Сегодня трудно найти конвент, в программе которого не заявлено косплей-шоу. Среди любителей комиксов и аниме, видеоигр и фантастической литературы одевание в костюм любимого героя давно стало уважаемым хобби. Но многие ли задумываются об истории этого явления, его эволюции в разных уголках земного шара и о его вкладе в образ современного гика?

История косплея

Термин «косплей» образован из сокращённого costume play — «костюмированная игра» или «костюмированная пьеса». Означает он претворение в жизнь образа героя из вымышленного произведения, будь то книга, комикс, фильм или аниме. Косплеер должен выглядеть максимально похоже на изображаемого героя, но не обязан делать свой костюм собственноручно. Изобрели слово “косплей” любящие сокращения японцы, но, вопреки заблуждению, возник он совсем не в Стране восходящего солнца.

1912

В героя  комикса Mr. Skygack from Mars некий  Уильям Фелл нарядился ещё в 1908 году. Но последователей у него не появилось

Косплей в современном понимании этого слова возник в 1939 году. Пара американских фэнов, Форрест Аккерман и Миртл Джонс, явились на первый Всемирный конвент научной фантастики в Нью-Йорке, одевшись как герои космооперы. Аккерман и Джонс произвели настоящий фурор среди посетителей. Идея так всем понравилась, что уже на следующем конвенте в 1940 году прошёл бал-маскарад, среди участников которого проводился конкурс на лучший костюм. Маскарад стал традицией, продолжающейся по сей день. Сначала костюмы были довольно простыми и создавались скорее из желания выделиться и подурачиться, нежели ради приза. Для фантастических нарядов появился и собственный термин — «футуристикостюм».

К началу шестидесятых ситуация стала меняться. Люди стали подходить к созданию нарядов всё серьёзнее, тратили на них всё больше времени и денег. И хотя состав участников маскарада был разношёрстным — в костюмах на Всемирный конвент научной фантастики приходили и фанаты, и художники, и даже именитые писатели вроде Фрица Лейбера, — в этом деле начали появляться свои знаменитости и профессионалы. Перестали костюмы быть и строго футуристическими. Среди пилотов космических кораблей и злых пришельцев всё чаще стали появляться супергерои и эльфы.

Всё более креативными становились не только костюмы, но и способы их подачи. Конкурсантам мало было просто пройтись по подиуму — они пели песни, устраивали танцы и акробатические номера. Это так растянуло длительность мероприятия, что время на каждое выступление сократили до минуты. Но несмотря на все ухищрения, маскарад уже в середине семидесятых из дружеской вечеринки превратился в строгий конкурс с толпой зрителей и придирчивым жюри. Желающих изобразить любимых героев, блеснув талантом актёра и модельера, стало слишком много.

1980

В восьмидесятых многие фэны могли похвастаться отлично детализированными и оригинальными костюмами.

В 1984 году гостем уже сорок второго по счёту всемирного конвента научной фантастики стал японский писатель Нобуюки Такахаси. Парад энтузиастов в фантастических костюмах поразил его до глубины души, и он поспешил поделиться своим восторгом с японской прессой. Японцы приняли новое веянье, которое писатель окрестил «косплеем», с восторгом. Косплей медленно, но верно отвоёвывал себе место на всевозможных фестивалях и из занятия для фанатов вскоре перерос в масштабную индустрию. Профессиональные модели начали выпускать тематические фотоальбомы, а в магазинах для гиков стали появляться целые отделы с готовыми костюмами, париками и прочей атрибутикой.

Возвращение косплея на родину вышло довольно курьёзным. Он заново проник на Запад в начале девяностых, на волне популяризации современной японской культуры. Аниме тогда было на пике популярности, гиковская же субкультура лишь ожидала своего ренессанса. Молодое поколение американских анимешников не знало о полувековой истории фантастических костюмированных вечеринок и посчитало косплей японским изобретением. Что не помешало ему стать безумно популярным. За считаные годы фестивали наполнились толпами людей в ярких костюмах. Начали проводиться международные конкурсы, с распространением интернета появились специализированные сайты, где можно было похвастать обновкой, поделиться опытом или попросить совета.

moon

В девяностых  аниме вошло в моду на Западе, а вместе с ним распространился и косплей. Героинь «Сэйлор Мун» косплеят и по сей день.

