Тинтин: маленький герой большого комикса 18
Этот знаменитый герой объездил почти всю планету, побывал на Луне, искал артефакты, сражался с преступниками разных мастей и всегда выходил победителем из самых опасных ситуаций. И нет, речь не о Джеймсе Бонде. Мы говорим о знаменитом репортёре Тинтине, которого придумал бельгийский комиксист Эрже.
Для одних слово «репортёр» — практически ругательство. Для других — просто обозначение работы. Для героя нашей статьи это истинное призвание, способ сделать мир лучше и возможность по-настоящему помогать людям.

От бойскаута до антикоммуниста

Настоящее имя Эрже, создателя Тинтина — Жорж Проспер Реми. Он родился в бельгийском городке Эттербеек 22 мая 1907 года. Страстью к рисованию Жорж заразился ещё в детстве и в своих школьных тетрадях делал множество зарисовок, постепенно набивая руку и вырабатывая свой собственный стиль. Рисунки Жорж подписывал инициалами R.G. (Эрже) — так родился его знаменитый псевдоним. Постепенно это имя стало известным. Уже в 19 лет Реми пригласили рисовать для газеты Vingtième Siècle («XX век»). Спустя два года, в специальном детском приложении этой газеты, начали выходить рисованные истории о бойскауте Тоторе, а 10 января 1929 года стартовал «Тинтин».

Имя этого героя означает «чубчик» — в честь его причёски, и по-французски правильно произносится «Тэнтэн». До того, как придумать Тинтина, Эрже рисовал комиксы о бойскауте Тоторе, которые печатались в газете для детей с 1926 по 1929 год. Создавая нового героя, которого Эрже отчасти списал с себя, художник руководствовался прошлыми наработками, так что Тинтину перешли «по наследству» многие черты Тотора. Оба они сильные, ловкие, выносливые, постоянно попадают в переделки и даже внешне здорово похожи друг на друга.

Первая часть нового комикса Эрже, «Тинтин в стране Советов», увидела свет в журнале для детей Le Petit Vingtième. Комикс публиковался там с 10 января 1929 года по 11 мая 1930-го. В том же году он был переиздан в форме полноценного альбома — кстати, единственного чёрно-белого во всём цикле о приключениях бельгийского репортёра. Дело в том, что Эрже был довольно невысокого мнения о своей дебютной работе, а потому отказался от её колоризации.

События первого выпуска незамысловаты — Тинтина преследуют убийцы, он от них ускользает, и это повторяется по кругу. Главного героя нам показывают как человека, презирающего опасность, справедливого, честного, но в то же время хитрого. Его похождения — это чистое развлечение, которое не наталкивает ни на какие выводы и размышления.

Выпуск отличался весьма неприглядным графическим стилем и крайне предвзятым отношением к культуре описываемой страны, но тем не менее пользовался у читателей довольно солидным успехом. Работа делалась на заказ для редактора газеты Норбера Валле, который был ярым антикоммунистом и симпатизировал фашизму Муссолини, потому сейчас она воспринимается как откровенная и неумная пропаганда.

В первом комиксе о Тинтине было столько «клюквы», что сам Эрже старался о нём не вспоминать

В первом комиксе о Тинтине было столько «клюквы», что сам Эрже старался о нём не вспоминать

Эволюция Тинтина

Во втором выпуске Тинтин отправился в Конго — и это также была простая авантюрная история. Но, начиная с третьего альбома серии, «Тинтин в Америке», Эрже стал делать свои сюжеты гораздо многослойнее, наполняя их более сложными элементами. Он начал преподносить приключения репортёра не как простую череду событий, а как «вопрос и ответ» или «загадку и объяснение». Каждый комикс о бельгийском репортёре содержит в себе тайну, которую герой и читатель разгадывают вместе. И путь к решению никогда не даётся легко. Опасности вроде погонь, драк и перестрелок здесь не просто дань занимательности — это препятствия на пути к новым ключам для решения головоломки.

Помимо прочего, автор стал прививать читателям любознательность и уважение к чужой культуре. Тинтин внимательно читает попадающиеся ему книги, свитки и рукописи, изучает древности и вообще выказывает крайнюю пытливость ума.

Тинтин побывал, пожалуй, в большем числе стран, чем Индиана Джонс

В годы немецкой оккупации Бельгии газета «XX век» закрылась, и Эрже устроился в издание под названием «Вечерняя газета», где также было специальное приложение для детей. Именно там продолжили выходить комиксы о Тинтине, в том числе «Загадочная звезда» (1942), имевшая намёк на антисемитизм. Отчасти из-за этого в 1944 году, когда немцы оставили Брюссель, Эрже был арестован по обвинению в коллаборационизме. Его скоро выпустили, но пару лет он был в опале.

