С античных времён философы спорят, определяются ли личность и характер человека с рождения или младенец подобен чистому листу бумаги, на котором его родители и учителя могут написать всё, что им вздумается. Мы не рискнём вмешиваться в вековой спор о человеческой природе, но характер демонов уж точно формируется воспитанием. Нужно доказательство? Извольте, вот оно: Хеллбой, демон, посвятивший жизнь борьбе за добро.

Портрет героя

В конце 1944 года. армии Третьего рейха терпели одно поражение за другим, и исход Второй мировой войны казался предрешённым. Однако увлечённая мистикой нацистская верхушка всё ещё надеялась переломить ход войны с помощью плана под названием «Рагнарёк», к работе над которым немцы привлекли знаменитого чернокнижника Распутина. 23 декабря в заброшенной шотландской церквушке колдун провёл магический ритуал, открывающий врата Преисподней.

Но Распутин вынашивал собственные планы и вовсе не собирался спасать фюрера и Третий рейх от неминуемого поражения. Вместо обещанного оружия судного дня, которое обеспечило бы перелом в войне, русский чернокнижник всего лишь призвал на землю маленького бесёнка. Так на Землю попал юный и, как это ни парадоксально звучит, совершенно невинный демон по имени Анунг Ун Рама, что в примерном переводе значит «тот, чьё чело украшает огненная корона».

Hellboy

1944 год. Вот таким он был милым малышом

Бесёнок не попал в руки нацистов, а буквально свалился на голову отряду союзников, выследивших немецкий десант. Первым порывом бравых вояк было пристрелить мерзкое отродье. К счастью, в отряде оказался советник президента Рузвельта по паранормальным явлениям профессор Тревор Бруттенхолм. Тот, хоть и понял, что перед ним юный демон, не дал малыша в обиду и взял его под свою опеку. Солдаты вскоре также прониклись симпатией к безобидному чертёнку, который получил прозвище «Хеллбой» — «мальчик из Ада».

Попытка нацистов привлечь на свою сторону сверхъестественные силы убедила правительство США, что к магии и монстрам стоит относиться всерьёз, и оно дало добро на формирование Бюро паранормальных исследований и обороны. Во главе молодой организации встал как раз профессор Бруттенхолм. А его юный протеже, когда подрос — то есть уже через пару лет, — превратился в самого ценного оперативника Бюро.

Worlds_Hellboy

Принцип, с которого мы начали свой рассказ, сработал. Несмотря на устрашающую внешность, Хеллбой оказался практически не запятнан адской скверной. Под чутким надзором приёмного отца жуткий на вид краснокожий детина превратился в отважного борца с нечистью. Грозой сверхъестественных злодеев его сделали не только необычайные сила, ловкость и живучесть, но и знания в области эзотерики, которые он перенял у Бруттенхолма.

Что до демонической сущности, то она обычно никак не проявлялась в Хеллбое, если, конечно, не считать пламенного темперамента. Впрочем, с тем же успехом его можно списать и на психологический возраст демона: даже когда Хеллбою перевалило за полсотни лет, в душе он оставался ребёнком.

В 1952 году ООН присвоила Хеллбою статус почётного человека.

В 1952 году ООН присвоила Хеллбою статус почётного человека.

Майк Миньола: создатель Хеллбоя

Mike Mignola Майк Миньола Hellboy Хеллбой

Майк Миньола (на фото) придал Хеллбою черты характера своего отца

До 1994 года создатель Хэллбоя Майк Миньола был рядовым иллюстратором, трудившимся на обоих гигантов американской индустрии комиксов — Marvel и DC Comics. Но у него уже были и самобытный, запоминающийся стиль, и творческие амбиции, которые подтолкнули его к мысли о создании собственной серии.

Героя, который впоследствии принесёт ему всемирную известность, Миньола придумал ещё в начале 1990-х, но сходу пробить публикацию авторской серии не смог. Боссы DC Comics, которым Миньола предложил Хеллбоя, в целом благосклонно отнеслись к идее, но зелёный свет проекту не дали. Они побоялись, что слово «Ад» в имени героя и названии серии отпугнёт аудиторию. Рискнём предположить, что впоследствии издатели искусали себе локти, осознав, каким опрометчивым было это решение.

К счастью для Миньолы, в 1994 году издательство Dark Horse Comics, прежде выпускавшее в основном комиксы по популярным вселенным вроде «Звёздных войн» или «Чужих», решило расширить сферу своей деятельности. Импринт Legend, запущенный с подачи таких мэтров, как Фрэнк Миллер и Джон Бирн, создавался специально для публикации необычных авторских серий. Проект Миньолы подходил под такое определение как нельзя лучше.