Отыгрыш роли

У модифицированного японцами косплея все же есть одна отличительная черта. Пионеры движения в сороковых годах не пытались в точности воссоздать костюмы героев. Они зачастую давали волю фантазии, выдумывали свои наряды для пилотов и принцесс звёздных империй, инопланетян и мутантов. О том, чтобы попытаться ещё и сыграть роль выбранного персонажа, как в театре, даже речи не шло. Японцы же назвали движение костюмированной игрой не зря: для них важен именно отыгрыш роли. И костюм косплеера должен соответствовать костюму персонажа аниме, манги, романа или игры в мельчайших деталях. Даже если они противоречат законам гравитации, физики и здравого смысла.

Хороший косплеер обязан выучить фирменные жесты героя, должен передавать его осанку и настроение. Суровому воину не пристало гримасничать и хихикать, как маленькая девочка. Но, скорее всего, эти неписанные правила были известны и западным косплеерам задолго до популяризации аниме. Ведь уже в семидесятых стали популярны «Звёздные войны» и «Звёздный путь», и их поклонники соревновались не только в мастерстве пошива зачастую простых нарядов, но и в том, кто лучше изобразит персонажа в целом.

wright

Знать, как ведёт себя персонаж, не менее важно, чем сшить хороший костюм. Некоторых героев, например, Феникса Райта или Доктора Кто, без правильной подачи и не узнать.

Однако креативность западных фэнов не удалось удержать в чётких рамках. Проверив свои силы в воссоздании самых безумных костюмов, от расшитых бусинами пышных платьев с кринолином до доспехов и трансформирующихся роботов, косплееры принялись снова проявлять фантазию. Сеть наводнили фотосессии с диснеевскими принцессами, сражающимися с зомби, или Сэйлор Мун со товарищи, вдруг ставшими главарями байкерской банды. Люди принялись играть с временами и стилями, показывать знакомых героев в самых неожиданных амплуа. Пуристы могут усомниться в том, стоит ли называть всё это косплеем. Но почему бы и нет? Костюмы на месте, элемент игры тоже присутствует.

Грань между восточным и западным пониманием косплея со временем истончилась. Да и фэндомы на конвентах давно перемешались. Аниме перестали считать развлечением для детей, а фантастику — уделом высоколобых ботаников. И появление «чуждого» героя на фестивале никого не удивит. Трандуил и Капитан Америка, Сэйлор Мун и Доктор Кто теперь стоят на одной сцене, потому что принадлежат к одной гиковской субкультуре.

sm

Сэйлор-воины в роли байкерш. Совсем не канонично, но оригинально и стильно.

Ненависть к косплею

Удивительно, но среди фантастов есть и противники косплея. Так, художник Пэт Бродерик, работавший над комиксами о Бэтмене и Зелёном Фонаре, отказывается выступать на конвентах, если в программе заявлен косплей. По словам Бродерика, косплей отвлекает участников конвента от основной программы. Мол, раньше люди ходили на фестиваль узнать о новинках индустрии и пообщаться с творцами, а теперь ходят наделать «селфи» с людьми в костюмах. Другие авторы возмущены тем, что многие косплееры толком не знают, кого изображают, а просто шьют себе понравившийся костюм.

Ну и главное, в отличие от коллекционеров, косплееры не приносят индустрии никакого дохода. Хотя они и тратят баснословные деньги на создание костюмов, издательствам, художникам и прочим создателям героя не перепадает ни цента. С последним можно поспорить: хороший косплей — это бесплатная реклама произведения. Да и сами косплееры — часто те же самые коллекционеры.

Между востоком и западом

Хотя косплей ныне популярен во всех частях света, в разных странах он имеет свои особые черты. В Японии, например, косплей создаётся прежде всего для фотосъёмки. Даже в рамках масштабных фестивалей не разыгрывается никаких сценок и не проводится дефиле. На мероприятиях косплеерам чаще всего просто отводится отдельный зал или площадка на улице, где они могут вволю попозировать перед фотографами и просто любопытными посетителями.