Наконец, в 1946-м с Эрже сняли все обвинения, что позволило ему вернуться к работе. 26 сентября 1946 года вышел в свет первый номер журнала «Тинтин», где Эрже был художественным директором. За несколько лет издание стало самым популярным у бельгийских поклонников комиксов.

Эрже постепенно делал своего героя более человечным и реалистичным. Тинтин стал внимательным к чужим проблемам и несчастьям, помогая по ходу своих приключений многим людям. Эрже наделил героя милосердием, которое никогда не позволяло Тинтину опуститься до уровня злодеев, встречающихся на его пути.

Но, как ни печально, в своих поздних приключениях Тинтин вновь изменился, и не в лучшую сторону. Не постарев ни на день внешне, внутри он явно состарился и устал от приключений. И всё чаще читателей навещала мысль, что герою (или автору?) пора на покой…

А однажды наших героев занесло и на Луну.

А однажды героев комикса занесло и на Луну.

Кроме «Тинтина», из-под пера художника выходили и другие комиксы: «Квик и Флюпке», «Пополь», истории о Джо, Зетте и Жоко. Однако именно благодаря Тинтину Эрже приобрёл невероятную популярность у себя на родине, а затем и во всём мире. В последние годы жизни художник постоянно работал над усовершенствованием уже готовых альбомов, придумывал сюжеты для новых историй, старался полностью посвящать себя работе. Эрже был тяжело болен и в 1983 году скончался от лейкемии, не успев завершить последний альбом о Тинтине.

Эрже оставил после себя огромное творческое наследие, создал новую технику рисования, известную как «чистая линия», и подарил миру одного из самых знаменитых героев комиксов. В Брюсселе есть памятник Тинтину, в метро можно увидеть фрески с его изображением, а в городе Лувен-Ла-Нёв посетить музей Эрже. С 2001 года Тинтин и Милу стали официальными символами столицы Бельгии.

Один из нескольких (!) памятников Тинтину

Один из нескольких (!) памятников Тинтину

Друзья и враги Тинтина

Не только сам Тинтин, но и второстепенные герои комиксов о нём, его друзья и враги, наделены яркими характерами. Это выделяет их из легионов картонных персонажей, которыми полны многие комиксы.

Первый и главный спутник Тинтина — фокстерьер Милу, который понимает героя без слов и помогает ему выпутываться из передряг. При этом пёсик мысленно комментирует действия Тинтина — довольно иронично. Считается, что Эрже назвал Милу в честь своей подружки. В английском переводе имя собаки было изменено на Сноуи (Снежок), в России его обычно называют Мелок. В более поздних выпусках комикса Милу отошёл на второй план, а место постоянного спутника героя и его язвительного комментатора занял морской капитан Арчибальд Хэддок

tintin[1]

Тинтин и Милу в поисках неприятностей

Хэддок — очень противоречивый персонаж, судьба которого полна сомнительных эпизодов. Изначально представленный как опустившийся любитель выпивки, в более поздних альбомах Хэддок стал владельцем фамильного поместья Муленсар (Марлинспайк) и президентом «Общества трезвости моряков».

Взаимоотношения Тинтина с Хэддоком позволили Эрже создавать своеобразный контраст между «правильным» и «неправильным» поведением. Тинтин — абсолютно положительный, непогрешимый герой. Хэддок же чаще всего выступает как довольно циничный и даже неприятный тип. Так, он постоянно выдаёт замысловатые ругательства, нередко выпивает, ввязывается в бессмысленные потасовки и вообще пребывает в довольно мрачном, сварливом настроении.

Со временем, правда, Хэддок стал более добродушным. Но изощрённо ругаться не перестал — поклонники серии даже составили специальный словарь брани капитана Хэддока, куда вошли сто девяносто два затейливых выражения вроде «Миллиарды синих блестящих ракушек!» или «Межпланетный козёл!».

haddock-quote[1]

Речь капитана Хэддока — настоящая музыка для ушей!

