На этой неделе на американском канале AMC вышла первая серия сериала Preacher («Проповедник»). Это долгожданная экранизация неполиткоретного комикса о приключениях молодого американского священника. До этого комикс пытались не раз перенести на экран, и вот наконец 22 мая телезрители смогли увидеть первый эпизод. Но почему все так ждали экранизацию и чем так примечателен комикс? Сейчас расскажем.

Знакомьтесь, Гарт Эннис — один из самых выдающихся сценаристов комиксов «не для детей». Эннис талантлив: больше дюжины номинаций и пара серьезных наград в сфере графических романов. Эннис бесстрашен: для него нет запретных тем и табу.

Работать с таким автором — серьезный риск, однако и Marvel, и DC охотно шли на сотрудничество, предоставляя ему полную свободу. Эннис не любит супергероев, он считает вредным внушать людям, что их может спасти кто-то, кроме них самих. Эннис не любит религию — по той же самой причине.

Эннис родился и вырос в Голивуде, но не в том, что с двумя «л» и в Калифорнии, а в том, что на самом краю Северной Ирландии. И при этом именно Гарт Эннис придумал, быть может, самую американскую историю из всех, что когда-либо создавались в формате комиксов.

Preacher 1

Нет вестей с небес

Небесная канцелярия в панике: Бог исчез! Просто взял и скрылся в неизвестном направлении. Золотой трон стоит, а на нем никого. Кто же миром-то править будет? И, будто этого было мало, из небесной тюрьмы вырвался Генезис — полуразумный гибрид ангела и демона, живое доказательство того, что помимо света и тьмы может быть что-то еще, способное потрясти устои мироздания.

Preacher 2

Отношение Гарта Энниса к религии легко понять из того, каким он изображает духовенство

В это же время в техасской глубинке молодой проповедник Джесси Кастер в очередной раз читает Библию своей ненавистной пастве, состоящей в основном из реднеков, алкоголиков, насильников и прочих кадров сходного толка.

Внезапно, прямо посреди службы, в него вселяется сбежавшая с Небес сущность, по ходу дела взорвав ко всем чертям церковь с прихожанами. На руинах Джесси, отныне обладающего божественной силой, находят его бывшая девушка Тюлип и Кэссиди, обаятельный ирландец без определенного места жительства. Втроем они решают выяснить, что за чертовщина происходит, и призвать к ответственности того, кто во всем виноват.

Так начинаются их долгие и совсем не метафоричные поиски Бога.

Preacher 3

Вообще, Preacher — это прежде всего история о любви…

...и о крепкой мужской дружбе

Highway to hell

Если пытаться втиснуть Preacher в рамки одного конкретного жанра (что, как и в случае с большинством хороших произведений, неправильно), ближе всего он окажется к road movie, точнее, к road story. Вероятно, за основу Гарт Эннис взял культовый роман Джека Керуака «В дороге» (On the Road, 1951) — священный текст американских битников и не только. Здесь герои тоже путешествуют по бескрайним просторам Штатов, где-то на время оседая, а откуда-то сбегая сломя голову. Не так важно то, куда они едут, как то, кого они повстречают в пути и как этот путь изменит их самих.

А встретят они массу интересных и чаще всего пренеприятных личностей. В плане богатства фантазии и проработки персонажей Гарт Эннис напоминает другого блестящего хулигана — Квентина Тарантино. Злобный шериф из глубинки, обвиняющий во всех бедах «проклятых марсианских ниггеров», мафиозо-евнух, дуэт британских секс-детективов (не спрашивайте)…. Как и уйма прочих колоритнейших чудиков, они будто сошли со страничек ненаписанного сценария создателя «Криминального чтива».

И, так же как у Тарантино, все герои совершенно по-особому разговаривают. Их речь живая. Между собой они травят анекдоты и байки, рассуждают о глобальных и о бытовых вещах — да так, что хочется поддакнуть или, наоборот, вслух не согласиться.

Возможно, это благодаря тому, что герои живут не во вселенной DC и вообще не в одной из придуманных вселенных, а в нашем или почти нашем мире. Да, там совершенно точно есть Бог и ангелы, демоны, вампиры, тайные общества и прочее, но были и война во Вьетнаме, и убийство Кеннеди, и Курт Кобейн.

Однако куда важнее то, что соотношение добра и зла там куда достовернее, чем в Готэме и Метрополисе. Мир Preacher абсурднее нашего лишь самую малость.

Кэссиди переживает классическую трагедию бессмертного: его самого время щадит, его друзей — нет.

Кэссиди переживает классическую трагедию бессмертного: его самого время щадит, его друзей — нет

В главных ролях

PreacherДжесси Кастер — молодой священник в городке Эннвиль, штат Техас, сын девушки-хиппи и ветерана вьетнамской войны. Его детские годы прошли под властью деспотичной бабушки и ее ручных маньяков Джоди и Ти-Си, будто вылезших из «Техасской резни бензопилой». По бабушкиной же указке он пошел по духовной стезе. И хотя Джесси рос в условиях тирании, память об отце и любовь матери сделали его сильным, честным и очень упорным человеком. Поэтому именно его Генезис выбрал своим носителем.