У японского косплея есть и другая, довольно мрачная особенность. К внешности косплеера здесь предъявляются не менее строгие требования, чем к его костюму. Известны случаи, когда человека затравили за то, что он оскорбил персонажа своим некрасивым лицом или фигурой. Поэтому за успешным косплеером в Японии зачастую стоит целая команда из костюмера, гримёра и фотографа. Модели же остаётся только следить за внешним видом и выучить несколько присущих герою поз. Если модель и персонаж достаточно популярны, на косплее можно и заработать, продавая фотографии. Соревновательный элемент тут слабый — лучшей наградой косплеера становятся новые поклонники и его фото в официальных репортажах с конвента.

wf

Косплееры на летнем Wonder Festival проявляют настоящий героизм, расхаживая в плотных костюмах и доспехах на жаре в +35C. Чего только не сделаешь из любви к персонажу!

В США ситуация противоположная. Критиковать внешность самого косплеера, его рост, вес, цвет кожи или черты лица считается недопустимым, неполиткорректным. Оценивается прежде всего то, сколько сил он вложил в создание костюма, как точно передал детали. Купить готовый костюм или заказать у мастера не возбраняется, как и фотографироваться в нём или посещать конвенты, но от участия в конкурсах, возможно, придётся отказаться. Соревновательный элемент здесь весьма силён, хотя призов, как и масштабных конвентов, не так много.

К выбору персонажей в США подходят с душой. Если японцы следят за модой и стараются изображать не столько любимых, сколько популярных героев, то американцы ориентируются на признанную классику, в том числе анимешную. На фотоотчёте с любого американского фестиваля можно увидеть воинов в матросках, героев «Блича», «Наруто» или мультфильмов Хаяо Миядзаки.

miku

Западные косплееры из одного фэндома с радостью устраивают общие фотосессии. Соперники они лишь на сцене, а вне её — друзья и единомышленники.

Несмотря на соперничество во время конкурсов, американские косплееры крайне дружелюбны. Часто в ходе фестиваля представители одного фэндома собираются, чтобы сделать общие фото и обсудить любимое произведение. При этом они не стремятся выяснить, кто круче, а просто радуются встрече с единомышленниками. Любят они и пошутить со сцены, хотя случай выдаётся нечасто. В США косплей — это зачастую лишь часть масштабной фестивальной программы с показами фильмов, трейлеров, лекциями и концертами, поэтому времени под дефиле и сценки конкурсной программы отводится немного.

Кроме того, лишь единицы способны выгодно продать свои фотографии. Большинство профессиональных косплееров зарабатывают как швеи и мастера, создающие оружие, украшения и прочие детали костюмов для не столь рукастых и опытных соратников по хобби.

Косплей в России

На развитие отечественного косплея наложило отпечаток то, что аниме-индустрия в России рухнула, так и не успев развернуться. Даже в те времена, когда аниме было модно, наши издатели могли побаловать публику разве что показами аниме на большом экране. Крупных фестивалей, объединяющих премьеры, интервью с авторами аниме, ярмарку сувениров и косплей, как не было, так и нет. Богатой программой может похвастать разве что московский J-Fest, но и ему далеко до ведущих фестивалей США и Европы.

Поняв, что развлекать их никто не собирается, отечественные анимешники взялись за дело сами. Организаторы фестивалей на чистом энтузиазме стали искать место для их проведения, составлять программу и отбирать участников. И в отсутствие других вариантов программа эта стала целиком состоять из косплея, караоке и AMV — любительских клипов, нарезанных из аниме на любимую музыку. Позже к этому многообразию присоединились поклонники японской уличной моды. Но косплей, конечно, был и остаётся гвоздём программы. Причём проводится он обычно на конкурсной основе, а вне конкурса, как правило, выступают ветераны движения.

SONY DSC

Прошедший в 2014 первый российский Comic Con запомнился в первую очередь качественными костюмами косплееров. А благодаря телерепортажам слово «косплей» выучили даже люди, далёкие от фэндома

Воображение отечественных косплееров не сковано культурными условностями. Команды показывают не только мастерство в пошиве костюмов, но и драматургические таланты и остроумие, ставя на сцене серьёзные или, наоборот, юмористические зарисовки. За годы проведения фестивалей их сцены видели всё: и сжатый пересказ целого аниме, и стилизованный КВН, и отлично поставленные танцы, и поединки на мечах.