Правда, на тот момент Майк ещё ни разу не сочинял сценарии, так что он вынужден был позвать в соавторы гораздо более опытного Джона Бирна. Позже Миньола поймёт, что зря себя недооценивал, и займётся не только оформлением комиксов, но и их сюжетами. Правда, к тому моменту он уже будет не рядовым художником-комиксистом, а признанной звездой индустрии.

А слава пришла к нему практически сразу после выхода минисерии Hellboy: Seed of Destruction. Комикс завоевал признание не только читателей, но и специалистов, вручивших автору за «Хеллбоя» сразу две престижные премии Eisner Award. Сам комикс победил в номинации «Лучший альбом», а Миньола удостоился награды как лучший художник.

У Миньолы очень характерный, контрастный стиль рисунка

Книги о Хеллбое

За рамки комиксов Хеллбой выбрался удивительно быстро — на третьем году существования. Произошло это благодаря знакомству Миньолы с писателем Кристофером Голденом, который тогда только начинал карьеру, но уже успел неплохо зарекомендовать себя в жанре мистики. Майкл предложил ему сочинить книгу про Хеллбоя, и фантаст с радостью согласился. Правда, в итоге получился не полноценный роман, а средних размеров повесть Hellboy: The Lost Army — всего 208 страниц. Скромный объём, впрочем, компенсировался замечательными иллюстрациями Миньолы.

Уже в XXI веке выпуск книг о приключениях Хеллбоя поставили на конвейер. Большую их часть написал тот же Голден, а в регулярно выходящих сборниках «Хеллбой: необычные задания» были опубликованы рассказы о парне из Ада от целого ряда знаменитостей: Тэда Уильямса, Чайны Мьевиля, Чарльза де Линта и Барбары Хэмбли. Сам Миньола в работе над книгами практически не участвовал, разве что время от времени рисовал для них обложки. Так что если две первых книги Голдена считаются неотъемлемой частью канона Хеллбоя, то можно ли к этому канону отнести остальные — большой вопрос.

Хеллбой в кино: дилогия Дель Торо

На успех комиксов про Хеллбоя обратили внимание и в Голливуде. Необычный супергерой очень приглянулся Гильермо дель Торо, звезда которого как раз начинала восходить. После успеха второго «Блэйда» мексиканский режиссёр был буквально нарасхват, ему предлагали заняться третьим фильмом о темнокожем охотнике на вампиров или экранизацией Resident Evil. Но он отверг все эти предложения, чтобы взяться за фильм про Хеллбоя.

Дель Торо уберёг Хеллбоя от бредовых идей продюсеров, которые хотели сделать героя кем-то вроде Халка — человеком, который иногда становится демоном.

Дель Торо (справа) уберёг Хеллбоя от бредовых идей продюсеров, которые хотели сделать героя кем-то вроде Халка — человеком, который иногда становится демоном.

Едва началась работа над экранизацией, как дель Торо пришлось пойти на конфликт со студией, чтобы пригласить на главную роль Рона Перлмана. Боссы компании настаивали, что Хеллбоя должна сыграть привлекательная звезда, а не пятидесятилетний ветеран, игравший в основном злодеев и роли второго плана. Но даже под угрозой сокращения бюджета режиссёр продолжал настаивать на своём выборе, и тот оказался, как нельзя более удачным.

Эта роль словно была создана для Перлмана. Сложный грим смотрелся на нём совершенно естественно, так что Рон смог проявить все свои актёрские способности. Он создал яркий и колоритный образ доброго демона, в котором уживаются отважный борец с нечистью и наивный подросток.

Дебют Хеллбоя на большом экране нельзя назвать триумфальным с коммерческой точки зрения. По меркам супергеройского кино его сборы оказались весьма скромными. Но именно после выхода экранизации к герою пришла настоящая мировая слава. А следом за ней пошли и новые адаптации — пара полнометражных мультфильмов, несколько видеоигр и, конечно, вторая картина дель Торо.

Фильмы о Хеллбое, особенно второй, полны фирменных монстров от Дель Торо.

На сей раз Гильермо не стал брать за основу существующие сюжеты и на пару с Миньолой решил придумать совершенно новую историю. Главным источником вдохновения для них послужила мифология, и, перебрав несколько вариантов, они решили противопоставить Хеллбою эльфов, вознамерившихся вернуть себе власть над Землёй. Сиквел оказался куда более удачным, чем первый фильм, так что планы дель Торо снять трилогию о похождениях Хеллбоя имеют все шанс воплотиться в жизнь. Дело только за финансированием от студии.

