Когда-то серия Final Fantasy была лицом не только жанра японских ролевых игр, но и едва ли не всей игровой индустрии Японии. Ещё десять лет назад, когда бум JRPG уже прошёл, Final Fantasy пользовалась уважением, — а сейчас вызывает разве что насмешки. Создатель блога finalfantasywhatever.com попытается разобраться, почему известную серию постиг упадок.

Первые проблемы наметились, когда создатель Final Fantasy Хиронобу Сакагути решил сделать онлайновый выпуск серии номерным, одиннадцатым. В те давние годы, когда на экраны только-только вышла первая «Матрица», а PS2 маячила далеко на горизонте, Сакагути грезил переводом всего цикла в онлайн. «Отец» Final Fantasy словно не понимал, что сетевые баталии не смогут заменить игрокам всего того, за что они любили его детище. Всё-таки сюжетно-ориентированная RPG для одного игрока и онлайн — вещи весьма далёкие друг от друга. Нумерация «финалок» словно бы сломалась после десятой части: обсуждать FFXI наравне с остальными частями было невозможно, она была совсем другой, слишком чужеродной.

Но куда больше бед принёс гендиректор Square Ёити Вада. Он воспользовался провалом фильма Сакагути «Последняя фантазия: Духи внутри», чтобы лишить того какой-либо власти в компании, и, по сути, вынудил Сакагути уйти в отставку. Именно Вада организовал сомнительное слияние Square и Enix и возглавил объединённую компанию. Он же и постановил, что Final Fantasy надо эксплуатировать по максимуму. В результате из двух десятков «финалок», вышедших в первую декаду XXI века, лишь пять можно было отнести к JRPG. Несомненно, среди игр «по мотивам» FF попадались хорошие и даже выдающиеся, но отыскать их в куче непонятно зачем существующих недоигр было сложно.

 Один из лучших спиноффов Final Fantasy — приключенческий экшен The Crystal Bearers для Wii — остался почти не замеченным из-за громкой рекламной кампании FFXIII, вышедшей примерно в то же время

Один из лучших спиноффов Final Fantasy — приключенческий экшен The Crystal Bearers для Wii — остался почти не замеченным из-за громкой рекламной кампании FFXIII, вышедшей примерно в то же время

Бренду был нанесён сильный удар: слова «Final Fantasy» перестали быть знаком качества и даже не ассоциировались больше с какой-то конкретной игровой механикой. Под этим названием выходили и экшен-RPG, и RTS, и «рогалики», и файтинги, и сборники мини-игр, и даже потуги на tower defense. Да, были фанаты, готовые покупать всё, на чём висела бирка FF, но чем больше всевозможной гадости Square Enix пыталась таким образом продать, тем меньше оставалось этих энтузиастов. Многие ждали следующей номерной части: по крайней мере, игры из основного цикла (даже «выпадающая» FFXI) ещё не подводили.

Справедливости ради отмечу, что ни одна FF не встречала единодушного тёплого приёма. Упёртые олдскульщики ворчали, что FFVII испортила серию, сделав её слишком мейнстримовой. Фанаты седьмой части, посвящённой конфликту двух пафосных парней с огромными мечами, ныли, что герой восьмой — тряпка. Поклонники относительно реалистичной «восьмёрки» неоднозначно восприняли фэнтезийную «девятку» с её гротескным дизайном, а любители «финалок» с PS One критиковали FFX за чрезмерную линейность и отсутствие карты мира.

Молодая волшебница и отвязная поп-звезда, стреляющая с двух рук. Трудно поверить, что это один и тот же персонаж

Всё это ворчание, однако, оставалось ворчанием: даже если игрокам была не по нраву свежевышедшая часть, они знали, что в скором будущем увидят следующий выпуск, не похожий на предыдущий и оттого имеющий шансы им угодить. Final Fantasy всегда отличалась экспериментальностью, в каждой части были новые герои, новый сеттинг, новая боевая система. Традиция каждый раз предлагать игрокам новый мир и не выпускать прямых продолжений, увы, прервалась в начале 2000-х с уходом Хиронобу Сакагути. После этого ответственным за Final Fantasy стал продюсер Ёсинори Китасе, сразу же одобривший создание первого «финалочного» сиквела. Вышедшая в феврале 2004 года Final Fantasy X-2 ознаменовала начало упадка серии, a Lightning Returns: Final Fantasy XIII, релиз которой состоялся в феврале 2014-го, этот упадок прямотаки символизирует.