Мода на аниме и косплей привела к той же проблеме, с которой пришлось столкнуться организаторами американских конвентов в семидесятых. Желающих выступить стало так много, что на всех перестало хватать времени. Фестивали начинались с самого утра и заканчивались очень поздно, превратившись из весёлого мероприятия в выматывающую церемонию. Но проблему решили не так, как в США. Время на сценки сокращать не стали — вместо этого ужесточили отбор участников.

Чтобы попасть на сцену, стало нужно не только изъявить желание, но и показать качество работы. Соперничество стало очень сильным. Людям пришлось соревноваться не только за победу, но и за право просто оказаться на сцене. В таких условиях косплей превратился в гонку вооружений и за короткий срок сделал существенный качественный скачок. В начале двухтысячных косуха, замотанная лейкопластырем на манер плаща Йодзи из Weiss Kreuz, считалась отличным костюмом, а людей, шивших наряды с нуля, можно было пересчитать по пальцам. Теперь же в конкурсе никого не удивят ни роскошнейшие платья с вышивкой, ни доспехи гигантских роботов.

Российские косплееры стремятся к идеалу и часто его достигают, что доказывает победа четы из Калининграда на World Cosplay Summit в прошлом году. Но не потерялось ли в погоне за совершенством то чувство общности, что так любят воспевать на Западе? У каждого из косплееров найдётся свой ответ на этот вопрос. Одно неоспоримо: вопреки всем экономическим и политическим трудностям наши фэны достигли в своём хобби огромных высот.

russ

Косплееры из Калининграда благодаря своему обаянию и прекрасным костюмам смогли затмить американцев и японцев на World Cosplay Summit.

Похожие увлечения

Увидев на фестивале, на фото или на улице странно одетого человека, не спешите делать вывод, что это косплеер. Современная культура породила множество стилей в одежде, не имеющих ничего общего с конкретными произведениями, но выглядящих довольно неординарно.

Девушки в изящных шляпках, старомодных платьях с кружавчиками и пышных юбках с кринолином вовсе не обязательно косплеят «Страшные сказки» или «Тёмного дворецкого». Скорее они просто любят стиль «лолита» — японскую моду, основанную на одежде викторианской эпохи и эпохи Рококо. Лолиты бывают разные. Если её наряд прост, изыскан и выглядит так, как будто действительно был сшит в Лондоне конца XVIII века, то перед вами классическая лолита. Тёмные тона с преобладанием чёрного и красного в костюме, обилие крестов и прочей религиозной атрибутики в узорах и украшениях, тяжёлый макияж в стиле японских рок-групп присущи готическим лолитам. Сладкие же лолиты предпочитают пастельные цвета, нарочито милые узоры в виде сладостей, зверушек и сказочных мотивов. Среди последних особой популярностью пользуются рисунки по мотивам «Алисы в Стране чудес» Кэрролла.

Существуют и более экзотические ответвления данного стиля. Есть лолиты-панки и лолиты-пираты, лолиты-принцессы и ва-лолиты, наряжающиеся в стилизованные кимоно и юкаты. Увы, такое разнообразие стилей можно увидеть только в модном районе Харадзюку или на страницах ежеквартального японского журнала Gothic & Lolita Bible. За пределами Японии этот стиль пока не обрёл широкой известности, и его поклонников и поклонниц можно встретить разве что на тематических вечеринках или на аниме-фестивалях.

loli

Брендовая одежда стиля “лолита” — удовольствие не из дешёвых.

Ещё один фантастический стиль с уклоном в старину — стимпанк, который сейчас находится на пике популярности. Как можно догадаться из названия, приверженцы стимпанка стараются выглядеть так, словно явились из эпохи паровых машин. В зависимости от фантазии художника и костюмера эта эпоха может находиться как в прошлом, так и в будущем. Стимпанкеры могут выглядеть как современники капитана Немо и Лиги выдающихся джентльменов или же как покорители Дикого Запада, чьи технологии опередили время. Стиль этот настолько универсален, что отлично вписывается даже в фэнтези — достаточно вспомнить гномов с пушками из игр Arcanum и WarCraft.