 

PreacherТюлип О’Хара — возлюбленная Джесси, обладающая столь же сильным характером. Отец Тюлип всегда хотел воспитать бойца и охотника, и рождение девочки ему в этом нисколько не помешало. Тюлип по-мужски дерется, по-мужски стреляет и по-женски нежно любит Кастера. Ради нее он готов сражаться хоть с Богом, хоть с чертом.

 

PreacherКэссиди — ирландец, алкоголик, наркоман, вампир и вообще рубаха-парень. Прибыл в Америку около века назад в поисках новой жизни, вернее, в его случае, не-жизни. Не боится ни креста, ни серебра, а чесноком может закусывать выпивку. Боится только солнечного света и что окружающие узнают, что его имя Прэнсис.

 

PreacherСвятой покровитель убийц — цепной пес Царствия Небесного. Не умирает, не останавливается, не промахивается, не улыбается. Холод его сердца однажды заморозил ад, а пистолеты ему делал сам дьявол (после чего из них же и был убит). Ангелы приказали ему найти Джесси Кастера, и он найдет, сколько бы крови ни пролилось по пути.

 

PreacherГерр Старр — важная шишка в тайной организации «Грааль», контролирующей все правительства в мире. Хочет стать верховным руководителем, а Джесси Кастера превратить в подконтрольного мессию и спасителя мира. К началу комикса у него не будет одного лишь глаза, к концу — много большего.

Юмором комикс отнюдь не обделен — разумеется, исключительно черным

Юмором комикс отнюдь не обделен — разумеется, исключительно черным

Кипят котлы

Но такое близкое и понятное рядовому американскому читателю окружение Эннис нарисовал лишь для того, чтобы больнее чувствовались удары по всем больным и воспаленным местам. Preacher — это magnum opus автора, в котором он многотонным катком проезжается по всему, что его восхищает и бесит в Новом Свете.

Один из важных второстепенных героев здесь — гм, Жополицый (Arseface), добрый, но наивный и не слишком сообразительный подросток, решивший последовать за обожаемым им Кобейном в мир иной, однако выживший после выстрела из ружья в лицо.

Теперь он страшно изуродован и не может внятно говорить ввиду отсутствия рта в привычном понимании этого слова. Одно только происхождение персонажа можно воспринять как пощечину американской молодежи, поскольку после гибели солиста Nirvana по Штатам вправду прокатилась нешуточная волна самоубийств.

Но Эннису и этого недостаточно. Попав в руки умелого продюсера, Жополицый сам становится раскрученной рок-звездой и кумиром подростков, хотя то, что он поет, не в силах понять никто. Вот она, поп-культура в действии.

Покровитель убийц всерьез претендует на звание самого жестокого антигероя комиксов, имея все шансы обойти даже Карателя

Под раздачу попадают американский образ жизни, и патриотизм, и внешняя политика, и расизм, и сексизм, и, конечно, религия. О да, по христианству ирландец прошелся так, что об официальном издании комикса в России и думать нечего. Речь даже не о католицизме и не о фигуре Иисуса Христа (который, согласно версии Preacher, погиб вовсе не на кресте), а о концепции Бога вообще.

Эннис, как и многие богоборцы (Стивен Фрай, к примеру), считает, что если Творец в самом деле существует и допускает ужасы вроде войн, голода и неизлечимых болезней, то либо ему наплевать на человечество, либо он вовсе не такой добрый и любящий, каким его рисует религия. В обоих случаях поклонения он не достоин, и вместо того, чтобы тратить силы и ресурсы на ритуалы, молитвы и возведение новых храмов, люди должны наконец обрести веру в себя и думать об этой жизни, а не о следующей.

 

Герой детства

Preacher
Для американцев старшего поколения истинная икона вестерна, как ни странно, не Клинт Иствуд. Все-таки «Долларовая трилогия» Серджио Леоне, прославившая Иствуда, — это уже ревизионизм, разрушение жанровых основ, отказ от деления на черное и белое. К тому же снята она итальянцем и в Италии.

Джон Уэйн же (настоящее имя Марион Моррисон, 1907—1979) играл в настоящих американских вестернах. Фильмы с ним, такие как «Искатели» (The Searchers, 1956) и «Рио-Браво» (Rio Bravo, 1958), для той культуры — все равно что для нас «Неуловимые мстители».

Уэйн всегда воплощал на экране справедливого и храброго ковбоя, эдакого рыцаря с кольтом. Возможно, именно поэтому Джесси Кастер выбрал его в качестве зримого облика для своего внутреннего голоса, с которым он временами советуется. Ведь если на твоей стороне сам Джон Уэйн, значит, ты делаешь правое дело и всенепременно победишь.

Preacher 12
Preacher 13

* * *

Если бы Preacher был о России, то в нем были бы гармонь и березки, цитаты из Пушкина и Цоя, сельские алкоголики и гламурные блондинки из телеящика. Это было бы всеобъемлющее, циничное и правдивое произведение, которого в форме комикса еще, увы, не существует и не предвидится.

А пока у читателей есть самая лучшая рисованная история об Америке из всех, что были созданы.

comments powered by HyperComments
Дмитрий Шепелёв
Потомственный гик. Внук геймера, сын геймера.

А ещё у нас есть