Видеоверсия этого обзора.

Трусоватый офицер Кейдж был убит в первом же бою с напавшими на Землю пришельцами. Но очнулся не на том свете, а в прошлом — утром перед боем. Снова и снова застрявший во временной петле Кейдж пытается пережить мясорубку, стать настоящим солдатом и принести землянам победу. К счастью, у него хороший учитель — офицер Рита Вратаски по прозвищу Цельнометаллическая стерва, которая когда-то тоже умела «перезапускать день».
Edge of Tomorrow
Жанр: хронофантастический боевик
Режиссёр: Даг Лайман
Первоисточник: роман Хироси Сакурадзаки «Всё, что тебе нужно, — убивать»
В ролях: Том Круз, Эмили Блант, Билл Пэкстон
Премьера в России: 28 мая 2014 года
Возрастной рейтинг: 12+
Похоже на:
«Исходный код» (2011)
«Тихоокеанский рубеж» (2013)

Плюньте в глаза тому, кто скажет, что «Грань будущего» скопирована с «Дня сурка». Сходство этих фильмов ограничено основной идеей — герой попадает во временную петлю и учится в ней жить. Фильм Дага Лаймана скорее вызывает ассоциации с любой видеоигрой, где есть сохранения и контрольные точки. Представьте, что управляемый вами Шепард или Дюк Ньюкем помнит все неудачные попытки пройти уровень, — и вы поймёте, чем интересен этот фильм.

Тут можно увидеть массу знакомых любому геймеру ситуаций — «перезапуск» неудачного прохождения через самоубийство, повторяющиеся диалоги, которые можно попробовать разыграть иначе, попытки спасти вечно умирающих спутников-NPC, растущая с опытом уверенность игрока, наконец. Можно предложить и другую аналогию: съёмки фильма, на которых герои помнят все неудачные дубли.

Впрочем, всё это лишь ассоциации. Никаких намёков на виртуальность мира тут нет и в помине — так далеко в постмодернизм режиссёр, как и автор оригинала, не уходит. «Грань будущего» — это всё-таки не «Матрица», а боевик про лихих десантников в экзоскелетах. Это, если угодно, «Тихоокеанский рубеж», которому прибавили реализма, скукожили в сотню раз роботов и монстров, урезали зрелищность и заменили её более умным, более непредсказуемым сюжетом. Как зрелище «Грань» тоже неплоха — на добрую половину она состоит из баталий, в которых армия людей и орда пришельцев шинкуют друг друга в мелкий винегрет.

Сцена десанта во Франции явно отсылает к высадке союзников на Омаха-бич и конкретно к её изображению в фильме «Спасти рядового Райана».

Сцена десанта во Франции явно отсылает к высадке союзников на Омаха-бич и конкретно к её изображению в фильме «Спасти рядового Райана».

Но спустя годы, когда спецэффекты 2010-х безнадёжно устареют, помнить и любить фильм будут не за это. Его запомнят как одну из картин, наиболее полно и подробно раскрывших тему временной петли. Смотреть на битвы и вполовину не так интересно, как наблюдать за героем Круза, который буквально по шагам выверяет свои действия, пробует, ошибается, набирается опыта и снова, снова, снова пытается «пройти» невыносимо сложный «уровень».

Подобно многим собратьям по жанру («Исходному коду», «Началу» и иже с ними), «Грань будущего» даёт слабину при попытках объяснить, как и почему работают её фантастические парадоксы. Кровь пришельца, управляющего временем, каким-то образом передаёт способности его убийце, а у того начинаются видения, указывающие, где спрятан главный мозг «зергов»… Всё это слишком путано и не очень убедительно. К тому же персонажи иногда получают знания непонятно откуда: например, как Рита узнала, что потеряла дар возрождаться? По логике, для этого ей пришлось бы на пробу умереть.

К счастью, для понимания сюжета всё это не критично. Объяснения можно слушать вполуха — достаточно запомнить основные правила и конечную цель героев.

Else

Обаяние этой картины кроется не только в сюжете и экшене, но и в остроумно написанных диалогах. Создатели поняли, как осточертело зрителям выслушивать героическую патетику, и постарались везде, где можно, заменить её иронией. При том что «Грань» в принципе не комедия, в ней множество смешных сцен. Каждый раз, когда Кейдж пытается доказать другим, что знает будущее, это оборачивается уморительными курьёзами. Он то заканчивает реплики за собеседников, то смущает «невозможными» познаниями, а однажды доводит до того, что ему на целый день заклеивают рот скотчем. Солдафоны-десантники то и дело обмениваются весёлыми подколками, а сам Кейдж с сарказмом комментирует ситуации, в которые попадает. «Грань будущего» — из тех фильмов, которые способны разойтись на цитаты. По крайней мере, она того стоит.

Умный и ироничный боевик с претензией на оригинальность — нечасто такие встретишь в наше время. Толковый сюжет, старательно обыгранная временная петля, отсылки к играм, остроумные реплики — всё при нём.
Edge-Cruise — Картина должна понравиться всем ненавистникам Тома Круза. Его тут жестоко убивают раз двадцать!

Картина должна понравиться всем ненавистникам Тома Круза. Его тут жестоко убивают раз двадцать!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Грань будущего
УДАЧНО
  • небанальная задумка
  • увлекательный и умный сюжет
  • ироничные диалоги
НЕУДАЧНО
  • путаные объяснения парадоксов
  • много Тома Круза
9ОТЛИЧНО
comments powered by HyperComments
Александр Гагинский
Заместитель главного редактора журнала, редактор сайта и сообществ МИРФ, админ и патентованный олдфаг форума.

А ещё у нас есть