Роман между Хеллбоем и Лиз начался только в фильме. В комиксе, по которому он снят, они просто друзья.

Роман между Хеллбоем и Лиз начался только в фильме. В комиксе, по которому он снят, они просто друзья.

Враги Хеллбоя

У Хеллбоя, в отличие от большинства супергероев, очень невелик «стандартный набор» врагов, с которыми он воевал на протяжении многих лет. Но если поначалу Миньола, придумывая Хеллбою противников, полагался только на своё воображение, то теперь он всё чаще выискивает их в древних легендах и преданиях. Причём Майк не ограничивается типовым набором фэнтези-рас, а вовсю использует экзотические для американских читателей источники — например, славянские сказки. Да и те всегда подвергаются творческому переосмыслению.

Распутин и Огру Джахад

Призывая в наш мир демона, Распутин, конечно, рассчитывал совсем не на появление супергероя. Свою магическую силу чернокнижник получил от древних существ, известных как Огру Джахад. Они были сотворены из первоэлементов древним духом-хранителем, которого, в свою очередь, создал Бог для защиты новорождённой Земли. Поскольку Огру Джахад представляли для неё страшную угрозу, Бог заточил их в темницу в самом сердце Бездны. А незадачливого хранителя, чтобы не занимался больше подобным творчеством, уничтожили. От бедняги осталась только правая рука, со временем сросшаяся с рукой Хеллбоя.

К сожалению, тюрьма в Бездне оказалась не такой надёжной, как хотелось бы, и чудовища сохранили возможность влиять на мир смертных. Со временем Огру Джахад отыскали среди людей немало союзников, одним из которых и стал Распутин — именно они воскресили его в 1916 году. В обмен на жизнь и могущество бывший монах должен был найти способ освободить своих хозяев и таким образом положить начало Апокалипсису.

Некоторые из приспешников Огру Джахад настолько свихнулись, что действительно хотели уничтожить Землю и человечество. Но Распутин, хотя его тоже трудно назвать разумным, всё же не жаждал тотального уничтожения всего сущего. Он верил, что, сметя существующий миропорядок, Огру Джахад создадут новый идеальный мир, в котором их сторонники, естественно, займут привилегированное положение.

Огру Джахад, которым поклоняется Распутин, — вариация на тему Великих Древних из лавкрафтовских «Мифов Ктулху». Все они названы в честь богов Древнего мира, таких как Нергал и Амон.

Возможно, именно потому, что Распутин не был безумным фанатиком, ему ближе всего удалось подойти к освобождению своих хозяев. Призыв Хеллбоя должен был стать предпоследним шагом на пути к достижению цели, ведь его замечательная Правая Рука Рока по совместительству служила ключом к узилищу Огру Джахад. И хотя всё пошло не по плану и чертёнок попал в руки к американцам, Распутину казалось, что заставить его выпустить Огру Джахад на волю не составит труда.

Однако демон вырос и стал человеком. Хеллбой отказался идти на поводу у своей судьбы, и когда в 1994 году Распутин попытался использовать его руку, было уже поздно. С помощью коллег по Бюро демон вновь отправил злобного чародея на тот свет. На этом заканчивается первый том приключений Хеллбоя, озаглавленный Seed of Destruction («Семя разрушения»).

Впрочем, борьба Хеллбоя со своей судьбой и Огру Джахад только начиналась. Пусть сами твари так и остались томиться в своей сверхъестественной тюрьме, но у них осталось ещё немало приспешников. Часть их жутких отпрысков, именуемых Огру Хем, смогла вырваться на волю. К тому же даже очередная смерть не положила конец козням Распутина, который отправился в Ад обдумывать свои ошибки. Так что, хотя время от времени Хеллбой и уделял внимание земной нечисти вроде вампиров или эльфов, большую часть своих сил и времени он посвятил борьбе с Огру Джахад и их слугами.

Другие злодеи

Помимо Огру Джахад, стоит отметить богиню колдовства Гекату, которая породила на свет множество чудовищ. Кроме того, немало крови Хеллбою попортили эльфы — вернее, сидхи, которые мало похожи на прекрасных бессмертных созданий из классического фэнтези. Местные эльфы больше похожи на свой мифический прототип: своенравных магических существ, которые не жалуют смертных людей. Да и привлекательной внешностью они далеко не всегда могут похвастаться. Например, непримиримый враг людей Груагах, изо всех сил стремящийся вернуть своему народу былое могущество, выглядит как гигант с головой кабана.