Дело вот в чём: начиная с Х-2 (FFXII не в счёт, её разработка началась в 2000 году ещё при Сакагути) режиссёр у всех номерных частей серии стал один — Мотому Торияма. До этого разными выпусками обычно занимались разные люди. Так, по-детски наивная FFIX — детище Сакагути, а подростковая и линейная FFX создавалась под руководством Китасе, предпочитающего делать акцент на зрелищности и кинематографичности. Final Fantasy XII — во многом авторский проект Ясуми Мацуно, известного по играм FF Tactics и Vagrant Story. Её сюжет заметно глубже и взрослее, чем у других выпусков серии; FFXII чем-то напоминает популярный нынче телесериал «Игра престолов». С уходом Сакагути куратором номерных FF стал Китасе, который отдал режиссёрское кресло Торияме и вместе с ним несёт ответственность за деградацию серии.

Оставлю FFХ-2 в стороне — игре всё же десять лет (хотя тамошняя эстетика, на мой взгляд, невыносима, и серию можно было начинать хоронить уже в тот момент, когда трагическая героиня FFX превратилась в поп-идола, весело вертящего задом под глупую песенку). С самого её релиза команда Китасе и Ториямы трудилась над тринадцатой частью, ориентируясь при этом не на предыдущие FF и даже не на какие-либо JRPG, а на линейные шутеры вроде Halo и Call of Duty. Итог плачевен: боевая система в FFXIII деградировала до «нажми X, чтобы выиграть», кастомизация персонажей практически исчезла, а мир сократился до узких коридоров, ведущих от одной сценки к другой. В игре нашлось место ровно для одной просторной полянки, на которой были сосредоточены все побочные квесты, а традиционную возможность свободно исследовать мир, гулять по городам и говорить с NPC выбросили, — видимо, за ненадобностью. Когда игроки этим возмутились, Китасе пожал плечами — дескать, эти гайдзины нас не понимают. У них, мол, на Западе принято, чтобы была полная свобода, как в The Elder Scrolls, а мы в Японии так не можем, у нас ведь главное — сюжет. Да вот только предыдущие Final Fantasy, делая акцент на истории, не ограничивали при этом свободу игрока, а в самой успешной части, FFVII, был относительно открытый мир и куча контента, в том числе опционального. FFXIII же словно держит свою аудиторию за идиотов, которые при первой возможности сойти с сюжетной тропинки мигом потеряются, заблудятся, забудут, что было раньше, и не оценят сюжетного драматизма.

Final Fantasy 13-2

По словам разработчиков, вся XIII-2, в отличие от первой части, должна была строиться на решениях игрока, как в играх BioWare. На деле же там нет ни одного решения, которое что-то действительно меняло бы, — это совершенно стандартная линейная JRPG.

Да если бы ещё в этом сюжете было чтото стоящее! Первую половину игры герои проводят, повторяя одни и те же слова в попытках объяснить игроку всю безнадёжность своего положения: если они выполнят уготованное им предназначение, сути которого они даже не знают, то превратятся в кристаллы, если не успеют — станут монстрами. А затем принимают напрашивающееся само собой решение: раз уж мы и так обречены, почему бы не попробовать хотя бы навалять злодеям? Все их картинные страдания обнуляет концовка, в которой все чудесным образом спасаются, изменив своё божественное предназначение и при этом сохранив человеческий облик (что, как неоднократно подчёркивалось на протяжении игры, невозможно). Хэппи-энд в худшем смысле этого слова.

Тут стоит упомянуть Лайтнинг, которая позиционировалась как главная героиня FFXIII, а на деле играла в сюжете не слишком большую роль (даже повествование там велось от лица другого персонажа). Запомниться она могла разве что благодаря несносному темпераменту, яркой внешности и тому, как активно её продвигали во время рекламной кампании.

