Американская киноакадемия, вручающая премию «Оскар», не любит фантастику. Фильмам в этом жанре каждый год дают одну премию на всех — за спецэффекты, да изредка — другие технические «Оскары», вроде монтажа звука. Исключения редки и от того особенно ценны.

В этом году картина «Безумный Макс: Дорога ярости» завоевала шесть «Оскаров» — втрое больше, чем «лучший фильм» «В центре внимания». «Макс» попал в хорошую компанию. Давайте вспомним, какие ещё фантастические фильмы отметили большим количеством «Оскаров». А также кому они проиграли и почему.

Фильмы, получившие «Оскар», и лучшие фильмы — не одно и то же. У киноакадемии своеобразные вкусы. Поэтому существует понятие Oscar bait — «Оскаро-попрошайка», фильм, который просто обязан понравиться академикам. Это обычно байопики (биографические драмы) про реальных людей: представителей меньшинств, борцов за их права, инвалидов или непризнанных гениев. Такие картины снимают с расчетом не на доход, а на получение престижных премий. Студии тратят миллионы на PR-кампании своих Oscar baits, пытаясь повлиять на жюри.

Фантастика — далёкая от реальности, развлекающая, рассчитанная на широкого зрителя, — предельно далека от Oscar baits. Сложилась парадоксальная ситуация: везде в мире кинофантастика в мейнстриме, а на «Оскаре» — в глубоком гетто. Вырваться из него удалось единичным шедеврам. Так что если фантастический фильм получил «Оскар» — это действительно гарантия качества.

10. Матрица (1999)

Оскаров: 4 (спецэффекты, монтаж, звук, монтаж звука)
matrix-bullettime

Братьям Вачовски киноакадемия не давала ложных надежд. Их фильм-сенсация, поразивший критиков замыслом и стилем, попал только в технические номинации, зато победил во всех. Единственным серьёзным соперником тут была новая часть «Звёздных войн» — «Призрачная угроза», которая выглядела слабее «Матрицы» с её зависающими в воздухе пулями. Как ни странно, академики не сочли революционный «bullet-time» и облёты камерой дерущихся героев достойной операторской работой — по идее, «Матрица» заслужила хотя бы номинацию за это.

Операторский «Оскар» и почти все прочие «серьёзные» премии в тот год достались драме «Красота по-американски», сатире на нравы западной буржуазии. В сушности,  и «Матрица» — сатира на современный мир высоких технологий и масс-медиа, где люди уже не способны отличить реальность от подделки. Но академики увидели в ней только зрелищный боевичок.

9. Терминатор 2: Судный день (1991)

Оскаров: 4 (спецэффекты, грим, звук, монтаж звука)
Номинаций без победы: 2 (монтаж, оператор)
terminator 2 b

Один из лучших фильмов Джеймса Кэмерона. Лучший фильм серии «Терминатор». Пожалуй, лучшая роль Арнольда Шварценеггера. Потрясающий грим развороченной головы Т-800 и «жидкометаллических» ран Т-1000. Революционные спецэффекты, среди которых — один из первых реалистичных персонажей, созданных графикой. Что из этого оценила киноакадемия? Конечно, только последние два пункта, да ещё хороший звук.

Ещё в двух номинациях «Терминатор» уступил фильму «Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе». Этот байопик о прокуроре-правдорубе, верившем, что Кеннеди убили из-за правительственного заговора, вызвал скандал передёргиванием исторических фактов. К счастью, главный приз дали не ему, а великолепному триллеру «Молчание ягнят», который это и вправду заслужил больше, чем «Судный день».

8. Кто подставил кролика Роджера (1988)

Оскаров: 4 (монтаж, монтаж звука, спецэффекты, особые достижения)
Номинаций без победы: 3 (оператор, декорации, звук)
who-framed-roger-rabbit-bob-hoskins

Комедия Роберта Земекиса стала первым за двадцать лет фильмом с анимацией, который получил больше одного «Оскара». И за дело: такого удачного совмещения нарисованных мультяшек с реальными актёрами кинематограф до тех пор не видел. Именно за это «особое достижение» «Роджер» получил без номинации четвёртый, специальный «Оскар» для аниматора Роберта Уильямса в придачу к трём техническим.

