Итоги десятилетия: 2003—2013. Кино

Так вот оно какое — кино будущего! В 2003 году мы с вами и не представляли, что супергеройские фильмы будут умнее и серьёзнее, чем фэнтези, лучшим наследником «Властелина Колец» окажется телесериал, а на экран вернутся знакомые нам с детства Спок, Дредд и Конан. И уж конечно, мы не ждали, что в 2013 году надо будет надевать очки, чтобы посмотреть фильм. Но лучшее, что подарило нам десятилетие, — это уверенность в завтрашнем дне кинофантастики. Жанр не только не выдохся, но и заиграл новыми красками благодаря «свежей крови» среди режиссёров и продюсеров.

Расцвет супергеройского кино

Фильмы о супергероях, ещё десять лет назад считавшиеся зрелищем исключительно для подростков и гиков, стали флагманом кинофантастики и приключенческого кино. Комиксы, в основном супергеройские, легли в основу многих десятков фантастических и приключенческих фильмов. На экран переселились герои Алана Мура, Фрэнка Миллера, Марка Миллара, Майка Миньолы. Целыми киносериями вышли «Хеллбой», «Люди Икс», «Человек-паук»…

Но две самые яркие серии, конечно, были сняты по двум наиболее известным вселенным, и в них мы увидели два принципиально разных подхода к жанру. Кинотрилогия Нолана о Бэтмене стала образцом криминального триллера, который по духу ближе к «Молчанию ягнят» или «Законопослушному гражданину», чем к старым фильмам о том же герое.

А киновселенная Marvel, напротив, оказалась яркой, пёстрой, весёлой и немного несерьёзной, но при этом представила нам убедительных, живых персонажей и уникальную проработку вселенной, в которой перекликаются события всех фильмов. И главным супергероем десятилетия, вне всяких сомнений, стал именно марвеловский Тони Старк в исполнении Роберта Дауни-младшего.

Новое поколение режиссёров-фантастов

Кто придёт на смену Кэмерону, Скотту, Лукасу и Бёртону? Мы это уже знаем. Их эстафету приняли не менее полудюжины очень ярких и талантливых молодых режиссёров. За десять лет появилось новое поколение «режиссёров-гиков», которые выросли на фантастических фильмах и готовы продолжать традицию.

Они очень разные: это и мастер боевика Зак Снайдер, и дорвавшиеся до большого кино телепродюсеры Джей Джей Абрамс и Дрю Годдард, и неформатный бунтарь, южноафриканец Нил Бломкамп, и парадоксальный философ Дункан Джонс, и крепкий ремесленник Джозеф Косински. Кажется, что эти имена были с нами всегда, но нет — эти режиссёры дебютировали в большом кино меньше десяти лет назад.

А это ещё не всё. Такие мастера, как Кристофер Нолан, Джосс Уидон и Гильермо дель Торо, именно за последнее десятилетие раскрылись, сняли свои главные, самые известные фильмы и перешли в «высшую лигу». Именно они определяли облик кино в последние годы.

3D-революция

В 2003 году зрители приходили в кинотеатр и просто смотрели на экран. Мы с вами, жители будущего, каждый второй фильм смотрим через специальные очки, благодаря которым на экране творится волшебство: пейзажи приобретают захватывающую дух глубину, а с экрана прямо в лицо зрителям летят брызги и пули. 3D-революция мало повлияла на сами фильмы, но навсегда изменила ощущения зрителей. А с появлением 3D-телевизоров в свободной продаже эти чудеса стали доступны и на дому.

Хотя историю 3D-проекторов можно отсчитывать аж с 1950-х, мы навсегда запомним, что большое кино трёхмерным сделал Джеймс Кэмерон. Сперва он обкатал технологию на морских документалках «Духи бездны» и «Пришельцы из глубин», а потом заставил всех поверить в неё, выпустив «Аватар». В 2009 году картина о прекрасной Пандоре, синекожих на’ви и алчных homo sapiens триумфально пронеслась по миру, установила рекорд кассовых сборов, вызвала споры и восторги, стала, пожалуй, главным фильмом десятилетия. Ведущие студии спохватились, и на экраны повалило бесконечное множество трёхмерных картин, но «Аватар» так и остался недосягаемым идеалом.

Развить 3D-технологии и пришпорить эволюцию кино, похоже, способен только сам Кэмерон. «Аватар 2» должен стать первым фильмом в новом формате — 3D, не требующее очков. Нас ждёт ещё один технологический прорыв, так что не советуем слишком привыкать к очкам!

James-Cameron-3D[1]

Эпидемия перезапусков и ремейков

Ни один фантастический фильм, особенно снятый в 1980-е или в начале 1990-х, не может теперь спокойно почивать на лаврах. Рано или поздно до него доберутся лапы продюсеров, которые не прочь затащить в кино своих ностальгирующих ровесников, так же, как и они, выросших на картинах Верховена, Скотта и Карпентера, на героях Шварценеггера, Сталлоне и Расселла. У фильмов спустя десятилетия появляются продолжения и приквелы («Трон: Наследие», «Прометей», «Восстание планеты обезьян»), их сюжеты становятся основой для римейков («Вспомнить всё», «Нечто»), а порой дело доходит и до полного перезапуска («Звёздный путь», «Судья Дредд», «Конан-варвар»). И, как будто этих примеров мало, нас скоро ждут пятый «Терминатор», седьмые «Звёздные войны», новые «Бегущий по лезвию» и «Робокоп».

Хорошо это или плохо? Среди римейков и перезапусков есть отличные картины и полные провалы, образцы свежего взгляда и ненужные копии. Интересно другое: несмотря на ряд финансовых неудач, тенденция не прекращается. Боссы многих студий всё ещё считают, что давать деньги на нестандартные идеи и сюжеты — неоправданный риск.

Закат двухмерной анимации

Знаете, сколько «плоских», традиционных мультфильмов сняла студия Disney с 2003 года? Три. Dreamworks и Pixar, разумеется, не сняли ни одного. Именно в последнее десятилетие трёхмерная компьютерная анимация стала и дешевле, и проще в производстве. Да и для детских мультфильмов она, пожалуй, подходит лучше всего: объёмная картинка, динамичное движение, легко сочетается со спецэффектами. А тот факт, что человеческое тело не так уж просто моделировать, здесь не важен: у мультяшек вполне могут быть искажённые пропорции.

Но прощаться навсегда с «плоской» анимацией, конечно, рано. Не одними американскими гигантами жива мультипликация — многие студии в Японии и Европе продолжают рисовать двухмерные мультфильмы. И ещё неизвестно, кто лучше: милые компьютерные мультяшки вроде Ральфа, ВАЛЛ•И и принцессы Мериды или прорисованные вручную персонажи «Ходячего замка», «Стимбоя» и «Тайны Келлс».

walle[1]

Недорасцвет фэнтези: тенденция, которой не было

МФ был основан в эпоху, когда фэнтези, казалось, стало затмевать научную фантастику. И одним из виновников этого был Питер Джексон, снявший по культовой книге Толкина три лучших фэнтези-ленты в истории. Первым «фильмом года» по версии МФ была последняя часть «Властелина Колец». В те дни казалось, что это лишь начало, что Джексон создал образец, на который будут равняться другие.

Нельзя сказать, что попыток не было, но пока никто не приблизился к успеху Джексона. Даже лучшие образцы жанра — «Звёздная пыль», «Хроники Нарнии», «Гарри Поттер» — не идут ни в какое сравнение с «Властелином Колец», с его эпическим сюжетом и проработанным миром. В этих картинах больше от старой, доджексоновской школы киносказок. За десять лет появился лишь один фэнтези-фильм, который можно поставить в один ряд с кинотрилогией, — это… «Хоббит» того же Джексона.

В начале 2010-х снова начался расцвет фэнтези в кино, но какой-то неправильный. После успеха бёртоновской «Алисы в стране чудес» все кинулись снимать постмодернистские переделки старых сказок, и мы получили двух «Белоснежек», «Красную шапочку» и «Оза, Великого и Ужасного». О серьёзном эпическом фэнтези кинопродюсеры, кажется, стали забывать. А вот на телевидении оно прижилось — но это уже другая история.

Alice[1]

Сериалы — конкурент большого кино

Нельзя сказать, что телесериалы радикально преобразились, — они и раньше были в авангарде фантастики. Но последние десять лет подарили нам целую плеяду дорогих, качественных и интересных телесаг, которые не выглядят «младшими братьями» фильмов. Грань между телевидением и кино размылась, голливудские звёзды такого уровня, как Шон Бин, не брезгуют возвращаться к сериалам, а ведущие телепродюсеры Абрамс и Уидон оказались успешными кинорежиссёрами. К сериалам снимают полнометражные фильмы («Миссия “Серенити”», «Последний маг воздуха»), а масштабные киносерии получают дополнения в виде сериалов («Терминатор: Битва за будущее», «Войны клонов», «Трон: Восстание» и выходящие этой осенью «Агенты Щ.И.Т.а»).

В сериалы стали вкладывать огромные деньги, а сложные сценарии из смелого шага превратились в обязательную составляющую успеха. Именно непредсказуемыми сюжетами, неоднозначными персонажами и серьёзными морально-этическими проблемами подкупили нас два главных сериала десятилетия — «Остаться в живых» и «Игра престолов». Причём последняя ещё и задала такую же высокую планку для телеэкранизаций фэнтези, какую в кино установил «Властелин Колец». Именно телевидение стало прибежищем для фэнтези-экранизаций, именно в минисериалах ожили герои из книг Пратчетта, Гудкайнда и Ле Гуин. На очереди — Вадим Панов и Патрик Ротфусс.

У медали успеха и популярности оказалась и другая сторона. Телеканалы спрашивают с телесериалов, как прокатчики — с фильмов-блокбастеров, и здесь тоже случаются кассовые провалы. Создатели «Терры Нова» и «Вспомни, что будет» могли бы ещё многое рассказать, если бы не низкие рейтинги и завышенные ожидания.

daenerys-dragon-GameofThrones-2[1]

comments powered by HyperComments
Александр Гагинский
Заместитель главного редактора журнала, редактор сайта и сообществ МИРФ, админ и патентованный олдфаг форума.

Это интересно

А ещё у нас есть