Все забыли бы и про Лайтнинг, и про FFXIII — чего лишний раз думать о самой неудачной части серии за много лет? Но Мотому Торияма словно прикипел к созданной им героине. Чтобы не расставаться с любимицей, он выдумал повод для сиквела, заявив, что FFXIII в конце поставила вопрос «Счастлива ли Лайтнинг?», на который предстоит ответить в продолжении. На самом деле, конечно, это было не так: всю игру героиня пыталась спасти сестру, в итоге благодаря целому оркестру из роялей в кустах ей это удавалось, и в финальном ролике она чуть ли не искрилась от счастья. Впрочем, лапшу на уши игрокам создатели «тринашек» вешали постоянно. Говоря о Final Fantasy XIII-2, Китасе резко сменил тон: «вы просто ничего не понимаете в нашем геймдизайне» уступило место подхалимскому «мы прислушались к игрокам и всё-всё исправили». На деле же FFXIII-2 ничем принципиально не отличалась от предшественницы: игрокам была брошена кость в виде определённой свободы и в боях, и в прокачке, и в передвижении по локациям, но сюжет остался линейным. Появился какой-никакой геймплей, однако при этом главная проблема FFXIII не просто не была исправлена — напротив, она усугубилась. Речь идёт, конечно, о сценарии.

Клауд, герой FFVII, и Лайтнинг из FFXIII. Сходство налицо

Тут стоит сделать небольшую паузу и напомнить читателям обо всех подвигах Мотому Ториямы как человека, ответственного за сюжет. Он надругался над историей FFXII в невесть зачем приплетённом сиквеле Revenant Wings, затем похоронил серию Front Mission, написав ужасающую Evolved, и извратился над Parasite Eve в кошмарной The 3rd Birthday. Практически во всех рецензиях на вышеперечисленные игры указывается на невменяемость сюжетных поворотов, нелогичные поступки персонажей и нелепые попытки поднять градус драматичности, напоминающие о творчестве школьников — любителей писать фанфики. Трагедия Square Enix в том, что подобные «фанфики» становятся каноном и превращаются в сценарии для игр, в которые вкладывают миллионы и десятки миллионов долларов. И как бы ни стенали игроки (как на англоязычных, так и на японских сайтах — Торияму не любят нигде), как бы низки ни были оценки в прессе (средняя оценка шутера MindJack по его же сценарию — 43 балла из 100), как бы провальны ни были продажи, Мотому Торияма по неведомым причинам остаётся на своём месте и получает максимальный кредит доверия от руководства компании.

Так вот, сюжет FFXIII-2 таков: сразу после концовки первой части Лайтнинг переносится прямиком в Валгаллу (!), чтобы защитить богиню Этро, сражаясь с бессмертным индейцем, в котором живёт сердце этой самой богини. Первые полчаса нам показывают это сражение, потом Лайтнинг пропадает экрана практически насовсем (хоть она и красуется на обложке), и на протяжении всей оставшейся игры приходится бегать за её спасённую сестру. Та в поисках Валгаллы путешествует между мирами и эпохами, сталкиваясь с парадоксами — аномалиями в пространственно-временном континууме, которые исправляются… выполнением сайдквестов. От сеттинга FFXIII остались какие-то жалкие огрызки, а любые глупости и нестыковки получают одно объяснение — парадоксы! А концовка игры, призванной ответить на вопрос «счастлива ли Лайтнинг», примерно такова: «Лайтнинг где-то за кадром превратилась в кристалл, купите сиквел».

Lighting Returns

Вот так в 2014 году выглядит Final Fantasy

С такой наглостью поклонники серии ещё не сталкивались. Все FF, даже те, к которым потом за уши были притянуты продолжения, были цельными, законченными историями. FFXIII-2 же — жалкий обрубок без начала и конца, появившийся на свет лишь потому, что клепать сиквелы проще, чем производить что-то новое. Именно по такому принципу сейчас и делаются новые выпуски цикла. Ранее служившая эталоном для красивых сюжетных приставочных игр, к первому сиквелу «тринашки» Final Fantasy утратила вменяемость повествования, а ко второму — радующую глаз картинку, едва ли не последнее, что у неё оставалось.

