«Дивергент. Глава 3: За стеной»: бледная тень «Голодных игр»

26985
4 минуты на чтение
В постапокалиптическом Чикаго победила революция. Но вместо того, чтобы выпустить людей из города, новые власти устраивают публичные казни сторонников старого режима. Трис, Фор и другие недовольные сбегают из Чикаго и попадают в город людей «внешнего мира», куда более технически развитых.

Divergent series: Allegiant

Жанр: подростковая антиутопия

Режиссёр: Роберт Швентке

В ролях: Шейлин Вудли, Тео Джеймс, Майлз Теллер

Премьера в России: 9 марта 2016

Похоже на:

Серия «Голодные игры»Серия «Бегущий по лабиринту»

«Обливион» (2013)
Самая успешная подростковая антиутопия в кино — это, конечно, «Голодные игры». Остальные лишь пытаются за ними угнаться — кто с успехом, кто без («5-я волна», это мы про тебя). «Дивергент» по книгам Вероники Рот — подражатель успешный (хотя бы по кассовым сборам) и в первых фильмах даже не казался точной копией «старшей сестры». Сходство было в отдельных чертах: героиня-девушка, постапокалипсис, жестокое правительство.

Но теперь, когда киносерия добралась уже до третьей книги (которую по «доброй» традиции распилили на два фильма), «Дивергент» копирует «Голодные игры» и в сюжете. И там, и тут за границами своего мирка герои находят другую, даже более могущественную группировку. И там, и тут победившие бунтари оказываются не лучше прежних тиранов, а «спасители» из внешнего мира — лицемерами. Героиня оказывается меж трёх огней, потому что и прежние порядки — зло, и новые — зло, и кукловоды, живущие за стеной, — то ещё зло.

Насколько «Дивергент» хочет быть «Голодными играми»? Настолько, что главную роль исполняет Шейлин Вудли, проигравшая кастинг на роль Китнисс.

Беда в том, что тут эта «неоднозначность» подаётся очень нарочито. Злодейство творится напоказ и без всякой необходимости, чтобы мы не сомневались, кто тут самый плохой. Так, одна группировка похищает бедных детей, «чтобы дать им лучшую жизнь», хотя беженцы должны бы сами ломиться в благоустроенный рай. Новый главный злодей поддерживает хаос в Чикаго, хотя явной выгоды ему с этого никакой (и даже скорее наоборот), а в финале он строит феерически глупый план, как снова подчинить себе город.

Герои тоже ведут себя глупо и демонстративно. Главная героиня Трис и её парень Фор окончательно превратились в стоически-правильных бойцов за свободу без следов индивидуальности. Уже в начале они рискуют жизнями, чтобы спасти персонажа, который в прошлом фильме пытался их убить. Сам этот плохиш тут же исправляется и тоже становится идеально хорошим.

Актёрская игра соответствует ролям. Тео Джеймс и Энсел Элгорт так невыразительны, будто страдают параличом лицевых мышц. Шейлин Вудли уже третий фильм не может понять, кого же она играет: застенчивую скромницу или импульсивную бунтарку, и переключается между этими режимами внезапно. Редкой отдушиной стал Майлз Теллер, играющий куда лучше, чем его коллеги по фильму. Его персонаж — фигляр и патологический предатель — хотя бы вызывает улыбку.

Герои спасают город от газовой атаки с помощью голографического интерфейса. Противогазы и мокрые тряпки — это слишком просто!

Предыдущие части окупились в прокате, и, похоже, студия подкинула Швентке ещё денег. «Дивергент 3» — самый зрелищный фильм серии. Графики стало ещё больше, чем в «Инсургенте», к красивым руинам прибавились футуристические города, флайеры, голограммы и силовые поля. Вот только чем больше такой красоты, тем чаще возникают нестыковки и неловкие вопросы.

Фантастике можно простить много допущений. Лишь зануда станет придираться, например, к «Безумному Максу» за то, что злодеи жгут дорогое топливо. Но мир «Макса» — верх реализма по сравнению с миром «Дивергента». И если в первых двух фильмах сочетание постъядерных руин со сверкающим хай-теком только выглядело странным, то теперь из-за него возникают сюжетные дыры неприличного размера.

В «Дивергенте» ажурные небоскрёбы со стерильными кабинетами стоят посреди ядерной пустоши. В огромном полуразрушенном Чикаго даже стёкла мало где остались, но при этом у всего города — единая вентиляция, как у подлодки. В мире есть суперкомпьютеры и голограммы, но нет противогазов. Герои не знают слова «аэропорт», но водят флайеры, впервые сев за штурвал. Трудно не хвататься за голову при каждом таком противоречии.

Люди за стеной делают летающие гаджеты, управляют памятью и строят дизайнерские телебашни. Озеленить пустошь более чем на сто метров? Нет, не слышали.

Похоже, создатели сами до сих пор не могут решить, апокалипсис они снимают, или высокотехнологичное будущее. И в следующем, последнем фильме не решат и логику мира и сюжета не исправят, потому что уже нет смысла. Всё равно на третью часть придут только те, кого огромные сюжетные дыры никогда не смущали.
Итог: наивная и нелогичная антиутопия «для девочек», бледная копия «Голодных игр». Но хотя бы со зрелищностью всё в порядке.

Оценка

5

оценка

УДАЧНО

  • многосторонний конфликт
  • зрелищная техника будущего

НЕУДАЧНО

  • крайне нелогичный мир
  • сюжетные штампы
  • картонные персонажи

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Кино

«Рыжая Соня»: дешёвый пилот несостоявшегося сериала, который зачем-то выпустили в кино

Кино

Такой разный Супермен: как героя адаптируют к меняющимся реалиям
Сравниваем Суперменов в исполнении Кристофера Рива, Генри Кавилла и Дэвида Коренсвета.

Кино

Боди-хоррор: 10 фильмов, которые помогут понять жанр
Симфония плоти

Кино

Фильмы по Стивену Кингу, которые не стоит пропускать
Шесть разных, но заслуживающих внимания картин.

Кино

«Одно целое»: я — это ты, ты — это я
И никого не надо нам

Кино

«Летние войны»: аниме о семье, которая сильнее ИИ
За что в своё время полюбили этот добрый домашний киберпанк.

Кино

Какие фильмы смотреть в августе 2025 в кино? Много аниме, женщина-Конан и русский «Вспомнить всё»
А ещё христианский ответ «Кейпоп-охотницам».

Кино

«Фантастическая четвёрка: Первые шаги»: новая фаза киновселенной начинается с ретро
Первая семья Marvel возвращается на большие экраны.

Кино

Фильм «Легенда о великанах»: куда может завести дева с птичьими лапами
Фэнтези, переполненное духом тёмной сказки, переплетением язычества и христианства, красивыми видами и сказочными созданиями.

Кино

Обзор «Кейпоп-охотницы на демонов»: когда музыка становится оружием
История о славе, верности и двойной жизни, в которой сцена становится полем боя, а музыка — оружием против тьмы.
Показать ещё