Итоги-2013: лучшие фантастические фильмы

2013-й запомнится как год бума научной фантастики в кино. Кажется, ещё никогда в жанре не выходило сразу столько картин — от ближнеприцельной «Гравитации» до сверхсветового «Звёздного пути», от остросоциального «Элизиума» до фильма-аттракциона «Тихоокеанский рубеж». И в основном НФ-новинки были хороши — за редким исключением (эх, Уилл Смит и Шьямалан, что ж вы испортили такую статистику?).

А ещё этот год напомнил, как важны для киноиндустрии неамериканские зрители. Большую часть доходов кинофантастике принёс мировой прокат, а «Тихоокеанский рубеж» китайцы буквально спасли от провала. Всё чаще студии выпускают особые региональные версии фильмов, а актёрам из самых «щедрых» стран — в том числе и русским — дают хотя бы роли второго плана. Что теперь за голливудский блокбастер без Ольги Куриленко, Светланы Ходченковой или Антона Ельчина!

Фэнтези-фильм года
Хоббит: Пустошь Смауга

Номинанты: «Оз: Великий и ужасный», «47 ронинов», «Охотники на ведьм»

У Питера Джексона с друзьями есть традиция: каждый раз под Новый год совершать маленькое чудо. Они дают нам заглянуть одним глазком сразу в два параллельных мира: Средиземье и ту альтернативную реальность, где режиссёры умеют снимать правильное эпическое фэнтези. У «Пустоши» есть свои недочёты, и главный из них — не очень уместные дополнения к толкиновскому сюжету. Но невозможно не признать: фильм грандиозен, красив и динамичен. Актёры играют от души, а картинка так хороша, что кадры хочется вешать на стену и любоваться.

Похоже, что в своей жанровой нише Джексон и через год останется непобедимым. И не только потому, что новозеландец чертовски талантлив, а Толкин — культовый писатель. Беда в том, что альтернативы просто не появляется. Средний уровень фэнтези-фильмов удручающе низок — всевозможные «Орудия смерти» и «Тёмные миры» вызывают только недоумение. В этом году нам оказалось непросто даже наскрести формальную тройку номинантов.

MARTIN FREEMAN as Bilbo in the fantasy adventure movie THE HOBBIT: THE DESOLATION OF SMAUG, a production of New Line Cinema and Metro-Goldwyn-Mayer Pictures (MGM), released by Warner Bros. Pictures and MGM. Photo Credit: Warner Bros. Pictures.

Научно-фантастический фильм года
Игра Эндера

Номинанты: «Элизиум: Рай не на земле», «Стартрек: Возмездие», «Обливион»

Нет ничего трудней, чем выбирать лучший НФ-фильм в 2013 году. Их вышло больше десятка, и очень многие достойны хотя бы упоминания.

«Элизиум» — дерзкий социалистический фильм-плакат, пропагандирующий идею «отнять и поделить»; этим он одних подкупил, а других оттолкнул. Сиквел «Звёздного пути» — динамичная космоопера с прекрасными актёрами, которой опять не хватило убедительного сюжета (Деймон Линделоф, что ты делаешь, прекрати!). «Обливион» — самая стильная НФ-новинка, но и самая вторичная: каждый из этих сюжетных поворотов мы уже где-то видели.

Немало претензий у нас было и к «Игре Эндера», однако для любителей классической НФ именно она стала главным событием 2013 года. Не каждый год выходят экранизации книг таких классиков, как Орсон Скотт Кард, и ещё реже они бывают более-менее точными. Режиссёр пожертвовал многими сценами, но сохранил идею книги, её гуманистическую философию. И это не пошло в ущерб зрелищности: визуальные эффекты в «Эндере» прекрасны, а приёмы, с помощью которых Худ изображал невесомость, другие режиссёры наверняка будут изучать и копировать.

К сожалению, «Эндеру» ужасно не повезло в мировом прокате (это одна из немногих не окупившихся НФ-новинок), но виноваты в этом прокатчики и маркетологи, а не сам фильм.

Ender 1

Супергеройский фильм года
Железный человек 3

Номинанты: «Тор 2: Царство тьмы», «Человек из стали», «Росомаха: Бессмертный»

Трилогия о Тони Старке подошла к концу — масштабному, остроумному и неожиданному. Шейну Блэку удалось вернуть серию на уровень первого фильма: он снова сделал бронированного миллиардера уязвимым, дал нам ощутить, что Тони по-настоящему рискует и что прозвище «Железный человек» он заслужил не только из-за костюма. А ещё Блэк решился на самый смелый сюжетный поворот 2013 года. Ревнителей комиксного канона, конечно, шокировал новый подход к Мандарину, но с точки зрения кино идея сработала безупречно.

