Далёкое будущее, колония на отдалённой планете, тоталитарный режим. Десятерых осуждённых выкидывают на болото, кишащее монстрами. Если они перейдут топь, их якобы ждут Счастливые острова, где можно начать новую жизнь. Cреди смертников есть двое действительно способных выжить: матёрый уголовник Юст (потому что сильный, опытный и играет его гигант Винни Джонс) и гениальный математик Эрвин (потому что умный и с лицом Евгения Миронова, то есть главный герой). Девушка Кристин, разумеется, пойдёт с Эрвином.
Жанры: научная фантастика, робинзонада

Режиссёр: Дмитрий Грачёв

Сценаристы: Дмитрий Грачев, Андрей Кутуза

Первоисточник: одноимённая повесть Александра Громова

В ролях: Евгений Миронов, Анна Чиповская, Винни Джонс

Премьера в России: 18 декабря 2014 года

Возрастной рейтинг: 12+

Похожие произведения:

«Чёрная дыра» (1999)

«После нашей эры» (2013)

«Голодные игры» (2012)
Российский фантастический фильм? На этих словах многие закрыли обзор, не читая дальше. На самом деле по невысоким меркам современной отечественной кинофантастики «Вычислитель» — лучше среднего. Его создатели попытались учесть ошибки предшественников. Именно попытались — потому что часть ошибок, к сожалению, никуда не делась.

Разорительный «Обитаемый остров», похоже, научил Фёдора Бондарчука скромности. Во-первых, он не рискнул лично снимать «Вычислителя», а остался продюсером, отдав кресло режиссёра Дмитрию Грачёву. Во-вторых, для экранизации выбрали не масштабный эпический роман, а скромную повесть Александра Громова. Чуть больше десятка героев, робинзонада в пустошах, немного монстров — что ещё нужно для боевика с бюджетом в два миллиона долларов?

Но русским кинофантастам по-прежнему жмут амбиции. Им мало снять хорошее приключенческое кино, они хотят непременно выжать из него социальную фантастику, антиутопию. А для этого мир «Вычислителя» слишком мал и беден деталями. Колония, откуда пришли смертники, почти не показана — пролёт камеры между небоскрёбами, совещания злодеев в бункере, и всё. В царящие здесь тоталитарные ужасы предлагается верить на слово Эрвину и Кристин.

Девяносто процентов экранного времени нам показывают смертоносные топи. Вернее, мало похожие на болото вулканические пустоши Исландии — серое небо, серые скалы, больше напоминающие Марс или Луну. Эта местность в последние годы «снимается» в каждом третьем фантастическом фильме, потому что выглядит и впрямь инопланетно, но из-за этого стала слишком узнаваемой. После «Вычислителя» на неё уже тошно смотреть: Исландии тут слишком много.

Три четверти фильма нам показывают этих двоих на этом фоне.

Другой проблемой «Обитаемого острова» были откровенно слабые молодые актёры в главных ролях. Из этой ошибки тоже извлекли урок. Оказалось, всего-то и нужно было взять на главную роль действительно хорошего актёра, за которым приятно наблюдать. Герой Евгения Миронова — симпатичный и убедительный, он вовсю шутит, бурно жестикулирует, разговаривает живым языком.

Приятно удивила и партнёрша Миронова Анна Чиповская. Её Кристин получилась естественной и вполне самостоятельной, не приложением к герою-мужчине. Именно она — рассказчик и номинально главная героиня «Вычислителя», тот близкий аудитории «Ватсон», глазами которого мы видим непостижимого «Холмса». Только пара Эрвин-Кристин больше напоминает главных героев советской «Сказки странствий»: смешной взбалмошный гений и наивная, но серьёзная девушка.

А вот про остальных актёров и их героев сказать нечего. Огромный Винни Джонс просто показывает свою огромность на камеру. Прочие заключённые остаются массовкой, в лучшем случае играют шаблонный типаж (поп-фанатик, интеллигент, истеричка). Тиранов из колонии показывают редко, а когда они появляются, то картинно злодействуют, предваряя это ненужными монологами.

Главный злодей — не справа и не слева. Это странный голографический куб, о котором мы почти ничего не узнаем.

И, наконец, избежав ряда заметных ошибок, Бондарчук и Грачёв не сумели исправить одну чисто техническую. У фильма очень неудачный монтаж, он движется какими-то рывками. Режиссёр то ужимает важные и потенциально драматичные сцены (пример тому — смехотворный «авианалёт» на полминуты), то, наоборот, тратит минут пять на мало что значащий диалог. Такое впечатление, будто отснятый материал жестоко сокращали, отдавая предпочтение сценам, где много Миронова, Чиповской и исландских пейзажей. Видимо, потому, что больше «Вычислителю» похвастать нечем.
Тот случай, когда фильму надо ставить две оценки. По российским меркам — редкий пример в целом приличного фантастического кино. По мировым — невзрачная среднебюджетная антиутопия.

Оценка

5

оценка

УДАЧНО

  • игра Миронова и Чиповской
  • простой и связный сюжет
  • неплохие для России спецэффекты

НЕУДАЧНО

  • скомканный монтаж
  • нераскрытый мир
  • осточертевшая Исландия

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Кино

«Одно целое»: я — это ты, ты — это я

Кино

«Летние войны»: аниме о семье, которая сильнее ИИ
За что в своё время полюбили этот добрый домашний киберпанк.

Кино

Какие фильмы смотреть в августе 2025 в кино? Много аниме, женщина-Конан и русский «Вспомнить всё»
А ещё христианский ответ «Кейпоп-охотницам».

Кино

«Фантастическая четвёрка: Первые шаги»: новая фаза киновселенной начинается с ретро
Первая семья Marvel возвращается на большие экраны.

Кино

Фильм «Легенда о великанах»: куда может завести дева с птичьими лапами
Фэнтези, переполненное духом тёмной сказки, переплетением язычества и христианства, красивыми видами и сказочными созданиями.

Кино

Обзор «Кейпоп-охотницы на демонов»: когда музыка становится оружием
История о славе, верности и двойной жизни, в которой сцена становится полем боя, а музыка — оружием против тьмы.

Кино

«Чёрный котёл»: хроника неудач тёмного фэнтези от Disney
Самый необычный мультфильм студии Disney стал символом её падения.

Кино

Жизнь Уиллема Дефо: между Христом и «Антихристом»
Как он стал Уиллемом, за что его выгнали из киношколы, и как он едва не ослеп, играя Иисуса.

Кино

Куда катится «Мир юрского периода»? Прошлое и будущее франшизы
И почему «Мир юрского периода: Возрождение» заводит серию в тупик

Кино

«Саван» Дэвида Кроненберга: смерть ей к лицу
Даже смерть не разлучит нас
Показать ещё