным детективным сюжетом и тем самым «ощущением чуда». Если бы таких сборников было не полдюжины, а хотя бы в два раза меньше… Впрочем, некоторые из них до сих пор стоят у меня на полке и иногда предлагаются знакомым, желающим почитать что-нибудь легкое и увлекательное.

Антон Первушин

ПервушинПризнаюсь сразу, я — поклонник телесериала «Секретные материалы». Не скажу, что хотел бы почувствовать себя Малдером. Не скажу, что тайно влюблен в Скалли. Но мне нравится идея Криса Картера и то, как она была реализована на экране. Будучи настоящим фанатом, я испытал определенную тревогу, заслышав о том, что сериал новеллизируют в рамках межиздательского проекта: мне казалось, что ничего хорошего из этой идеи не получится. Однако позднее выяснилось, что новеллизацией собираются заняться ведущие петербургские фантасты, а значит, обычный коммерческий проект приобретает новое качество.

Так оно в результате и получилось. Правда, ведущие писатели с изрядным высокомерием отнеслись к существующим персонажам «Секретных материалов» — каждый старался интерпретировать их по-своему, почти не думая о том, насколько «бумажные» спецагенты ФБР соответствуют экранным. Тот же Фокс Малдер претерпел множество метаморфоз, чудесным образом превращаясь то в русского патриота, то в американского южанина с замашками расиста. Разумеется, у меня как поклонника «Секретных материалов» возникло желание написать несколько «эталонных» текстов — то есть таких, которые были бы по духу наиболее близки первоисточнику.

Свежие костиЗадачка оказалась не из простых. Во-первых, новый автор, подключающийся к проекту, не имел возможности выбирать эпизоды — их ему назначали. Мне достались «Девочка, встань!», «Раса господ», «Дом» и «Синхронность». Во-вторых, чтобы сделать аутентичный текст, требовалось не только внимательно просмотреть указанные серии, но и ознакомиться с большим массивом сопутствующей информации: с биографиями персонажей (и не только главных), с легендой сериала, с описаниями деятельности многочисленных организаций и тайных обществ и так далее. В-третьих, необходимо было выстроить каждый из эпизодов так, чтобы он был независимым произведением, при этом как-то обойдясь без сносок и комментариев.

Насколько хорошо мне и моей жене Елене Первушиной удалось решить эту задачу, судить читателям. Скажу лишь, что мы почти сразу отказались от прямолинейной новеллизации, нам захотелось расширить эпизоды, снабдив их дополнительными сюжетными линиями, введя новых персонажей. Разумеется, мы старались сделать так, чтобы при этом не была нарушена логика повествования, а сам мир «Секретных материалов» не пострадал. Условия литературной игры это позволяли, и к уже известным героям сериала добавился еще один — психоаналитик Мелисса Верди, которая после многочисленных приключений превратилась в специалиста по аномальным явлениям. Введение Верди позволило разрешить самую сложную из поставленных задач — объяснить постороннему читателю, как устроена «закулиса» фантастической реальности «Секретных материалов», кто прячется за портьерой и в суфлерской будке, кто проводит в жизнь те или иные решения и куда вообще катится сюжет. Принцип дилетанта безотказно сработал, избавив от необходимости давать пространные авторские объяснения.

Троица

Еще одну попытку подправить режиссерский замысел я предпринял в повести «Синхронность». Хотя сама серия мне очень нравилась, показалось, что финал у нее скомкан и слишком банален. Я добавил одну сцену, обыграв идею замкнутой временной петли, и таким образом покусился на «святая святых» — на право демиурга поставить последнюю точку. Надеюсь, Крис Картер простит мне мое самоуправство. Но если не простит, я его пойму.

Эпизод «Дом» делался совсем в другом ключе. Поскольку это одна из самых страшных серий (говорят, в США ее так и не решились показать по ТВ), было интересно попробовать воспроизвести этот ужас на бумаге, используя самый минимальный набор литературных приемов. Ведь и сама серия была снята подчеркнуто отстраненно, твердой рукой человека, способного разглядеть кошмар в самых заурядных явлениях нашей жизни. Интересно было расшифровывать различные аллюзии, которыми обильно приправлен эпизод, — хотя не знаю, насколько наша с Еленой интерпретация близка к истине…

К сожалению, все хорошее когда-нибудь заканчивается. Проект «Секретные материалы» закрыт, Малдер и Скалли ушли с экрана, книги с новеллизациями превратились в библиографическую редкость. Сегодня, вспоминая ту давнюю работу, я жалею, что не взял на себя еще пару-тройку эпизодов. Два агента ФБР ворвались в нашу жизнь и заставили думать о них, говорить о них, писать о них. В своих текстах мы меняли их, — но они в итоге изменили нас, дав шанс окунуться с головой в литературную экзотику. Это было необычно, это было волнующе, это было поучительно. Спасибо вам, Малдер и Скалли, за то, что вы были с нами.

