Итоги-2014: лучшие фантастические фильмы

Это был год продолжений. Год римейков. Год, когда научные консультанты отвоевали своё. Год возрождения фэнтези. Год великой печали о кассовых сборах. Год провалов и год прорывов. Время действия — 2014 год, место — международный кинопрокат.

Но хватит пародировать «Вавилон-5». В 2014 году действительно сняли больше удачных фэнтези-фильмов, чем обычно. Научно-фантастические фильмы стали… научнее, их создатели начали чаще приглашать учёных в консультанты. Независимые режиссёры напомнили, что умеют делать фантастику не хуже мейнстримных, а мультфильмы всерьёз борются за победу во «взрослых» номинациях. И даже в российском кино что-то шевельнулось…

Фэнтези-фильм года
Хоббит: Битва пяти воинств

Претенденты: Как приручить дракона 2, Малефисента, Ной

Коллеги в кои-то веки дали сдачи Питеру Джексону в его жанре. Дефицит высокого фэнтези в кино последних лет с лихвой возместили красочная «антисказка» «Малефисента», дерзкий религиозный эпос «Ной», прекрасный мультфильм «Как приручить дракона 2» и «тёмное» подростковое фэнтези «Седьмой сын». Мы даже засомневались: устоит ли финальная часть «Хоббита» перед таким натиском?

А Джексон взял и опять всех удивил. Сагу о Средиземье завершила битва столь грандиозная, что затмила даже сражения во «Властелине колец». Гномий хирд, осадные тролли, баранья кавалерия — такой «стратегии в реальном времени» кино ещё не видело. Воины Средиземья ушли, как подобает героям не сказки, но эпоса: красиво, с трагическим пафосом. Пожалуй, финалу не хватило эмоций и подробностей, но и при этих недостатках «Битва пяти воинств» объективно лучшая в своём жанре.

«Хоббит» закончился, и в следующий раз мы подобное увидим нескоро. Если повезёт — в 2016 году, когда Дункан Джонс выпустит фильм по Warcraft. Ох, и непросто ему будет — Джексон, по сути, снял отличную экранизацию Warсraft на два года раньше!

Трандуил Hobbit

Супергеройский фильм года
Стражи галактики

Претенденты: Город героев, Люди Икс: Дни минувшего будущего, Первый мститель: Другая война

Знаем, знаем: енот и компания не похожи на типичных супергероев, и фильм о них — скорее космоопера. Но супергероика в чистом виде — вчерашний день, и другие номинанты это подтверждают. «Дни минувшего будущего»? Хроноопера в духе «Терминатора». «Другая война»? Шпионский политический боевик. «Город героев»? НФ о роботах и юных техниках. А снятые по старой схеме «Черепашки-ниндзя» и «Новый Человек-паук 2» явно проиграли более креативным конкурентам.

Почему именно «Стражи»? Это лучшая новая серия в эпоху бесконечных сиквелов и римейков. Хоть она и входит во вселенную Marvel, это мало заметно, а герои совершенно новые. Это отличная космоопера про авантюристов и разгильдяев, которую можно сравнить со «Звёздными войнами», «Светлячком» и «Риддиком». Это яркий фантастический мир, потрясающее зрелище, головокружительные приключения и отличная музыка семидесятых.

И главное, из киногероев этого года нам, да и вам, наверное, больше всего запомнились Ракета и его товарищ Грут. Вспоминая 2014-й через много лет, мы наверняка назовём его Годом Енота.

Racoon

Мультфильм года
Город героев

Претенденты: Как приручить дракона 2, Космический пират Харлок, Лего. Фильм

Битва в этой номинации была самой ожесточённой. У каждого претендента есть свои плюсы и минусы. «Дракон» — увлекательное продолжение, которое заметно проигрывает оригиналу. «Лего» — остроумная комедия с оригинальным стилем, но уж очень похожая на рекламный ролик. «Харлок» — красивая взрослая космоопера, которую подвёл сумбурный «анимешный» сценарий.

«Город героев» лучше не тем, что связан с комиксами Marvel, — от «первоисточника» тут не осталось ничего. Это оригинальная работа студии, которая ещё не разучилась удивлять. Мультфильм не только смешной и трогательный (да все они сейчас такие!), но и прославляющий науку. Он побуждает юных зрителей мечтать о карьере изобретателей.

Создателей «Города героев» консультировали специалисты по робототехнике, и благодаря этому появился персонаж, сравнимый по обаянию с ВАЛЛ•И. Если кто и может потягаться с енотом за звание символа года, это милый надувной робот Бэймакс.

"BIG HERO 6" Pictured (L-R): Hiro and Baymax in a scene from the animated film "BIG HERO 6." HANDOUT CREDIT: Disney ©2014 Disney. All Rights Reserved. [Via MerlinFTP Drop]

Фантастический боевик года
Грань будущего

Претенденты: Бегущий в лабиринте, Робокоп, Первый мститель: Другая война

Том Круз снова доказал, что знает толк в фантастике. Экранизация романа Хироси Сакурадзаки казалась «тёмной лошадкой», но получилась сильной во всех отношениях.