Довольно колоритны и другие постоянные персонажи, полицейские Дюпон и Дюпонн (в английской версии Томсон и Томпсон), вроде бы положительные герои, которые тем не менее постоянно мешают Тинтину докапываться до истины. Эта парочка имеет дурную привычку срывать любой план. Их действия (или бездействие) порой обходятся Тинтину очень дорого. Туповатые полицейские ошибочно подозревают Тинтина в совершении преступлений и арестовывают его в самый неподходящий момент, а порой из-за своей опрометчивости даже подвергают его жизнь серьёзному риску. В общем, с такими «друзьями» и врагов не надо…

C1033A1COLOR[1]

«Настоящие» детективы: неумны и непроницательны

А врагов у Тинтина в достатке. Самый давний и последовательный из них — американский миллионер Растопопулос, в погоне за наживой способный на любое преступление. Впервые появившись в альбоме «Сигары фараона» (1934) как владелец киностудии «Космос», Растопопулос сразу проявляет по отношению к Тинтину неприкрытую враждебность. Этот человек — своего рода профессор Мориарти комиксов о Тинтине. Он владеет огромным состоянием, занимается продажей наркотиков, работорговлей, контрабандой артефактов, похищениями людей и прочими гнусностями. Если в «Приключениях Тинтина» происходит какое-либо преступление, то можно почти наверняка предположить, что за ним стоит Растопопулос.

Представленный Эрже как карикатура на бездушных толстосумов, Растопопулос стал не только главным врагом Тинтина, но и одним из самых известных злодеев европейских комиксов вообще.

Rastapopoulos

Растапопулос — почти Доктор Зло

Помимо друзей и врагов Тинтина, в серии немало и других любопытных персонажей.

Например, создатель множества удивительных изобретений профессор Турнесоль (в английской версии Катберт Калькулюс, в русской — Лакмус), благодаря которому Тинтин смог слетать на Луну. Знаток химии и биолокации, Турнесоль не раз выручает Тинтина из неприятностей, хотя чаще приходится спасать именно этого гениального, но рассеянного учёного. Всегда верный науке, бесконечно эмоциональный, слегка глуховатый и упрямый, профессор ничуть не изменился с первого своего появления в альбоме «Сокровища Кровавого Ракхама» (1944) и стал украшением серии.

capture-d_c3a9cran-2013-02-17-c3a0-01-38-27[1]

Прототипом Турнесоля послужил знаменитый инженер Огюст Пиккар, изобретатель стратостата и батискафа

Основной женский персонаж серии — всемирно известная оперная певица Бьянка Кастафиоре по прозвищу «Миланская соловушка», предмет воздыханий профессора Турнесоля.

Эта любительница драгоценностей и авантюр — храбрая женщина и верный друг. Хотя сам Эрже оперу не выносил, Бьянка была одним из его любимых персонажей. Впрочем, в комиксе Эрже передал свою нелюбовь к опере капитану Хэддоку, который, стоит Бьянке запеть, сразу затыкает уши, сопровождая это язвительными комментариями. Певица в ответ дразнит Хэддока, коверкая его имя.

castafiore_emerald_herge_tintin_movies_hd-wallpaper-615782[1]

Дива Бьянка, восхитительная и напыщенная. Её именем даже назвали настоящий астероид

Экранизации Тинтина

Успех серии о Тинтине не мог не привлечь внимания кинематографистов. Помимо известной компьютерной анимации, снятой Стивеном Спилбергом, есть ещё пять фильмов и два мультсериал. И это не считая двух документальных лент про Эрже и его творение.

«Краб с золотой клешней» (Бельгия, 1947)

Кукольный мультфильм, экранизация одноимённого альбома (1941). Пустыня Сахара, бандиты, опиум в банках из-под крабов, перестрелки и погони. И очень приятная анимация, неуловимо напоминающая о советских мультфильмах про Чебурашку.

«Приключения Тинтина» Эрже» (1959 — 1964)

Мультсериал, упрощённая адаптация всех вышедших на тот момент альбомов о Тинтине. 103 пятиминутных эпизода.

«Тинтин и загадка золотого руна» (1961)

Первый игровой фильм о Тинтине, повествующий о том, как капитан Хэддок получил в наследство корабль «Золотое руно». С этим кораблём связана история о сокровищах, так что, заручившись помощью Тинтина, капитан начинает расследование, которое становится тем опаснее, чем больше узнают наши герои. Фильм в России практически неизвестен, что печально — он имеет все шансы понравиться юному зрителю.