Объединяет всех стимпанкеров любовь к механизмам, шестерёнкам и прочих хитроумным, старомодно выглядящим устройствам. Ареал обитания фанатов этого стиля очень широк. Стимпанк популярен в США и Европе, чуть менее — в Японии, Корее и прочих восточных странах. Встретить людей, одетых в таком стиле, можно на любом конвенте, а также на фестивалях готической музыки.

Steampunk

Костюмы поклонников стимпанка отлично вписываются в любую фантастическую вселенную, будь то альтернативный викторианский Лондон или колония на далёкой планете (Brian Garrett / Flickr)

Вечеринки для рэйверов дали начало футуристичному стилю киберготика. Термин этот выдумала британская компания Games Workshop для продвижения своей игровой серии Dark Future. Описанный в ней мир будущего, где всем заправляют корпорации, воздвигнутые на руинах мегаполисов, мало чем отличался от появившегося ранее киберпанка. В книжной, игровой и киноиндустрии термин не прижился, а вот на модной и музыкальной сценах для него нашлась ниша. Киберготы могут изображать жителей радиоактивных пустошей мрачного будущего, надевая тяжёлые ботинки и одежду с кучей карманов, застёжек и значков радиоактивной и биологической опасности. Похожи они и на выходцев из киберпространства, обвешанных проводами, визорами и узорами в виде микросхем.

Среди девушек популярны и более легкомысленные образы. В нарядах неоновых цветов, с синтетическими дредами и пирсингом они напоминают роботов, клонов и инопланетных принцесс. Как ни парадоксально, на востоке этот эксцентричный стиль не прижился совсем. Столицей моды будущего остаётся лондонский район Камден с его знаменитым рынком и магазинами одежды для неформалов. Помимо Британии, этот стиль распространён в США, Канаде и Германии. В наших краях встретить киберготов можно разве что на фестивалях электронной музыки, да и то не всегда.

Cyberdog

Уже по оформлению входа в лондонский магазин Cyberdog видно, что продают там не повседневную одежду.

Кукольный косплей

bellСуществует и такое хобби как кукольный косплей, когда люди шьют миниатюрные, но максимально приближённые к первоисточнику костюмы для кукол. Встречается он в любых форматах, но особо популярен среди обладателей шарнирных кукол. Их крупный масштаб позволяет проработать мельчайшие детали костюма, а благодаря подвижным шарнирам кукле можно придать любую позу, что делает её фотогеничной. Мода на таких кукол отчасти связана с тем, что производятся они в основном в Японии и Корее и пользуются спросом у любителей аниме, манги и косплея.

Где посмотреть на косплей?

Увидеть косплееров или стать таковым самому можно на фестивале современной культуры, проходящем в ближайшем городе. Среди российских фестивалей самыми крупными и организованными можно назвать проходящие в Москве J-fest и Comic Con, петербургский Старкон, а также воронежский аниме-фестиваль.

Вдохновиться фото косплееров можно и в Сети. Крупнейшие международные сайты, посвящённые этому хобби, — cosplay.com и curecos.com.

Американский телеканал SyFy снял о косплее реалити-шоу Heroes of Cosplay. Хотя многие критиковали его за представление движения не в лучшем свете, рейтинги шоу получило неплохие, да и участвовали в нём многие звёзды местной косплей-сцены. Косплей также неплохо показан в сериалах и манге, рассказывающих о культуре отаку — заядлых фанатов аниме. Самым интересным и серьёзным из таких сериалов можно назвать Genshiken, аниме о студенческом клубе фэнов, в рядах которого оказалась заядлая любительница косплея, агитирующая всех вокруг примкнуть к её хобби. Косплееров можно также увидеть в Otaku no Video, Cosplay Complex и многих других аниме.

genshiken

В сериале Genshiken отлично показана жизнь отаку, в том числе и косплееров.

***

Косплей — это здорово. Своим трудом косплееры создают на фестивалях атмосферу сказки, оживляют образы любимых героев, и этим трудно не восхищаться. Ведь таким образом они делают фантастику более реальной. А также дарят нам тысячи красивых фотографий после каждого конвента.

comments powered by HyperComments
Ксения Аташева
Постоянный автор МИРФ, любитель японской культуры, коллекционер фигурок.

Это интересно

А ещё у нас есть