Финал трилогии, Lightning Returns: Final Fantasy XIII, не только неимоверно глуп, но и по-настоящему уродлив. Парадоксально, но в 2014 году богатейшая компания Square Enix выпустила потенциальный бестселлер, графика в котором хуже, чем в абсолютном большинстве игр для уходящего поколения консолей. Сценарий же поражает бессмысленностью: прошло пятьсот лет, мир, который мы впервые видим, умрёт через тринадцать дней, все герои предыдущих частей возвращаются, Лайтнинг — спасительница душ человеческих, работающая на бога (о богине все забыли), а причина всех бед — какой-то там хаос (о парадоксах все также забыли). А в финале Lightning Returns Торияма переносит свою розововолосую любимицу, попутно ставшую настоящим божеством, на Землю — желая, очевидно, провести остаток своих дней в надежде, что когда-нибудь сможет её встретить.

По иронии, в Lightning Returns оказался очень неплохой геймплей (полная противоположность тому, что было в FFXIII), но это игру не спасает. Средний балл Lightning Returns на Metacritic сейчас составляет рекордно низкие для серии 66 из 100, и если она чем-то и запомнится, то, скорее всего, гротескными кривыми модельками персонажей.

История Лайтнинг подошла к концу, а вместе с ней — и прежнее поколение консолей. Square традиционно выпускала по три номерные части серии на каждую консоль: на NES вышли первые три, на PS One — VII, VIII и IX, на PS2 — X, X-2 и XII. Все они были разные, и каждый мог найти себе «финалку» по вкусу. Нa PS3 и Xbox 360 у нас выбора нет — только XIII, XIII-2 и XIII-3, созданные катастрофически бездарным человеком с патологическим пристрастием к собственному персонажу. Олицетворение последних десяти лет Square Enix — это Мотому Торияма, не только захвативший Final Fantasy, но и убивший многие подававшие надежды сериалы.

∗∗∗

Что дальше? Новая аудиодрама, добавленная в Final Fantasy X/X-2 HD Remaster, свидетельствует о возможном продолжении и так уже дважды законченной истории, которым наверняка займётся всё тот же Торияма. Анонс FFX-3, если он, конечно, состоится, лишь подтвердит набирающее популярность мнение, что Final Fantasy мертва. И если даже FFXV окажется достойной игрой, сможет ли она в одиночку спасти репутацию серии, упавшую ниже плинтуса? Или же «пятнашка» станет лебединой песней Final Fantasy, последней попыткой схватиться за соломинку перед тем, как окончательно утонуть в бесконечном потоке ториямовской бессмыслицы?

Не проходите мимо

Хотя будущее серии видится очень и очень мрачным, в её недавнем прошлом осталось достаточно много хорошего — включая то, о чём многие поклонники могли не подозревать. Про то, что к любимым номерным частям можно вернуться и сейчас с помощью PSP, PS3, PS Vita или смартфонов, знает едва ли не каждый, но что насчёт спиноффов, которые прошли мимо большинства игроков? Позвольте дать вам несколько рекомендаций. На PSP есть Final Fantasy Tactics: The War of the Lions — слабая с технической точки зрения, но непревзойдённая в плане игровой механики и сценария тактическая RPG. На Nintendo DS — простенькая, но при этом очень милая и по-настоящему сказочная экшен-RPG Final Fantasy Crystal Chronicles: Ring of Fates. На той же DS есть и отличный подарок для старых поклонников серии — Final Fantasy Fables: Chocobo Tales, сборник мини-игр, пересказывающих известные басни и мифы с участием любимых публикой зверушек из FF. Под конец жизненного цикла Wii на ней вышел приключенческий экшен Final Fantasy Crystal Chronicles: The Crystal Bearers с увлекательным сюжетом и большим красивым миром. Ну а если вы в своё время пропустили FFXII или отвергли её из-за непохожести на предыдущие части серии — дайте ей второй шанс. В конце концов, вся суть Final Fantasy — в постоянном поиске чего-то нового.

comments powered by HyperComments
Сергей Цилюрик
Журналист, редактор, создатель блога finalfantasywhatever.com.

Это интересно

А ещё у нас есть