Эльфы из фильма «Хеллбой-2: Золотая армия» похожи на людей. А вот в комиксах им не так повезло с внешностью.

Карл Крёнен, фашист-мазохист.

Карл Крёнен, фашист-мазохист.

Миньола обладает редким талантом придумывать по-настоящему ярких героев и злодеев, которые врезаются в память, даже если играют в сюжете незначительную роль. Примером тому может служить немецкий убийца Карл Рупрехт Крёнен — в оригинальных комиксах он был второстепенным персонажем, но благодаря яркому облику приглянулся Гильермо дель Торо.

В руках режиссёра Карл превратился в безумного учёного-мазохиста, который с помощью жутких операций и механических имплантатов совершенствовал своё тело, пока не превратился в идеального убийцу. В молодости Крёнен отличался ангельской красотой, но впоследствии так изуродовал себя, что начал постоянно носить маску.

B.R.P.D.: друзья Хеллбоя

Таким ответственным делом, как защита Земли от Апокалипсиса, Хеллбой не мог заниматься в одиночку — в Бюро паранормальных исследований и обороны подобралась первоклассная команда. Большинство сотрудников либо обладали сверхъестественными способностями, либо, подобно Хеллбою, вовсе не принадлежали к роду человеческому. Так что коллеги нашего героя не менее колоритные личности, чем он сам. Правда, работа в Бюро опасна и трудна, и текучка кадров там изрядная. Многие из сотрудников покинули его по тем или иным причинам. Сам Хеллбой вышел в отставку в 2001 году, хотя бороться со злом не перестал.

Хотя по сценарию Хеллбой покинул Бюро в начале XXI века, расставаться с полюбившимися всем персонажами ни издательство Dark Horse, ни сам Миньола, разумеется, не хотели. Так что в начале 2002 года они запустили минисерию B.P.R.D.: Hollow Earth and Other Stories («B.P.R.D.: Полая Земля и прочие истории»), в которой рассказывалось о приключениях прочих сотрудников Бюро. Проект зажил собственной жизнью, и новые серии начали выходить так же регулярно, как и истории о самом Хеллбое. В последние годы сам Миньола отошёл от работы над B.P.R.D. — он продолжает держать руку на пульсе, но основную работу отдаёт другим авторам во главе с Джоном Аркуди.

Эйб Сапиен

Abe

Раса: ихтио сапиенс
Первое появление: Hellboy: Seed of Destruction (1994)
Способности: сверхчеловеческая ловкость и гибкость, умение дышать под водой

В 1978 году бригада водопроводчиков обнаружила в подземных коммуникациях Вашингтона резервуар со странным гуманоидом-амфибией. Сам он не имел ни малейшего понятия не только о своём прошлом, но даже о собственном имени. Поскольку к резервуару была прикреплена табличка с датой убийства президента Авраама Линкольна — 14 апреля 1865 года, — создание окрестили Эйбом.

Человека-амфибию тут же прибрало к рукам Бюро, учёные которого собирались препарировать беднягу. От незавидной участи Эйба спас Хеллбой, и спустя несколько лет они стали напарниками. Рассудительность и ловкость мудрой амфибии отлично дополняли горячность и мощь демона. После ухода Хеллбоя из Бюро его бывший партнёр на многие годы стал ключевым агентом организации.

Лиз Шерман

Liz

Раса: человек
Первое появление: Hellboy: Seed of Destruction (1994)
Способности: пирокинез

В 1972 году десятилетняя девочка Лиз внезапно обнаружила, что отличается от сверстников. Она обладала задатками пирокинетика, но, увы, создавая огонь, не могла его контролировать. Спустя год она случайно спалила целый городской район, невольно став убийцей собственной семьи.

Лиз приютили в Бюро, где она более-менее научилась владеть своими способностями и со временем стала полноправным оперативником. Правда, детские травмы давали о себе знать. Лиз не раз покидала Бюро — хотя затем всякий раз возвращалась. По иронии судьбы, вскоре после того, как Лиз наконец в полной мере овладела пирокинезом, она потеряла этот дар. Девушке пришлось сжечь целую армию монстров, она не рассчитала свои силы и лишилась — по крайней мере, временно — сверхъестественных способностей.