Николай Романецкий

РоманецкийКогда Яна Ашмарина предложила мне поучаствовать в проекте «Секретные материалы», я согласился практически без раздумий. Тому две причины. Первая, объективная — последефолтное время с его отсутствием постоянной литературной работы, безденежьем и полуголодной жизнью. Вторая, субъективная — наличие личного творческого кризиса. В этой ситуации отказываться от свалившейся работы — откровенная глупость, верх непрофессионализма.

И я, получив видеокассету с фильмом, сел за файл 115, обретший чуть позже титул «Месть из могилы» — как называлась сама серия, не помню, хоть убей! Работа оказалась интересной, как и всякое новое дело. Самым сложным в процессе сочинения было найти психологическое оправдание поступков героев — когда начинаешь размышлять над видеорядом, оказывается, что далеко не каждое тело- и умодвижение персонажей тебе понятно. Тем не менее, подумав как следует, оправдание их действиям находить удавалось.

Следующей повестью стали «Истошные сны» — лучшее мое произведение в проекте. Да и вообще сборник «Умереть, чтобы выжить» оказался исполнен на достаточно высоком литературном уровне. Далее были еще три файла: «Сизигия» («Город истинного согласия»), «Никто нам с тобой не помешает» и «Погребенные заживо». Но первоначальный интерес к тому времени уже пропал напрочь. Это была просто «работа, которую надо выполнить, потому что обещал». Собственно, никаких подробностей из этого этапа я уже и не помню. После сдвоенного файла «Погребенные заживо» я от дальнейшего участия в проекте отказался. Да и сам проект уже пошел к завершению.

Тем не менее это был весьма полезный профессиональный опыт — именно в процессе сочинительства «Секретных материалов» я понял, что работа на заказ — неотъемлемая часть литературной профессии. А значит, все было не зря.

Елена Хаецкая

Елена Хаецкая«Икс-файлы» были первым сериалом, который мы с мужем, литератором Тарасом Витковским, посмотрели от начала и до конца. Идеи Криса Картера надолго завладели нашим воображением. Тарас увлекался образом Курильщика, мог подолгу трактовать те или иные его поступки, а меня этот тип чрезвычайно злил, я наотрез отказывалась видеть в нем обаятельного негодяя, человека, ради идеи отринувшего человечность.

Кроме того, именно с Курильщиком связана та тема сериала, которая интересна мне меньше всего: сквозной сюжет о вмешательстве инопланетян в жизнь земных людей, о некоей зловещей «тайне» правительства. Я считала, что Малдер большую часть жизни растратил впустую, гоняясь за несуществующим секретом. История о похищении его сестры представала все время в новом свете, но в конце концов обрела вид Большого Предательства. Предательства со стороны родителей девочки. Меня это пугало. Мне казалось, что человек не должен разыскивать правду любой ценой. Лозунг «люди имеют право знать», который сейчас так любят в журналистике, — опасен и ошибочен; есть очень много такого, о чем человеку лучше бы не догадываться. Потому что, узнав хотя бы краешек той ускользающей истины, которая вечно «где-то рядом», человек, тварь весьма любопытная и неуемная, не остановится, он бросит перспективную работу, которая реально помогала людям, засядет в подвале и займется странными раскопками в сфере непознаваемого.

Рассеянный светПоэтому наиболее интересными казались мне серии, которые со сквозным сюжетом напрямую связаны не были. Истории о том, как Малдер и Скалли в очередной раз сталкивались с чем-то невероятным, удивительным. И, вполне веря в паранормальные явления, начинали свое расследование. Мне нравилось, как в этих сериях показаны люди, как сыграны взаимоотношения между главными героями. Я любила детальки: милая манера Скалли носить по вечерам в номере мотеля пижамки, ее очки, то, как она пишет свои отчеты на компьютере. Нравилось смотреть, как меняется у нее лицо, когда Малдер вваливается к ней в номер с очередной гипотезой.

Казалось, невозможно представить себе рядом со Скалли кого-то другого, кроме Малдера, но появление агента Доггетта было воспринято мной на ура буквально со второй серии. «Жидкий терминатор» великолепно справлялся с ролью; сам персонаж представлялся мне очень достойным, интересным человеком.

