Экономический кризис приносит индустрии настольных игр не только множество проблем, но и значительную пользу: когда на отдых в Египте денег не хватает, люди начинают искать более доступные развлечения. Самая известная коробка с фишками, «Монополия», завоевала популярность именно в годы Великой депрессии. Дорогой доллар не позволит геймерам часто заказывать игры в зарубежных магазинах и сделает покупку локализаций более выгодной. Жаль только, что такая польза для индустрии влетит в копеечку любителям больших и серьёзных игр.

Сложные американские игры часто содержат в комплектации пластиковые миниатюры, специальные кубики, большое количество карт нестандартного формата. Европейцы тоже не отстают, придумывая всё новые и новые способы переставлять по полю десятки деревянных фишек и дисков — производство которых сильнее всего подорожает из-за кризиса. Так что теперь, бросать хобби? Не нужно паники, выход из ситуации есть. На наше счастье, в последние годы появилось целое направление микроигр — компактных, несложных, но от этого не менее интересных, чем «обычные» игры.

Разработчики словно задались целью опередить друг друга в стремлении сделать игру с самым маленьким числом компонентов. Для «Дурака» и «Пьяницы» хватит 36 карт, но и это слишком много. Что, если взять 16 карт? Или даже 8? А может быть, хватит и одной? Совершенство — это не когда нечего добавить, а когда нечего отнять. Ещё недавно такие игры называли филлерами, «заполнителями» времени между двумя партиями во что-то интересное. Главные достоинства филлеров — низкая цена, короткое время партии и простота освоения. Именно их бывалые настольщики доставали с полки, когда половина игроков в «Агриколу» и «Ужас Аркхэма» ещё не пришла, а остальным не хотелось скучать. Сегодня уже и сами филлеры вызывают не меньший ажиотаж, чем их «большие» соседи на полке.
Тайное наследие. Звездолёт
Успех и всемирное признание пришли к филлерам после выхода нашумевшего «Тайного послания». Минимализм игры поражает: все игровые компоненты — это 16 карт персонажей. В свой ход игрок берёт одну карту с верха колоды и одну разыгрывает перед собой, — и так пока не кончатся карты или все игроки, кроме одного, не выбудут из игры. Перемешать колоду, повторять до победного конца. Японец Сейдзи Канаи не придумал ничего нового — игры с вытягиванием карт персонажей были и раньше. В «Цитаделях» мы строили замки, надеясь избежать встречи с Ассасином и Вором. В «Перевороте» представлялись губернатором, а в «Маскараде» — судьёй, и всё с одной целью: заработать больше монет. В «Тайном послании» убрано всё лишнее: карты кварталов, монеты, фишки — остались только 16 персонажей с разными способностями. Возможности этих карт хорошо сбалансированы, для победы мало одного везения, нужны дедукция и умение блефовать. Игра отхватила несколько престижных премий и прописалась в коллекциях даже самых избалованных игроков. Вскоре линейка «Тайного послания» пополнилась игрой «Тайное наследие», где вместо передачи письма принцессе предлагалось найти упавший звездолёт. Дальше — больше. Чего только не придумывал издатель! Вышли переиздания нашумевшего хита в мире Рокугана (Love Letter: Legend of the Five Rings), Манчкина (Munchkin Loot Letter), с героями комиксов (Love Letter: Batman) и хоббитами (Love Letter: The Hobbit — The Battle of the Five Armies).
Бэтмен. Тайное послание
Рекорд Сейдзи Канаи побило издательство Tasty Minstrel Games, выпустив игру, состоящую всего из одной карты. В комплекте стратегии Coin Age, успешно собравшей на Kickstarter 1300% от первоначально запрошенной суммы, помимо листочка с правилами — только выполненный на пластике рисунок сказочного королевства. Для игры также потребуются два набора монет: с их помощью игроки определяют доступные в течение хода действия и занимают регионы королевства. В конце игры, когда вся карта будет занята или у игроков кончится мелочь, за эти регионы начисляются победные очки. Монеты должны быть четырёх разных размеров. Это важно для игрового процесса: маленькие монеты могут размещаться на больших, блокируя их передвижение и не позволяя получить за них много очков. Стоит отметить, что издательство Tasty Minstrel Games активно поддерживает print-and-play, печать игр своими силами, и перед выпуском Coin Age предоставило игрокам все нужные материалы для теста.
Coin Age
Engine Empire
Дальний родственник Coin Age, абстрактная стратегия Empire Engine, в которой управление страной остроумно сравнивается с упрвлением сложным техническим устройством. Перед каждым игроком лежат две карты механизма, на четырёх сторонах которых изображены значки действий: атака, исследования, производство или торговля. Используя карты шестерёнок, игроки «запускают» эти механизмы, каждый раунд выполняя действие только верхнего значка на карте. Победителем становится игрок, успевший больше всех заработать на продаже товаров. Торговля в Empire Engine — занятие рискованное: в любой момент на вашего купца могут напасть воинственные соседи. Механика игры позволяет атаковать друг друга только соседним игрокам (как в популярных «7 чудесах»).