Роджер

Roger

Раса: гомонкулус
Первое появление: Hellboy: Wake the Devil (1996)
Способности: сверхчеловеческая сила

Во время одной из миссий Хеллбой и его друзья обнаружили в заброшенной алхимической лаборатории искусственного человека — гомункулуса. Лиз Шерман нечаянно вдохнула в него жизнь, и тот, не осознавая своих действий, убил одного из агентов Бюро. Сделал это он не со зла и, поняв, что натворил, постарался искупить вину и спас жизнь Лиз. Со временем гомункулус, получивший имя Роджер, пополнил ряды агентов Бюро.

На случай, если гомункулус вновь взбунтуется, в теле Роджера спрятали миниатюрную бомбу. Этот низкий поступок стал одной из причин, побудивших Хеллбоя покинуть организацию. К тому же перестраховка оказалась напрасной — Роджер ни разу не дал повода усомниться в своей верности.

Кейт Корриган

Kate

Раса: человек
Первое появление: Hellboy: The Wolves of St. August (1994)
Способности: эксперт по оккультизму

Профессор истории Нью-Йоркского университета стала после смерти Тревора Бруттенхолма, пожалуй, главным в мире специалистом по оккультным наукам, фольклору и истории сверхъестественного. В 1984 году Кейт присоединилась к Бюро, поначалу в качестве консультанта. Но в последнее время ряды сотрудников Бюро поредели, и профессору Корриган всё чаще приходится лично участвовать в полевых операциях.

Кстати, фамилия Кейт — очередная отсылка к мифологии. В кельтских легендах корриганы — существа наподобие наших водяных.

Йоханн Краусс

Kraus

Раса: дух
Первое появление: B.P.R.D.: Hollow Earth and Other Stories (2003)
Способности: медиум

Йоханн Краусс родился в 1946 году в Германии и в возрасте десяти лет обнаружил, что может общаться с призраками. Со временем он стал настолько могущественным медиумом, что сумел сохранить власть над своим духом даже после гибели. Нуждаясь в новом теле, Краусс сам отыскал Бюро, учёные которого создали для Йохана специальный костюм.

После ухода из Бюро Хеллбоя Крауссу предложили заменить его. Учитывая, что после смерти Йоханна его спиритические таланты лишь усилились, покойник оказался достойным преемником демона.

Лобстер Джонсон

Lobster

Раса: призрак
Первое появление: Hellboy: Box Full of Evil (1999)
Способности: по желанию принимать физическую форму и исчезать

Бывший суперагент американского правительства, прославившийся борьбой с нацистами и преступниками в 30-х годах прошлого века. В ту эпоху Лобстеру, считавшемуся вымышленным персонажем, даже посвящали бульварные романы и комиксы, на которых впоследствии вырос Хеллбой. Лобстер погиб на задании, но продолжил борьбу с врагами родины уже в качестве привидения. За время своей потусторонней жизни он стал невероятно могущественным и даже научился принимать физическую форму, когда пожелает, чем не может похвастаться ни один другой призрак в мире Хеллбоя.

Дом, жуткий дом

HellВ 2011 году с Хеллбоем наконец случилось то, что рано или поздно происходит с большинством супергероев, — он умер. Для персонажей комиксов это рядовое событие, и большинство коллег Хеллбоя по цеху без проблем оправляются от этой неприятности. Однако Миньола собирается нарушить эту традицию индустрии, так что скорое возвращение в мир живых Хеллбоя не ждёт. Вместо этого демону предстоят приключения на «исторической родине», о которых расскажет серия Hellboy in Hell («Хеллбой в Аду»).

Это будет новая страница в истории Хеллбоя, которую сам Миньола сравнивает по духу с «Алисой в Стране чудес». Кроме духа и места действия, изменится и формат. Майк не планирует Hellboy in Hell ни как регулярную серию, ни как минисерию. Выпусков, по словам Миньолы, будет столько, сколько надо, чтобы рассказать задуманную им историю.

***

Сообщество американских супергероев — закрытый клуб, где правят бал старички вроде Бэтмена, Супермена, Человека-паука и Капитана Америки, разменявшие не один десяток лет. Дерзких новичков здесь не слишком-то привечают, особенно если они появились не под крылом Marvel или DC Comics. По пальцам можно пересчитать молодых героев, которые смогли встать в один ряд со «старой гвардией». Хеллбою это удалось, и он заслужил эту честь по праву. Брутальная харизма героя и необычные сюжеты, основанные на легендах и мифах, сделали его одним из самых ярких героев в мире комиксов.

 

comments powered by HyperComments
Дмитрий Злотницкий
Постоянный автор «Мира фантастики» с 2004 года. Брал интервью у множества художников и фантастов. Писал о комиксах до того, как это стало мейнстримом.

А ещё у нас есть