10 лучших фантастических фильмов 2015 года

2015-й был годом продолжений, ремейков и перезапусков. Голливуд вытащил из небытия полдесятка старых кинофраншиз и пытался их оживить. Поэтому и среди лучших, и среди худших фильмов года много знакомых названий. Одни перезапуски провалились («Терминатор: Генезис» и «Фантастическая четвёрка», мы на вас смотрим!), другие, как «Мир юрского периода», оказались просто неплохими. Но два из них вошли в число лучших фильмов года наравне с оригинальной фантастикой. Которая, к счастью, ещё не вымерла совсем.
Итоги года составлены на основе опросов, проведённых среди авторов и редакторов МИРФ и среди читателей в нашей группе Вконтакте.

10. Кунг Фьюри

Комедия года

kung-fury

Мы сами потрясены, но впервые в наших итогах года — малобюджетный фильм, вышедший на YouTube. Никому не известный швед Давид Сандберг собрал на Kickstarter полмиллиона, снял получасовой комедийный боевик с собой в главной роли — и результат превзошел все новые комедии Голливуда. «Кунг Фьюри» — это любовная пародия на боевики восьмидесятых, ностальгическое, динамичное и очень смешное кино.

Юмор у Сандберга абсурдный, а сюжет совершенно безумный. Составные ингредиенты «Кунг Фьюри» — это супергерой, владеющий кун-фу, восставшие роботы, трицеракоп, Тор, валькирии, и конечно главный злодей — кун-фюрер Гитлер! Столько весёлого бреда мы не видали со времён «Железного неба». Мы не знаем, что курил Сандберг, но авторам «Пикселей», «Ужастиков», «Всё могу» и других беззубых комедий 2015 года надо разжиться тем же зельем.

Наш обзор:

v6wcAzUIiqPmkO6t8WRZetEzwdq[1]

«Кунг Фьюри»: за что мы его полюбили

Кун-фу! Валькирии! Динозавры! Гитлер! И ещё больше кун-фу!

9. Из машины

Независимый фильм года

ex_machina

На фоне громких и дорогих блокбастеров почти незаметной прошла премьера фантастической драмы «Из машины». Но те, кто обратил на неё внимание, не пожалели. В этой камерной истории всего три героя: суровый гений со странностями, его наивный помощник, приехавший в его тайную лабораторию проводить тест Тьюринга… и робот в виде нежной девушки. Её создали, чтобы провести опыты над искусственным интеллектом, и держат в подвале почти как пленницу. Но красотка не так проста, как кажется. На то, как роботесса манипулирует живыми мужчинами — да и на неё саму в исполнении очаровательной Алисии Викандер — любо-дорого смотреть.

Алекс Гарленд, сценарист фильмов «28 дней спустя», «Пекло» и «Судья Дредд», сам экранизировал собственную историю. У него получилось умное и напряжённое психологическое кино об искусственном интеллекте, манипуляциях и человеческой сущности. Идеальный выбор для тех, кто устал от боевиков и эпосов.

Наш обзор:

Ex Machina

«Из машины»

Камерный триллер про тест Тьюринга. Ничего нового — но прекрасно исполненное старое.

8. Робот по имени Чаппи

Самый недооценённый фильм

Chappie

Не лучший, но достойный фильм Нила Бломкампа, который опять пытался повторить успех своей картины «Район №9». Опять не повторил, но снял хороший киберпанковский боевик, вдохновлённый «Робокопом».

Нил снова показал мир высоких технологий и жалкой жизни — трущобы, мафию, коварные корпорации и преследуемого ими всеми беглеца вне закона. Чаппи только выглядит как робот — по сути он служит метафорой подростка из гетто, не знающего жизни без преступлений. Под нарисованным на компьютере металлом прячется отличный актёр Шарлто Копли, и это заметно.