Значение «Кролика Роджера» для анимации оказалось огромным. Фильм вернул интерес к классическим мультфильмам и подстегнул создание новых. Создавшая его студия Disney в следующие несколько лет пережила ренессанс. Но это было потом, а в 1988-м на главные премии «Роджера» даже не номинировали. Почти все их забрал «Человек дождя» Дастина Хоффмана — драма про гения-аутиста.

7. Начало (2010)

Оскаров: 4 (оператор, звук, монтаж звука, спецэффекты)
Номинаций без победы: 4 (фильм, сценарий, художник, музыка)
og_og_1452956497256455377

Нолан, по слухам, тоже гений, но получить «Оскар» это ему не помогает. Ни «Престиж», ни «Интерстеллар», ни даже «Тёмный рыцарь» не принесли лично ему статуэток. Ближе всего к успеху подошло «Начало», триллер про «великое ограбление разума», где группа жуликов «взламывает» сны богача.

Почувствуй себя Гансом Циммером

Годом ранее академия расширила число претендентов на лучший фильм с пяти, как у прочих номинаций, до десяти. Десятки фильмов получили возможность хвастать в рекламе «почти полученным «Оскаром». Но итоги показали, что «Начало» попало в номинанты не по снисхождению. Оно собрало столько же статуэток, сколько и победитель, исторический байопик (кто бы сомневался) «Король говорит» про Георга VI. И в этот раз все поняли, за что даны звуковые «Оскары». Оглушительный «БВОНГ» из «Начала» трудно забыть.

К слову, премию за работу художника «Начало» уступило «Алисе в стране чудес», и это справедливо. Как ни относись к этому спорному фильму, визуально он великолепен.

6. Инопланетянин (1982)

Оскаров: 4 (музыка, звук, монтаж звука, спецэффекты)
Номинаций без победы: 5 (фильм, режиссёр, оператор, монтаж, сценарий)
53-29102-et-extra-terrestial-drew-barrymore-kiss-1442947302

Было время, когда киноакадемия не жаловала картины Стивена Спилберга. Их, как сейчас фильмы Нолана, номинировали на главные премии, но вручали только технические. Так вышло и с «Инопланетянином», трогательным фильмом о пришельце И-Ти, которому дети помогают вернуться домой.

Премии за лучший фильм и режиссуру, на которые претендовала картина Спилберга, академики отдали байопику «Ганди», где Бен Кингсли сыграл индийского борца за свободу. Это удивило не только фэнов и журналистов, но даже самих создателей «Ганди». Получив свои статуэтки, режиссёр Ричард Аттенборо признался:

Я был уверен, что победит «И-Ти», и что он заслужил победу. Он изобретательный, мощный и чудесный. А мой фильм куда обычнее.

5. Властелин Колец: Братство Кольца (2001)

Оскаров: 4 (спецэффекты, музыка, оператор, грим)
Номинаций без победы: 9 (фильм, режиссёр, сценарий, актёр второго плана, костюмы, художник, песня, монтаж, звук)
untitled4

В истории «Оскаров» мало было фильмов, которые «прокатили» с такой силой как эпическое фэнтези Питера Джексона. Первая (и, по мнению многих, лучшая) часть трилогии по книгам Толкина могла поставить рекорд, выиграв 13 статуэток, а получила «утешительные» призы за технические достижения и музыку. В этой номинации Говард Шор обошёл Джона Уильямса, который претендовал на неё сразу за два фантастических фильма — «Гарри Поттер и философский камень» и «Искусственный разум». Оба не получили «Оскаров» вообще.

Большинство ключевых премий, на которые претендовало «Братство кольца» (лучший фильм, режиссёр, сценарий) академия отдала фильму в своём любимом жанре — байопику «Игры разума» про психически больного нобелевского лауреата Джона Нэша.

4. Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега (1981)

Оскаров: 5 (спецэффекты, художник, монтаж, звук, монтаж звука)
Номинаций без победы: 4 (фильм, режиссёр, музыка, оператор)
Archeologist Indiana Jones eyes a golden idol in the remastered Imax version of "Raiders of the Lost Ark" being released September 7, 2012 in selected theaters. (Lucasfilm/MCT)

Спилберг долго шёл к своим «Оскарам». В 1981-м одна из его лучших работ, первый фильм про Индиану Джонса, получила технические призы и не принесла лично Стивену ни одной статуэтки. Картина претендовала на звание лучшего фильма (впервые в карьере Спилберга), но проиграла драме «Огненные колесницы».

Байопик про еврейского бегуна, победившего на Олимпиаде вопреки притеснениям, обошёл «Индиану Джонса» ещё и в борьбе за лучший саундтрек. И абсолютно заслуженно, при всём уважении к Джону Уильямсу. Тридцать пять лет спустя фильмы про Индиану Джонса цитируют и пересматривают, а из «Колесниц» большинство помнит только музыку Вангелиса.

Там-тадададам-там!

Ну а Спилберг получил своё в 1993-м, когда снял «Список Шиндлера» с Беном Кингсли, чёрно-белый исторический байопик об угнетении евреев. Восторгу академиков не было предела.

3. Гравитация (2013)

Оскаров: 7 (режиссёр, оператор, спецэффекты, музыка, монтаж, звук, монтаж звука)
Номинаций без победы: 3 (фильм, актриса, художник)
Gravity russia

Результаты «Оскара» 2013 года вызвали много вопросов к жюри. Как получилось, что космическая одиссея Альфонсо Куарона выиграла в два с лишним раза больше «Оскаров», чем конкуренты, но не стала лучшим фильмом? Эту награду киноакадемики отдали… как вы догадались? Конечно, байопику о проблемах меньшинств, «12 лет рабства». Может ли картина быть лучшей, если в ней не лучшая работа режиссёра и оператора, и даже не лучшая актёрская игра (почти все премии за неё собрал «Далласский клуб покупателей»)? Где логика?

Позже два анонимных источника из академии подлили солярки в огонёк скандала. По их словам, многие члены жюри, определявшие лучший фильм, не смотрели номинированные картины. Это не помешало им (и самим анонимам, которые этим даже гордились) проголосовать за «социально значимый» фильм, чтобы премия не досталась «развлекухе». Киноакадемиков — в основном пожилых белых мужчин — часто обвиняют в расизме, и награждение драмы про борьбу с рабством должно было успокоить чернокожих активистов. Не помогло: расовые скандалы сотрясают «Оскар» до сих пор.

2. Звёздные войны. Эпизод IV: Новая надежда (1977)

Оскаров: 7 (спецэффекты, музыка, художник, костюмы, монтаж, звук, монтаж звука)
Номинаций без победы: 4 (фильм, режиссёр, сценарий, актёр второго плана)
maxresdefault[7]

История повторяется: то, что произошло с «Гравитацией» и «Дорогой ярости», когда-то случилось с первыми «Звёздными войнами». Получив семь «Оскаров», первая часть эпической космооперы Джорджа Лукаса проиграла звание лучшего фильма романтической комедии «Энни Холл», завоевавшей четыре.

Читайте ещё:

Star-Wars-The-For

Почему фантастика приносит миллиарды

«Звёздные войны», «Аватар», «Мир юрского периода»… Пробуем понять, как фантастика стала самым прибыльным жанром. И не только в кино.

В те годы это скандала не вызвало. Всё-таки «Энни Холл» — одна из лучших работ Вуди Аллена и, в отличие от «12 лет рабства», собрала самые «серьёзные» премии — за режиссуру, сценарий и актёрскую игру. «Звёздные войны» же выиграли во всех типично «фантастических» номинациях, кроме операторской работы (тут их обошли «Близкие контакты третьей степени»), и получили «Оскар» за неподражаемую музыку Джона Уильямса.

И всё-таки сейчас мы понимаем: в 1977 году мир кино изменился навсегда, и эту революцию совершил не Вуди Аллен. «Звёздные войны» ворвались в массовую культуру как ураган, помогли кино окончательно стать самым популярным искусством, а фантастике — самым прибыльным жанром в кино. Академики как всегда не сумели предвидеть будущее.