Ещё больше поражает маленькая коробочка Tiny Epic Kingdoms. Компонентов здесь побольше — целых 14 карт и пять десятков жетонов, и сам игровой процесс разнообразнее, чем в Empire Engine. Каждому игроку достаётся фэнтезийная раса с уникальным набором способностей, по одному кубику каждого ресурса и регион на маленькой карте. А дальше сами решайте, что делать. Можно захватывать регионы, строить башню или тратить ресурсы на «пробуждение» магических способностей своей расы. Разнообразие сказочных народцев и тесный мир заставляют вспомнить популярную игру Small World.

∗∗∗

Микроигры только начали выходить на российский рынок. «Тайное послание» и «Тайное наследие: Звездолёт» уже локализованы Hobby World, «Стиль жизни» выпустил целую серию европейских хитов в жестяных коробочках. Будем надеяться, что на этом наши издатели не остановятся.

Как мало надо для веселья

Шотландский поединокКотята — залог успехаЗомби. Кубики
Шотландский поединокЕщё один подарок от Сейдзи Канаи. Два воинственных клана шотландских грызунов не поделили чистое поле и за четыре раунда должны выяснить, чьи солдаты сильнее. Как и в «Тайном послании», автор игры уместил все игровые правила на 16 карточках. Персонажи, посылаемые в бой, играются тайно друг от друга и вскрываются одновременно. Генерал усиливает следующий отряд, Музыкант сводит раунд к ничьей, а хрупкая Принцесса может одолеть самого сильного героя. В правилах упомянуты целых семь дополнительных вариантов игры, призванных разнообразить сражения. хрупкая Принцесса может одолеть самого сильдополнительных вариантов игры, призванных разнообразить сражения.

Феноменального успеха добился на Kickstarter проект карточной игры Exploding Kittens. Невероятно простая игра набрала больше 5,5 миллионов долларов, став самым популярным проектом в истории площадки. Правила просты как две копейки: игроки по очереди берут карты из общей колоды, пока кому-нибудь не «повезёт» достать взрывающегося котёнка — этот игрок выбывает. Игроки могут влиять на процесс весьма незначительно — посмотреть несколько карт в колоде или заставить противника взять одну-две карты в другой ход. Внимание к проекту привлекают иллюстрации популярного художника веб-комиксов Мэтью Инмана (The Oatmeal).

Exploding Kitten

Зомби. КубикиИгры на кубиках даже при небольшой комплектации всегда гарантируют азарт. Стив Джексон, создатель «Манчкина», на одном листочке правил отобразил всю суть зомби-ужастиков. На 13 кубиках, символизирующих бедных людишек, три вида граней: следы, мозги и выстрелы. В свой ход каждый игрок бросает три кубика и выполняет выпавшие на них действия. Мозги приносят победные очки, но нужно успеть их засчитать, прежде чем выпадут три выстрела. Игра останавливается, когда кто-то набирает 13 очков; самый прожорливый объявляется победителем.
comments powered by HyperComments
Павел Ильин
Математик, игрок, ролевик, редактор настольных игр.

А ещё у нас есть