У «Железного человека» в этой номинации были два сильных конкурента, которых, на наш взгляд, ему удалось превзойти. Второй фильм о Торе вышел лучше первого, но запомнился в основном юмором, спецэффектами и масштабными битвами. А «Человек из стали» стал невероятно громким событием и положил начало киновселенной DC — вот только сам фильм, увы, не оправдал шумихи. Слишком уж много в нём сюжетных дыр и бессмысленного разрушения. Заку Снайдеру стоит учесть критику в работе над «Бэтменом против Супермена».

ironman[1]

Экранизация года
Голодные игры: И вспыхнет пламя

Номинанты: «Игра Эндера», «Пипец 2», «Война миров Z»

Важнейшая цель экранизации — превратить исходный материал в хорошее кино. Не дословно пересказать оригинал, а перевести его на язык другого искусства и создать равноценное произведение. В этом смысле режиссёр «Игры Эндера» Гэвин Худ с задачей справился хуже, чем режиссёр вторых «Голодных игр» Фрэнсис Лоуренс. Фильм Худа — просто иллюстрация к книге. Первоисточник гораздо сильнее экранизации, нужно прочесть его, чтобы понять, почему историей Эндера восхищаются тысячи людей.

У Лоуренса исходный материал был куда слабей — Сьюзен Коллинз как фантасту далеко до признанного классика Орсона Скотта Карда. Тем больше заслуга Фрэнсиса: он создал произведение, затмевающее оригинал. Именно усилиями режиссёра и сценаристов, сделавших акцент на социальных проблемах и экшене, «Голодные игры» плавно превращаются в самую популярную подростковую киносерию со времён «Гарри Поттера».

Скептики, сравнивавшие цикл со слезливыми лавбургерами типа «Сумерек», после второго фильма куда-то пропали. И правда, тяжело держаться за это глупое сравнение, когда на экране Китнисс убивает врагов и разжигает революцию.

hunger_games_catching_fire_a_l1[1]

Зрелище года
Тихоокеанский рубеж

Номинанты: «Человек из стали», «Тор 2: Царство тьмы», «Гравитация»

Когда рассказываешь про этот фильм, невольно просыпается сидящий внутри десятилетний мальчишка, который тарахтит: «Монстрилла выпускает щупальца, а тут робот такой подходит, и р-раз его по морде сухогрузом! ТЫДЫЩ! А у монстра вырастают крылья, и он робота тащит в стратосферу! Тут японка такая: ”О, у нас же меч есть!“ И мечом ему кэ-эк даст!» Мальчишка прав: только так можно передать ощущения от «Тихоокеанского рубежа».

Гильермо дель Торо, прославившийся когда-то атмосферной мистикой, вдруг показал миру, что умеет делать простые и зрелищные блокбастеры не хуже Майкла Бэя и Роланда Эммериха. Реализм? Логика? Забудьте про них! При просмотре этой картины нужно выключать не только мобильники, но и мозги. Только тогда можно понять и прочувствовать «Тихоокеанский рубеж», получить незамутнённое удовольствие от сногсшибательного экшена, буйной фантазии художников, создавших монстров и роботов, и потрясающей работы мастеров по спецэффектам.

maxresdefault[1]

Продолжение года
Тор 2: Царство тьмы

Номинанты: «Стартрек: Возмездие», «Голодные игры: И вспыхнет пламя», «Железный человек 3»

Стереотип «продолжения всегда хуже» в 2013 году можно было отправить на свалку. Сиквелы «Голодных игр» и «Звёздного пути» вышли на уровне, а то и лучше предшественников. Ну а вторая часть «Тора» просто втоптала первую в песок. Режиссёр Алан Тейлор ушёл от чистой супергероики и снял фэнтезийный боевик с красочным миром и запоминающимися персонажами. Марвеловский бог грома в исполнении Криса Хэмсворта наконец избавился от образа тупого качка, начал шевелить мозгами и временами казался даже мудрей своего брата.

Впрочем, кого волнует Тор? Подлинным героем фильма стал коварный красавчик Локи (Том Хиддлстон), чьи зловещую харизму и противоречивую натуру Тейлор использовал как оружие массового поражения зрителей. «Тор 2» удался и как зрелищный боевик, и как комедия; его не назовёшь умным или оригинальным, но даже за недочёты его совершенно не хочется ругать. Первому «Тору» до подобного было далеко.

Loki

Комедия года
Армагеддец

Номинанты: «Пипец 2», «Конец света: Апокалипсис по-голливудски», «Ку! Кин-дза-дза»

У британских комедий есть важное преимущество перед голливудскими: загадочная черта под названием «тонкий английский юмор». Заокеанские режиссёры часто не могут удержаться в рамках пристойности, чем портят всю идею фильма, если даже она была. Другое дело — Эдгар Райт, создатель «Зомби по имени Шон», «Типа крутых легавых», а теперь и замечательного «Армагеддца». Историю о приятелях-выпивохах он превратил в остроумную пародию на «Вторжение похитителей тел» и «День, когда Земля остановилась», а закончил фильм неожиданным и совсем не комедийным финалом.

В «Армагеддце» великолепный актёрский ансамбль: когда ещё увидишь Бильбо (Мартина Фримена) за одним столом со Скотти из «Звёздного пути» (Саймоном Пеггом) и самим Джеймсом Бондом (Пирсом Броснаном)? Но главное — фильм предлагает зрителю всерьёз призадуматься. Кто всё-таки был прав: пришельцы, желавшие изменить человечество, или Гэри Кинг, заявивший (в переводе с английского матерного): «Оставь нас и дай идти своей дорогой»? Ответ не так прост, как кажется.

the-worlds-end08[1]

Актёр года
Бенедикт Камбербэтч

Номинанты: Том Хиддлстон, Мартин Фримен, Саймон Пегг

Нельзя сказать, что Камбербэтч раньше не был знаменит — как-никак, тысячи телезрителей знают его по роли Шерлока Холмса. Но в 2013 году он всех поразил, сыграв сразу три заметных роли в кинофантастике. Отныне мы запомним его как колоритного злодея: Камбербэтч подарил свой низкий голос и выразительную мимику Хану в «Звёздном пути», дракону Смаугу и самому Властелину Колец, Саурону, в «Хоббите».

Прошёл всего год, а в фильмографии Бенедикта уже столько культовых персонажей, сколько иному актёру не доводится сыграть за десять лет. И со всеми ролями он справился отлично. Если верны слухи, что Джей Джей Абрамс возьмёт Камбербэтча в седьмой эпизод «Звёздных войн», это ещё один повод ждать премьеры с нетерпением.

cumber5[1]

Разочарование года
После нашей эры

Номинанты: «Телекинез», «Призрачный патруль», «Эпик»

Уилл Смит — замечательный актёр, который сыграл в десятке фантастических лент. М. Найт Шьямалан — противоречивый, но некогда неплохой режиссёр. Только по фильму «После нашей эры» этого не видно. Неуклюжий, неубедительный, наивный, этот НФ-боевик местами попросту смешит. Здесь с монстрами, чующими запах страха, дерутся пешими и на холодном оружии, словно человечество забыло авиацию, порох и, в конце концов, дезодоранты. Нелепые декорации и костюмы (звездолёт из тряпок и бамбука; комбинезон, зачем-то меняющий цвет в случае опасности) отлично вписываются в стиль «непродуманная каша элементов».

Нет, «После нашей эры» далеко не худший фильм года — уж получше, чем «Таймлесс» или «Тёмный мир». Он именно самый разочаровывающий. От Уилла Смита ждали сильной фантастики, а получили рекламный ролик, продвигающий его сына Джейдена. Причём неудачный: картина вполне может угробить карьеру юноши, который показал, что не обладает и каплей отцовского таланта.

maxresdefault[1]

Фильм 2013 года
Гравитация

Номинанты: «Хоббит: Пустошь Смауга», «Железный человек 3», «Элизиум: Рай не на Земле», «Стартрек: Возмездие», «Тихоокеанский рубеж»

С тем, что драма Альфонсо Куарона — лучший фильм 2013 года, в редакции МФ почти никто не спорил. Революционные спецэффекты, невероятно реалистичный космос, захватывающая борьба за выживание, великолепная игра Сандры Буллок и Джорджа Клуни — всё это не оставляло соперникам шансов.

Спорили мы о другом: правильно ли вообще рассматривать «Гравитацию» как фантастику? Ведь, строго говоря, Куарон снял почти реалистический фильм. Хотя действие происходит в недалёком будущем, это мало влияет на сюжет, а лавина космического мусора немногим фантастичней других техногенных катастроф. В такой точке зрения есть своя правда.

Но правда есть и в словах Джеймса Кэмерона, назвавшего «Гравитацию» лучшим в истории фильмом о космосе. Создатель «Терминатора» преувеличивает, но не сильно: «Гравитация» действительно вправе стоять в одном ряду с «Космической одиссеей 2001 года», «Чужим» и «Луной 2112». Нельзя забрать космос у фантастики, это одна из наших главных тем. А катастрофа, вызванная космическим мусором, как мысленный эксперимент не отличается от метеоритной угрозы из «Армагеддона» или наводнения из «2012».

И ещё одно. На будущее кинофантастики эта картина повлияет сильнее, чем любая другая новинка 2013 года. То, как создавался фильм, технологии, разработанные и использованные Куароном,— даже большая фантастика, чем сюжет «Гравитации».

Gravity

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

comments powered by HyperComments
Александр Гагинский
Заместитель главного редактора журнала, редактор сайта и сообществ МИРФ, админ и патентованный олдфаг форума.

А ещё у нас есть