Есть книги, рассказывать о которых трудно. О хитросплетениях их сюжета известно всем и всё. Самые мельчайшие подробности уже вытащены на свет божий и обглоданы до косточек.
Потому магия таких книг — величина неизвестная. Вот перед нами самый первый «Гарри Поттер», после прочтения которого не покидает вопрос: «Почему?» Да, увлекательно, даже взрослому — а уж ребятёнку в особенности. Да, написано замечательно — читаешь с удовольствием. Да, герои симпатичные — иные даже чересчур. Да, мир притягательный. Ну и что? И до Ролинг писались вполне замечательные детские книги о волшебных приключениях и необычных школах. Почему же именно Гарри Поттер стал кумиром миллионов? Мальчиком, который победил?
У меня не отыщется однозначного ответа — и, думаю, понадобится не один десяток лет и целый Эверест литературоведческих штудий, дабы отделить зёрна от плевел, определив циклу Ролинг подобающее место в истории детского чтения. Попробую лишь смоделировать свою начальную реакцию — вполне взрослого, начитанного и, смею надеяться, обладающего литературным вкусом человека, который впервые погрузился в океан фантазий, таящийся под обложкой «Философского камня».
Милая, симпатичная сказка в лучших традициях великой английской литературы: таково самое свежее впечатление. Может, даже излишне традиционная, насыщенная сюжетными штампами. Бедный сиротка, которого третируют злобные родственники, — всем штампам штамп. Естественно, у мальчугана есть скрытые необычные способности, и вообще, в некоторых кругах он невероятно знаменит. Во времена Диккенса и Теккерея Гарри был бы давно потерянным наследником благородной фамилии — потенциальным лордом, пэром и богачом.