1. Властелин колец: Возвращение короля (2003)

Оскаров: 11 (фильм, режиссёр, сценарий, спецэффекты, художник, костюмы, грим, песня, монтаж, звук, монтаж звука)
LOTR - The Return of the King 441

Такого не было ни до, ни после. Прямая противоположность Oscar bait — фэнтези, приключения, третья часть серии — повторила рекорд «Титаника» и «Бен-Гура» по числу «Оскаров», выиграв всё, на что номинировалась, от «лучшего фильма» до злополучного «монтажа звука». Все слились в экстазе, восхваляя Питера Джексона и его киноэпос о хоббитах и тёмном властелине.

Что случилось? Конкуренты были плохи? Это академию никогда не смущало, она могла дать первый приз любой драме 2003 года — «Трудности перевода», «Монстр» или «Таинственная река». Именно они собрали актёрские «Оскары», на которые «Властелин колец» даже не номинировали. Правда, что характерно, среди драм того года не было байопиков…

Но разгадка в другом. Просто студия New Line сделала то, что редко делают для фантастики — PR-кампанию в поддержку фильма на «Оскаре». Выбивание наград оказалось дорогим и сложным как раз из-за жанра. Директор по маркетингу New Line Рассел Шварц потом вспоминал:

Мы были нецензурным словом на букву F — fantasy!

Чтобы сломить предубеждения, он привлёк ветеранов кино, которые объясняли консервативным членам жюри, кто такой Джон Толкин и почему его экранизация значима. Популярный в Голливуде журнал Variety был завален рекламой «Возвращения короля». Выходили статьи, где академию осуждали за то, что «Властелин колец» слабо наградили, и призывали голосовать за «Возвращение короля» как за трилогию в целом. Кампания сработала, фильм получил признание. Но лишь после того, как на PR потратили миллионы.

Академия как бы извинилась перед Питером Джексоном за два предыдущих года. И заодно перед жанром кинофантастики за все прошлые и будущие награды. «Возвращение короля» было первым «фильмом года» по версии только-только основанного «Мира фантастики». Это до сих пор единственный случай, когда наш выбор совпал с «Оскаром» за лучший фильм.

2003_view_picture_osborne_jackson_walsh

***

Честно говоря, значение «Оскаров» сильно переоценено. Премия американской киноакадемии — это не всемирная Олимпиада за звание лучшего кино, а отражение вкусов группы людей, которые отобрали друг друга в жюри. Мало того, что их выбор политизирован, так академики ещё и не смотрят все номинированные фильмы.

Читайте ещё:

Премия «Сатурн»: история и скандалы 8

Премия «Сатурн»: история и скандалы

Премию «Сатурн» вручают более 40 лет. Вспомним, как появился «фантастический «Оскар» и почему его номинации всегда вызывают горячие споры.

Знатоки кинофантастики могут заметить, что в списке нет «Космической одиссеи 2001 года». Ей дали один «Оскар» за спецэффекты — единственный в карьере Стэнли Кубрика, и это больше говорит об «Оскарах», чем о Кубрике. «Чужого» тоже наградили только за спецэффекты, «Назад в будущее» дали одинокий «Оскар» за монтаж звука, а «Бегущий по лезвию» остался без наград. И это проблема не только фантастики — список претензий вправе выставить поклонники многих жанров.

Из премии за лучшее кино «Оскар» превращается в жанровую премию за лучшую биографическую драму. В 2015 году уже половину номинантов на главные, не технические «Оскары», составляли биографии гениев, инвалидов и борцов за свободу. Академию критиковали за это, советовали не отталкивать зрителя, напоминали, что рейтинги трансляции премии стали самыми низкими в истории. Вот академия и решила дать «Безумному Максу» и «Выжившему» немного раскачать систему. Но ни в коем случае не сломать.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

comments powered by HyperComments
Александр Гагинский
Заместитель главного редактора журнала, редактор сайта и сообществ МИРФ, админ и патентованный олдфаг форума.

А ещё у нас есть