«Чаппи» мог бы претендовать на боевик года или НФ-фильм года (и проиграть в обеих номинациях). Но мы упоминаем его отдельно в знак протеста против низкого рейтинга «Чаппи» на Rotten Tomatoes. Похоже, в западной прессе не хотят принимать Бломкампа с его социалистическими идеями. К счастью, зрительские рейтинги «Чаппи» намного выше, и в наших опросах он тоже занял далеко не последнее место. Мы с этим солидарны. Удачи с «Чужими», Нил — пусть их больше не откладывают.

7. Багровый пик

Мистика/ужасы года

crimson_peak

Жанр ужасов переживает не лучшие времена. Напугать зрителя трудно, избежать при этом штампов и «скримеров» — ещё трудней. Даже достойные хорроры «Визит» и «Оно» мало чем удивили, что уж говорить о проходных «Астрале 3» и «Полтергейсте».

Понимая это, маэстро тёмного фэнтези Гильермо Дель Торо в «Багровом пике» почти не старался вызвать именно страх. «Багровый пик» — главный хоррор года, и при этом он, строго говоря, вообще не хоррор. Это викторианский готический роман, воплощённый в кино, ближайший сосед «Сонной лощины» и «Суини Тодда» Тима Бёртона. «Багровый пик» — это загадочная атмосфера, прекрасные декорации и костюмы, отличные актёры Миа Васиковска, Том Хиддлстон и (особенно!) Джессика Честейн, а ещё мудрая мораль: настоящие чудовища — это алчные люди, а вовсе не призраки.

Побороться за место повыше «Багровому пику» помешал сюжет. Признаться, мы ожидали от него куда более закрученной интриги. Но в своей нише – не «чистых» ужасов, а готики и мистики — работе Дель Торо равных нет.

Наш обзор:

START

Багровый пик: красивая готика от Дель Торо

В этом фильме бояться надо не призраков.

6. Мстители: Эра Альтрона

Супергеройский фильм года

Ultron

Главные супергеройские премьеры нас ждут в 2016 году — их будет почти десяток. А в 2015-м в этом жанре вышло только два стоящих фильма, и оба от Marvel: «Человек-муравей» и «Мстители: Эра Альтрона». Оба хорошие, оба не идеальные. Мы долго спорили, какой из них лучше, и всё же выбрали «Мстителей».

Джосс Уидон снял ещё один грандиозный блокбастер с масштабными битвами. Поединок Халка и Железного человека стал одним из лучших в фильмах киновселенной Marvel, а в финале героям пришлось спасать целую страну, падающую с небес. Но при этом Джосс не забыл и о персонажах. Соколиный глаз, обойдённый вниманием в первых «Мстителях», получил свою минуту славы и оказался не менее интересным героем, чем его коллеги.

К сожалению, «Эра Альтрона» гораздо слабее, чем первые «Мстители», которые стали в своё время прорывом и нашим фильмом года. Но в своём жанре конкурентов у Старка и компании пока нет — по крайней мере, в 2015-м.

5. Песнь моря

Фэнтези-фильм года

Песнь моря

Кинофэнтези в 2015 году было мало, хорошего — и того меньше. «Хоббит» закончился, «Варкрафт» ещё не начался, а проходные киносказки вроде «Пэна» и «Золушки» не впечатлили. Поэтому лучшее фэнтези оказалось в анимации, в таких мультфильмах как «Книга жизни», но в ещё большей степени — «Песнь моря».

Ирландский рисованный мультфильм, основанный на кельтской мифологии, покорил нас необычным стилем, красотой и сказочной атмосферой. «Песнь моря» рассказывает, как живёт в современном мире девочка, в которой течёт кровь селки — оборотней, полулюдей-полутюленей. Вместе со своим братом она отправляется в поход навстречу пропавшей маме. И путь их лежит через волшебную, полную духов, эльфов и ведьм Ирландию, мимо гигантских каменных богов и святилищ, лепреконов-меломанов и заколдованных сов…

Свершилось чудо: в Европе появился собственный Миядзаки, и это режиссёр Томм Мур. Не подумайте, он не подражает великому Хаяо — его «Песнь моря» и «Тайна Келлс» совершенно самобытны. Сходство в другом: Томм просто тоже работает волшебником.

Наш обзор:

Magazinema-La-canci%C3%B3n-del-mar-4[1]

«Песнь моря»: мультфильм с настоящим волшебством

Ирландская анимация вызывает самые светлые чувства.

4. Головоломка

Мультфильм года

insideout

Pixar и их партнёры Disney лучше всех на этой планете знают, как сделать развлекательный мультфильм для всей семьи. И «Головоломка» — очередное тому подтверждение. По сути это детская версия сериала «Голова Германа». Её герои — эмоции маленькой девочки, а место действия — её внутренний мир, полный воображаемых друзей, снов и оживших абстракций. Оказывается, у каждого из нас есть острова личности, склады воспоминаний, киностудия, где снимают сны, и бездна забвения. А заправляют этим Радость, Печаль, Гнев, Страх и Отвращение.

У Pixar получился уникальный сплав психологии, сказки и комедии. Это одновременно превосходное развлечение и глубоко личная картина — ведь прототипом главной героини стала маленькая дочка режиссёра Пита Доктера. Нет сомнений, что «Головоломка» получит «Оскар» как лучший мультфильм. А мы даём ей это звание уже сейчас.

Наш обзор:

Головоломка

«Головоломка»: обзор + интервью с режиссёром

Пит Доктер рассказывает, как снимал мультфильм о том, что творится в голове его дочери.

3. Звёздные войны: Пробуждение Силы

Возвращение года

Star Wars: The Force Awakens Ph: Film Frame © 2014 Lucasfilm Ltd. & TM. All Right Reserved..

Звёздные войны вернулись! Купив у Джорджа Лукаса его вселенную, Disney поручили возродить её фанату «Звёздных войн» Джей Джей Абрамсу. И не прогадали: фильм уверенно бьёт рекорды кассовых сборов.

«Пробуждение Силы» выдержано в стиле оригинальной трилогии, с её ураганными боями на истребителях и конфликтом отцов и детей. На экраны вернулись старые герои во главе с Ханом Соло, чтобы передать эстафету новому поколению. Опасения насчёт актёрской игры оказались напрасными: большинство молодых актёров справилось со своими ролями. Просто это не те роли, о которых вы думаете. Темнокожий Финн оказался не бойцом, а полукомическим персонажем, и его смешные рожи к этому образу подходят. Решительная и талантливая Рэй стала одной из лучших героинь «Звёздных войн». Ну а самым ярким героем стал, конечно, «лучший в мире штурмовик» с электропалкой, который дрался лучше чем главные герои и злодеи, вместе взятые.

Признаём, «возрождение» проигрывает оригиналу по многим статьям. Лопоухий Кайло Рен не чета Дарту Вейдеру, а очередная Звезда Смерти и другие скопированные из фильмов Лукаса моменты вызывают ощущение дежавю. На лучший фильм года «Пробуждение силы» всё же не тянет, как мы ни надеялись на обратное. Но главное, что одна из наших любимых фантастических вселенных успешно возродилась. Связанный с ним подъём гик-культуры, новый бум интереса к фантастике — всё это гораздо важнее, чем сам фильм.

Наши обзоры:

Star-War-HD-Wallpaper-1280x800

Звёздные войны: Пробуждение силы. Невосторженное мнение

Абрамс не создал ничего индивидуального и оставил много вопросов без ответа.

star_wars_the_force_awakens_rey-wide

Звёздные войны: Пробуждение силы. Положительное мнение

Дух оригинальной трилогии вернулся.

2. Марсианин

Научно-фантастический фильм года

The Martian

Третий год подряд Голливуд радует нас классической научной фантастикой. На сей раз это экранизация книги Энди Вейера, которую мы в 2014-м назвали «Книгой года» по версии МИРФ.

Энди Вейер — идейный наследник Жюля Верна и пишет «твёрдую» НФ. История астронавта Марка Уотни, застрявшего на Марсе, у него снабжена серьёзной научной основой и полна достоверных технических деталей. Всё это, за вычетом совсем уж сложных деталей, мэтр Ридли Скотт сохранил и в экранизации. Он постоянно консультировался со специалистами NASA и одним из первых в мире узнал, что на Марсе нашли воду.

Что не менее важно, Скотт сохранил дух книги. «Марсианин» — фильм бодрый, позитивный и смешной, а марсианский робинзон Уотни в исполнении Мэтта Деймона — ходячий человек-мотиватор. Даже перед лицом неминуемой гибели он не паникует, не ноет, а ищет выход при помощи знаний и техники, отпуская при этом шуточки. Вот таким должен быть солдат науки, способный даже на мёртвой планете вырастить картошку.

«Марсианин» — это торжественное возвращение Ридли Скотта к хорошему кино и достойное продолжение волны настоящей НФ, начатой «Гравитацией» и «Интерстелларом». В последние годы именно этим двум картинам мы давали премию «Фильм года». Но на сей раз «Марсианина» отодвинул фильм, который было просто невозможно победить.

Наш обзор:

Start

«Марсианин»: идеальная экранизация Рецензия

Лучший фильм Ридли Скотта со времён «Гладиатора».

1. Безумный Макс: Дорога ярости

Фильм года

mad max

Простите, фанаты «Звёздных войн». Простите, любители серьёзной НФ. Но чемпион может быть только один, а в этом году не было равных «Дороге ярости» Джорджа Миллера. Она победила и в опросе авторов, и в опросе читателей, и редакция придерживается того же мнения.

Уникальный случай: впервые за много лет перезапуск не просто не посрамил оригинала, но превзошёл его — дерзнём сказать, что он даже лучше культового «Воина дороги». «Дорога ярости» значима не как часть серии, а сама по себе, как лучший в истории постапокалиптический боевик с потрясающими битвами и погонями. При этом компьютерной графики в фильме — минимум, почти все трюки сняты вживую.

Но будь достоинства «Безумного Макса» только в трюках, он бы остался «Боевиком года» и не более. Фильм стал настоящим эстетическим прорывом. Джордж Миллер пошёл поперёк обычной голливудской практики и сломал стереотипы о том, как надо рассказывать истории в кино. В его фильме нет ни одного лишнего кадра, никакой попытки тянуть время до самого интересного. Это вам не «Годзилла», где самого Годзиллу показывают минут десять. Джордж Миллер от начала до конца показывает именно то, за что любят «Безумного Макса».

mad-max-fury-road

Наш обзор:

Безумный Макс: Дорога ярости (видеообзор)

Безумный Макс: Дорога ярости (видеообзор)

Идеальный дорожный боевик , достойный оригинальных фильмов.

Сюжет «Дороги ярости» — простой, но напряжённый и разумный. И в кои-то веки это личная история о выживании, без осточертевшего спасения мира избранным. Вселенная пустошей и ржавых машин выглядит детальной и жутко впечатляющей. Том Харди стал достойной заменой Мелу Гибсону в роли Макса, а Шарлиз Терон дала нам самую брутальную героиню этого года — Фуриозу. Несмертный Джо при всей его простоте — кинозлодей с самой внятной мотивацией в этом году. Ну а Воины Полураспада и их боевой гитарист просто незабываемы.

«Пробуждение Силы» только напомнило, за что мы любим «Звёздные войны». А «Дорога ярости» создала «Безумного Макса» заново, влюбила в него даже тех, кто и не слышал о фильмах с Мелом Гибсоном. Она сама вошла в массовую культуру, породила собственные мемы и цитаты. Этот «перезапуск» — новее, свежее и лучше всех «оригинальных» фильмов 2015 года.

Какой чудесный фильм!

Какой чудесный год!

Запомните его!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

comments powered by HyperComments
Александр Гагинский
Заместитель главного редактора журнала, редактор сайта и сообществ МИРФ, админ и патентованный олдфаг форума.

А ещё у нас есть