«Грань будущего» не просто боевая версия «Дня сурка», а нечто большее — история о человеке, оказавшемся в положении героя компьютерной игры. Ему надо «пройти уровень» хоть раз, покончить с «боссом» и не потерять в бою товарищей и любимую женщину. На основе этой интересной концепции Даг Лайман снял увлекательный боевик, битвы в котором явно поставлены под впечатлением от «Спасения рядового Райана».

«Грань будущего» — это «Тихоокеанский рубеж» 2014 года, менее зрелищный, но более умный. И, к сожалению, ещё более недооценённый американским зрителем. Картина не окупилась в прокате, и решится ли кто-нибудь ещё в ближайшие годы снимать фантастический боевик «с мозгами» — не факт. Выжимать деньги из раскрученных франшиз типа «Годзиллы» и «Трансформеров» гораздо выгоднее.

edge_of_tomorrow

Продолжение года
Первый мститель: Другая война

Претенденты: Как приручить дракона 2, Люди Икс: Дни минувшего будущего, Планета обезьян: Революция

Второй год подряд лучший сиквел снимает Marvel, и это похоже на тенденцию. Студия Кевина Файги научилась не зацикливаться на канонах супергероики. Если первый фильм о Капитане Америка был весёлой клюквой о дизельпанк-фашистах, то второй похож на шпионский боевик о суперагентах вроде Бонда или Борна. Зло кроется прямо внутри белой и пушистой организации Щ.И.Т., и герои не могут доверять даже старым товарищам. Капитан, привыкший переть напролом, вынужден убегать и прятаться. Таким мы его ещё не видели.

Кстати, по секрету: номинация изначально называлась «Лучшее продолжение, римейк или перезапуск». Но оказалось, что достойных римейков и перезапусков почти нет. Исключение — новая «Планета обезьян», где блистает Энди Серкис, но и в этом случае речь идёт уже о второй части. Зато с удачными сиквелами всё в порядке: новые «Люди Икс» возродили всё, за что мы любили эту серию, а «Как приручить дракона 2» стал одним из лучших мультфильмов года.

"Marvel's Captain America: The Winter Soldier"..Winter Soldier (Sebastian Stan)..Ph: Zade Rosenthal..© 2014 Marvel. All Rights Reserved.

Независимый фильм года
Выживут только любовники

Претенденты: Двойник, Побудь в моей шкуре, Сквозь снег

Эту номинацию мы ввели, прикинув, как много малобюджетных, не массовых фильмов на грани артхауса мы обозревали в 2014 году. Абсурдная, но стильная картина великого Терри Гиллиама «Теорема Зеро», необычная интерпретация рассказа Достоевского «Двойник», философская драма «Побудь в моей шкуре», антиутопии «Сквозь снег» и «Страховщик», скандальный гротеск «Трудно быть богом»… Все они были далеки от голливудских штампов и приёмов и по-своему удивили.

Ну а самый впечатляющий артхаус снял Джим Джармуш. Его утончённая, задумчивая драма нарушила все стереотипы о вампирском кино. И кто может лучше сыграть древних мистических созданий, чем два выдающихся кинозлодея? Том Хиддлстон (марвеловский Локи) и Тильда Суинтон (Белая Колдунья из Нарнии) просто рождены для таких ролей.

LOVERS

Русский фильм года
Вий

Претенденты: Вычислитель, Трудно быть богом

Российское кино находится в глубоком подъёме. После затишья снова начали появляться крупные проекты, которые заранее величаются блокбастерами. Но даже лучшие из них, такие как «Вычислитель», не выдерживают сравнения с западными. Не спасает и артхаус, творцы которого совершенно не думают о зрителях. Долгожданная экранизация Стругацких от Алексея Германа оказалась трёхчасовой экскурсией по самым гадким закоулкам режиссёрского подсознания.

На этом фоне «Вий» Олега Степченко получился на удивление… нормальным. Это просто лёгкое приключенческое кино, довольно забавное и достаточно красивое, чтобы не было стыдно за державу. Даже вторичный сюжет (кто сказал «Сонная лощина»?) не сильно портит впечатление. «Вий» собрал неплохую кассу, и это добрый знак. Может, другие режиссёры усвоят урок.

Wii

Экранизация года
Патруль времени

Претенденты: Бегущий в лабиринте, Грань будущего, Побудь в моей шкуре

Мы давно привыкли, что первоисточник — это гвоздь, на который режиссёр вешает свою картину. Тем более удивительный сюрприз преподнесли братья Майкл и Питер Спириги. Они сняли почти дословную экранизацию необычного рассказа Роберта Хайнлайна о петлях времени и смене пола. От первоисточника братья отступили лишь в мелочах — добавили к и без того сложно закрученному сюжету детективную интригу. Эта среднебюджетная драма не смогла потягаться с сильнейшими НФ-картинами, но для поклонников Хайнлайна стала приятным подарком.

predestination-2014

Провал года
Трансформеры: Эра истребления

Претенденты: Годзилла, Геракл: Начало, Черепашки-ниндзя

В 2014 году кинокритики лишний раз убедились в своём бессилии. Четвёртые «Трансформеры» получили рекордно плохие оценки, фильм называли тупым, затянутым, банальным, сюжет — бредом, актёрскую игру — отсутствующей… Всё это не помешало картине собрать миллиард в прокате. Теперь не исключено, что Майклу Бэю придётся клепать ещё одну часть серии, которую стоило закончить уже на втором фильме.

На фоне этого космического гига-разочарования меркнут все остальные. В «Годзилле» слишком мало Годзиллы и логики? Черепашки-ниндзя читают рэп и служат фоном для Меган Фокс? Ренни Харлин снова доказал, что он один из худших режиссёров современности? Господи, какие мелочи!

Transformers

Новый сериал года
нет победителя

Претенденты: Агенты Щ.И.Т.а, Почти человек, Страшные сказки, Штамм

В конце 2014 года супергерои и прочие персонажи комиксов хлынули из кино на телеэкраны. Добрая половина самых интересных премьер года была на эту тему: «Готэм», «Флэш», «Константин»… К сожалению, американское телевидение не учитывает цикл выхода российских журналов. Дебютные сезоны трёх сериалов от DC на момент составления итогов не успели закончиться, а писать рецензии и давать премии после нескольких первых серий — не наш метод.

А из тех сериалов, что успели завершить первый сезон в 2014-м, ни один по-настоящему не «выстрелил». Ни мэшап-мистика «Страшные сказки», ни киберпанк «Почти человек», ни НФ о пришельцах «За гранью» не стали таким событием, как в своё время «Игра престолов» или «Ходячие мертвецы». Поэтому награда не достаётся никому.

Новый сезон старого сериала
Игра престолов, 4 сезон

Претенденты: Аватар: Легенда о Корре, Демоны Да Винчи, Доктор Кто

Новые сериалы часто оказываются слабей старичков. Но раньше правила наших номинаций были строги: только новинки! С этого года мы выделяем заслуженным сериалам-ветеранам свою категорию. Победителя выбрать оказалось нетрудно. Хотя новый «Доктор Кто» с Питером Капальди явно удался, а «Легенда о Корре» подошла к финалу, они не могли потягаться с главной фэнтези-сагой телевидения.

Четвёртый сезон «Игры престолов» подарил нам много нового — харизматичного Оберина Мартелла, незабываемый суд над Тирионом, зрелищную битву за Чёрный Замок и, конечно, смерть самого ненавистного персонажа «Песни льда и пламени». Наконец-то в мире Мартина, где вечно гибли самые честные и справедливые, хоть кто-то получил по заслугам.

Oberyn

Фильм года
Интерстеллар

Претенденты: Город героев, Грань будущего, Люди Икс: Дни минувшего будущего, Стражи галактики, Хоббит: Битва пяти воинств

This photo released by Paramount Pictures shows, Matthew McConaughey, left, and Anne Hathaway, in a scene from the film, '"Interstellar," from Paramount Pictures and Warner Brothers Pictures, in association with Legendary Pictures. (AP Photo/Paramount Pictures, Melinda Sue Gordon)

+ Научно-фантастический фильм года
Интерстеллар

Претенденты: Грань будущего, Патруль времени, Сквозь снег

Спорное решение? Конечно. На звание лучшего фильма 2014 года претендовали многие, любой выбор будет спорным. Мы выбрали картину Кристофера Нолана, потому что именно она стала главным событием в мире фантастики. И поэтому — редчайший случай — награждаем её сразу в двух номинациях.

«Интерстеллар» — самый научный из фантастических фильмов, выходивших за последние лет двадцать. Впервые мы увидели, как должна выглядеть настоящая чёрная дыра. Впервые важную роль в сюжете играли релятивистские искажения времени, проработанные учёными. Впервые при работе над спецэффектами использовались научные расчёты, работая над которыми, Кип Торн даже совершил пару открытий.

«Научный» не значит «стопроцентно достоверный», но даже ошибки и вольности «Интерстеллара» пошли на пользу просвещению. В кои-то веки блокбастер заставил гиков оторваться от комиксов и фэнтези и зарыться в учебники, выясняя, в чём именно Нолан не прав. Публикуются объёмистые статьи (в том числе и в МФ) и даже книги, посвящённые научным и философским идеям «Интерстеллара». Говорите, спорный фильм? Если споры такие — это и впрямь лучшая фантастика года.

Гаргантюа: самая достоверная чёрная дыра в истории кино

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

comments powered by HyperComments
Александр Гагинский
Заместитель главного редактора журнала, редактор сайта и сообществ МИРФ, админ и патентованный олдфаг форума.

А ещё у нас есть