В общем, герои «Икс-файлов» несколько лет кряду были для нас темой для обсуждения, предметом для размышления, словом, чем-то вроде близко знакомых людей. Поэтому принять участие в книжном проекте показалось нам чем-то вполне естественным.

Для новеллы был придуман сюжет, с одной стороны — имеющий отношение к пришельцам, и притом к «пришельцам среди нас» (главный герой — сын земной женщины от инопланетянина), а с другой — оторванный от основной идеи Криса Картера касательно похищенцев, тайного вторжения, «смычки» пришельцев с Правительством. В общем, нечто, далекое от Тайного Общемирового Заговора против Мирных Граждан.

Большую часть книги написал Тарас Витковский. Ему принадлежит и сама задумка про инопланетянина, который прожил жизнь обычного земного человека, как и хотел. А если и совершал странные убийства, то лишь защищаясь. Защищая свое право на эту самую обычную личную жизнь простого земного человека.

В сериале есть эта тема — тема ценности обычной жизни. Если помните, агент Скалли долго и сложно беременеет, потом долго и сложно рожает, а в самом конце мы видим ее и Малдера с обычным земным ребенком на руках. Ничего особенного — и в то же время совершилось Обыкновенное Чудо…

* * *

Что же дал этот уникальный эксперимент нашей фантастике в целом и его участникам в частности? Прежде всего — четкое понимание: по-настоящему талантливый писатель сможет проявить себя даже в новеллизации, он способен сочинять качественный текст хоть в смирительной рубашке, хоть стоя на голове, в то время как халтурщик запорет даже самый многообещающий сюжет, преподнесенный на блюдечке с голубой каемочкой. Кроме того, месяцы и годы, проведенные в обществе Малдера и Скалли, оставили след и в самостоятельном творчестве писателей. Уверен — если бы сейчас отдельными томами вышли «икс-файловские» тексты Андрея Лазарчука, Вячеслава Рыбакова или Андрея Столярова, без акцента на их принадлежность к межавторскому циклу, они пользовались бы заслуженной популярностью у читателей.

Они знали, где прячется Истина!

Творцы русских «Секретных материалов». Слева направо — Андрей Столяров, Андрей Лазарчук, Вячеслав Рыбаков, Андрей Измайлов (псевдоним для серии — Нарий Манович), Андрей Николаев (псевдоним — Андрей Легостаев), Александр Прозоров, Виктор Точинов, Сергей Бережной (псевдоним — Сергей Стрелецкий), и автор этой статьи Василий Владимирский (псевдоним — Владислав Мирской).

Читайте также

Статьи

Какие фильмы смотреть в апреле 2024 в кино? Кирдык Америке, взрослая Алиса и французская романтика 9
0
16700
Какие фильмы смотреть в апреле 2024 в кино? Кирдык Америке, взрослая Алиса и французская романтика

В апреле российский прокат богат на интересные инди-фильмы.

«Задача трёх тел»: какой получилась западная экранизация китайского романа 3
0
27420
«Задача трёх тел»: какой вышла западная экранизация китайского романа

Неровная, но интересная попытка экранизировать сверхпопулярный роман китайского фантаста

Мир фантастики. Спецвыпуск № 14 (2024). Фантастическая музыка 2
0
94006
Мир фантастики. Спецвыпуск № 14 (2024). Фантастическая музыка

О том, как музыканты передают образы Средиземья, будущего или стимпанка, и об историях, которые они рассказывают в своих песнях.

Сериал Halo, второй сезон: идеальная посредственность 4
0
74369
Сериал Halo, второй сезон: идеальная посредственность

На каждую интересную сюжетную находку найдётся своя банальность.

Mass Effect 5: чего мы ждём? Намёки, загадки и надежды фанатов 2
0
121708
Новый Mass Effect: чего мы ждём? Намёки, загадки и надежды фанатов

Будущее Млечного Пути, каноничный финал и возвращение Капитана

Настольная игра «Побег из Вистара»: тактика и стратегия гениальных лабораторных крыс 1
0
192193
Настольная игра «Побег из Вистара»: тактика и стратегия гениальных лабораторных крыс

Атмосферный еврогейм о построении колонии грызунов

Лю Цысинь «О муравьях и динозаврах». Тяжкая жизнь в симбиозе
0
180366
Лю Цысинь «О муравьях и динозаврах». Тяжкая жизнь в симбиозе

Пёстрый сборник знаменитого китайского фантаста

Мультсериал X-Men ’97: возвращение Радиоактивных людей. Первые впечатления 1
0
309190
Мультсериал X-Men ’97: возвращение Радиоактивных людей. Первые впечатления

Как минимум не хуже оригинала!

Спецпроекты

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: