На прошлой неделе в продажу поступили системы виртуальной реальности HTC Vive и Playstation VR. Весной вышел шлем Oculus Rift. Четыре года прошло со старта краудфандинговой компании Oculus Rift на Kickstarter. Четыре года, за которые мечта горстки гиков и писателей-фантастов о виртуальной реальности облеклась в плоть и железо. Что произошло за это время? Как менялось отношение к виртуальной реальности и мир вокруг нас?

Сейчас в любом крупном городе России появилась точка с очками, где можно за 10–15 минут и энную сумму денег испытать все прелести виртуального мира. Google бесплатно раздаёт на различных мероприятиях так называемые Google Cardboards — недорогие картонные очки для мобильных устройств. Вставив в такие очки свой смартфон, вы сможете играть в игры с виртуальной реальностью.

Coca Cola выпустила коробку для бутылок, из которой можно сложить те же самые cardboards. PornHub дарит очки тем, кто оформит у них годовую подписку. Собственные очки выпустили Valve и Sony, на подходе более совершенная система от Google — Daydream, а уж сколько разных видов теперь производят в Китае! На GDC, крупнейшей в мире конференции для разработчиков игр, в 2016 году впервые устроили целый день лекций, посвящённых исключительно виртуальной реальности.

Google Cardboards

Google Cardboards

Эпоха виртуальной реальности объявлена открытой давным-давно, и всё же мы с вами не просто на пороге, а уже по уши в осуществлении мечты целых поколений писателей-фантастов. Вы всё ещё не верите, что виртуальная реальность «взлетит», потому что вас укачало в первой версии окулусовских очков при попытке испытать свой вестибулярный аппарат в ближайшем торговом центре? Тогда мы идём к вам!

А вы уже купили себе очки виртуальной реальности?

Почему бум виртуальной реальности 2012–2016 годов вообще стал возможен? Виртуальную реальность придумали уже давно. Disney и NASA используют её в образовательных и развлекательных целях много лет. ВР не единожды пытались запустить в массовое производство, но всякий раз неудачно. До того, как Facebook купил Oculus Rift за 2 миллиарда долларов.

Бум виртуальной реальности стал прямым следствием взрывного развития рынка мобильных устройств. Именно «гонка вооружений» Apple, Google и десятков других производителей смартфонов дала нам мощные процессоры, аккумуляторы и дисплеи — технологии, на которых выросло современное поколение очков виртуальной реальности. Есть мнение, что именно тогда, когда развитие смартфонов зашло в тупик и общество застыло в предвкушении нового технологического прорыва, наступило удачное время для возвращения ВР.

HTC Vive

HTC Vive

Виртуальная реальность проделала огромный путь и уже получила несколько направлений развития. Самое незамысловатое — аттракционы. За небольшую сумму в ближайшем ТЦ можно полетать с небоскрёба на американских горках. Второе, но не по известности, — это, конечно, порно. Порнография всегда была двигателем прогресса — она подарила нам широкополосной интернет, потоковое видео и качественное сжатие картинок. Но тут мы воздержимся от комментариев.

Третье — кино и анимация. Например, Oculus Rift открыли собственное подразделение по производству мультфильмов Story Studio, на счету у которого уже две работы — Lost и Henry. Другие студии не отстают. Например, есть потрясающее демовидео от Marvel по мотивам вторых «Мстителей», где вы оказываетесь в самой гуще схватки с Альтроном!

Lost

Кадр из ВР-фильма Lost

Четвёртое — обучение. Обучающие симуляторы в виртуальной реальности тоже начали делать не вчера. Но это были в основном военные разработки, теперь же невиданные возможности появились и у гражданских.

Пятое — интерфейсы. Версии привычных программ и браузеров для ВР полностью перевернут саму логику взаимодействия с компьютером. В HTC Vive, например, уже есть графический редактор, рисовать в котором — сплошное удовольствие.

И, наконец, полноценные игры. Чем нам грозит нашествие игроделов на виртуальную реальность? На первых порах — огромным количеством однотипных, низкопробных ужастиков. Хотя уже сейчас считается, что использовать в ВР примитивные подходы — страх, эротику, игры с вестибулярным аппаратом — моветон, ленивый подход для ремесленников. Где тут фантазия и поиск новых механик?

В механиках всё и дело. Сейчас в ВР наметилось три подхода. Первый — игры для мобильных платформ. В них вы взаимодействуете с виртуальным миром только движением головы, играя с гироскопом. Например, InCell и InMind от Nival или Land’s End от Ustwo, создателей популярной Monument Valley.

 

Playstation VR

Playstation VR

Второй — игры с традиционным управлением: мышь, клавиатура, геймпад. Тут всё привычно и понятно. Это и I Expect You to Die, и Keep Talking and Nobody Explodes.

Третий — игры с уникальными контроллерами. Например, The Lab от Valve, описанная далее, или очаровательная игра Job Simulator. Таких игр пока мало, но опыт вы получите необыкновенный.

Есть ещё один интересный вид игр, который стремительно набирает популярность, — cоциальный ВР. Уже сейчас через копеечные cardboards вы можете смотреть с друзьями онлайн-стримы и играть в викторины, сидя в межгалактическом кафе или на корне огромного дуба в волшебном лесу. Это не фантазии.

Это настоящая виртуальная реальность, которая уже вокруг нас.

Три игры в виртуальной реальности

Мобильная ВР
InCell и InMind

Incell

Есть пророки и в своём отечестве. Небезызвестная российская студия Nival занялась разработкой для виртуальной реальности ещё в 2013 году. Вышло уже две игры — InCell и InMind, путешествие внутрь клетки и внутрь человеческого мозга соответственно. Выглядит это фантастичнее некуда, но ценность игр не только в красивой графике и необычном сеттинге. Nival стремились придать играм научную достоверность, для чего привлекали в качестве консультантов реальных учёных.

Управление в обеих играх очень простое. В первом случае мы играем за нано-болид, который должен собирать полезные белки, жиры, углеводы и уворачиваться от вирусов. Во второй игре вы эдакий микро-василиск, который взглядом успокаивает разбушевавшиеся нейроны и выводит паникующий мозг из стресса. Обе игры бесплатны и доступны как на мобильных платформах, так и в Steam. Вы можете уже сейчас закачать их на телефон, найти картонный Google Cardboard и погрузиться в мир молекул и нейронов. Рекомендуем начать с InCell: тут вам сразу и американские горки, и научная фантастика в одном флаконе.

ВР с манипуляторами
The Lab

The Lab

Небольшая демо-игра во вселенной Portal от Valve, которая идёт в комплекте с шлемом виртуальной реальности HTC Vive. В игре также используются пара манипуляторов и пара камер. Камеры отслеживают пространство вокруг вас и дают вам возможность передвигаться в виртуальной комнате без боязни протаранить стену или стол. Вы оказываетесь в кабинете корпорации Aperture, где вам предлагают пройти быстрый курс по починке роботов. Если справитесь, вам обеспечен тортик от лучшего компьютерного злодея всех времён, разумной и совершенно сумасшедшей операционной системы GlaDOS. Но те, кто играл в Portal, знают, что торт — это ложь.

Восхищает в игре всё: сеттинг, юмор, а главное — лёгкость, с которой вы осваиваете манипуляторы. Как будто всю жизнь роботов чинили. Отдельно отметим, что сканирование пространства, создающее для вас безопасную виртуальную комнату, даёт гораздо большее погружение, чем все cardboard’ы вместе взятые.

Социальная ВР
Werewolves within

Werewolves within

Самый актуальный тренд игр в ВР — социальное взаимодействие. Но тут вы не просто слышите других людей в наушниках и можете с ними пообщаться. Вы их видите рядом с собой. Только при этом они не обязательно похожи на людей! Находящаяся в разработке игра Werewolves Within как раз об этом. Представьте себе средневековую игру в мафию в сказочном мире, где роль гангстера, убивающего добрых людей по ночам, исполняет ведьма, а то и оборотень. После серии загадочных нападений жители маленькой деревушки Галлоустон решили взять правосудие в свои руки!

Игра будет расчитана на 5–8 игроков. У каждого из персонажей будет свой набор уникальных умений, который поможет очистить родную деревню от зла. Ну или стравить этих глупых крестьян между собой и спасти свою шкуру во время судной ночи голосования. Выход игры планируется 6 декабря 2016 года на Oculus Rift, PlayStation VR и HTC Vive.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

comments powered by HyperComments
Мария Кочакова
Сценарист компьютерных игр, нарративный дизайнер, инди-разработчик (Message Quest, школа сценаристики и нарративного дизайна «Нарраторика»).

А ещё у нас есть