«Тинтин и синие апельсины» (1964)

Игровой фильм, продолжение «Золотого руна». Профессор Турнесоль пытается привлечь внимание общественности и правительства к проблеме голода на планете. После чего профессор получает письмо от некоего доктора Заламеи вместе с загадочным синим апельсином. Той же ночью к профессору врываются неизвестные и похищают апельсин. Турнесоль, Хэддок и Тинтин отправляются в Валенсию, чтобы сообщить Заламеи, что его посылка украдена. Сами того не ведая, герои ввязываются в очередное опасное приключение…

tintin-et-les-oranges-bleues-1964-08-g[1]

«Тинтин и храм солнца» (1969)

Полнометражный мультфильм, рассказывающий о том, как профессор Турнесоль, случайно нацепив браслет южноамериканской мумии, становится целью для потомков древних инков. Тинтин отправляется в опасное путешествие, чтобы вызволить профессора из плена.

tintin-et-le-temple-du-soleil-1962-03-g[1]

«Тинтин и озеро акул» (1972)

Полнометражный мультфильм. Отправившись в гости к профессору Турнесолю, Тинтин и не подозревал, что ему придётся столкнуться с очень подозрительными происшествиями. Очередное приключение приводит Тинтина в логово бандитов на дне озера.

tintin-and-the-lake-of-sharks[1]

«Приключения Тинтина» (1991 — 1992)

Мультсериал из 39 получасовых эпизодов, где экранизированы все вышедшие на тот момент выпуски комикса. Отличается крайне внимательным и бережным отношением к первоисточнику.

YrBBb[1]

«Приключения Тинтина: Тайна Единорога» (2011)

Полнометражная 3D-компьютерная анимация Стивена Спилберга, снятая в технологии motion capture. Адаптация сразу трёх альбомов о Тинтине: «Секрет Единорога», «Сокровища Кровавого Ракхама» и «Краб с золотыми клешнями». Планируется ещё два таких фильма о Тинтине, следующий должен снять Питер Джексон.

Кстати, вопреки слухам, Тинтин не был прототипом Индианы Джонса. Спилберг прочитал комиксы Эрже уже после того, как выпустил свою кинотрилогию, но они ему действительно понравились. А Эрже, в свою очередь, всегда восхищался Спилбергом и был уверен, что именно творец «Индианы Джонса» сможет по-настоящему оживить его героя на большом экране.

Вопреки слухам, Тинтин не был прототипом Индианы Джонса. Комиксы Эрже Спилберг прочитал уже после того, как выпустил трилогию, но они ему действительно понравились.

***

Существует немало комиксов, наполненных погонями, схватками, перестрелками, тайнами и путешествиями. Но среди множества авантюр лишь серия о Тинтине смогла завоевать столь широкое мировое признание и любовь у самой разнообразной публики. Ведь, кроме приключений, Эрже вложил в своё творение здоровое чувство юмора, искреннюю любовь к искусству, уважение к культуре и стремление к справедливости.

 

Читайте также

Статьи

«Паразит: Серый» — спорная экранизация манги, но идеальный спин-офф
0
34759
«Паразит: Серый» — спорная экранизация манги, но идеальный спин-офф

Дорама придется по душе как фанатам вселенной, так и тем, кто с ней только начинает знакомство.

Фантастический подкаст 9
0
85102
Сражаемся со злыми бывшими вместе в Эдгаром Райтом в 122 выпуске «Фантастического подкаста»

Обретайте силу САМОУВАЖЕНИЯ, точите пиксельный меч и заваривайте любой из двух десятков сортов чая Рамоны Флауэрс!

Все фильмы про Алису Селезнёву — от худшего к лучшему
0
90992
Все фильмы про Алису Селезнёву — от худшего к лучшему

Мультфильмы, фильмы и сериалы о девочке из будущего. Угадайте, на каком месте новый?

Читаем книгу «Время пепла» Дэниела Абрахама
0
103859
Читаем книгу «Время пепла» Дэниела Абрахама

Пролог, где описывается один день из жизни города и появляется главная героиня, Алис.

Сериал Fallout: абсолютная экранизация (для тех, кто любит игры от Bethesda) 3
0
148569
Сериал Fallout: абсолютная экранизация (для тех, кто любит игры от Bethesda)

Есть ли к чему придраться, или всё идеально? Пробуем разобраться.

Мария Семёнова «Братья. Книга 3: Завтрашний царь. Том 1». Конец ещё не виден
0
155258
Мария Семёнова «Братья. Книга 3: Завтрашний царь. Том 1». Конец ещё не виден

Славянское фэнтези для матёрых фанатов

Alone in the Dark: запутанное дело спорного перезапуска 34
0
201517
Alone in the Dark: запутанное дело спорного перезапуска

Увлекательный сюжет и затягивающая густая атмосфера нивелируются посредственным техническим исполнением.

«Мир без Стругацких: Межавторская антология». Если бы АБС не было
0
250634
«Мир без Стругацких: Межавторская антология». Если бы АБС не было

Собрание альтернативной литературы

Спецпроекты

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: