«Хоббит: Нежданное путешествие» 1
Хоббит: Нежданное путешествие (The Hobbit: An Unexpected Journey)
Жанр: эпическое фэнтези
Режиссер: Питер Джексон
В ролях: Мартин Фримен, Кейт Бланшетт, Ян МакКеллен
Премьера: 19 декабря 2012
Возрастной рейтинг: 6+
Похоже на: «Властелин Колец» (2001–2003)

«Нежданное путешествие» нельзя назвать просто экранизацией повести Толкина. То, что снял Питер Джексон, — это именно приквел к его «Властелину Колец», пестрящий отсылками к первой трилогии и почти неотличимый от неё по стилю. Это фэнтези Джексона, и хотя из оригинала взяли всё, что могло пригодиться, Толкин здесь не главный. Он служит лишь поводом вернуться во вселенную кинотрилогии.

Атмосфера Средиземья и дух истории не изменились за восемь лет, хотя далось это Джексону непросто. Ведь повесть «Хоббит» рассказывает про забавных коротышек, которые то и дело попадают в плен. Джексон сохранил юмор оригинала, но сделал гномов воинами. Они всегда готовы к драке, а в плен если и попадают, то лишь когда им не везёт.

Не всегда это выходит убедительно — в сцене с троллями, например, герои ведут себя так глупо, что даже сами потом это признают. Но в то же время именно гномы смягчают суровый пафос и заставляют вспомнить, что перед нами всё-таки не «Властелин Колец». Их шутки и безобидное хулиганство так оттеняют их же мрачное прошлое и самоотверженный героизм, что не сопереживать им невозможно.

(L-r) STEPHEN HUNTER as Bombur the Dwarf and Tom the Troll in the fantasy adventure “THE HOBBIT: AN UNEXPECTED JOURNEY,” a production of New Line Cinema and Metro-Goldwyn-Mayer Pictures (MGM), released by Warner Bros. Pictures and MGM.

Мы поймали Обеликса! Можно, мы его сожрём?

Ввели в фильм и полноценного главного злодея — однорукого орка Азога. В фильме именно он, а не слепой случай, строит героям козни, натравливает на них гоблинов и варгов и даже дважды красочно дерётся с Торином. Дракон Смауг же упорно держится за кадром, подставляя камерам то кончик хвоста, то глаз. Во всей красе мы его увидим лишь во второй части.

Разумеется, похода к Одинокой горе Джексону не хватило бы на три фильма. Сюжет повести — лишь капля в море грандиозных событий, разворачивающихся в Средиземье. С помощью флэшбеков и отступлений нам то и дело напоминают об этом. Стоит Балину заговорить о Мории — и вот на экране сцена битвы, в которой погиб дед Торина. Гэндальф вспоминает Радагаста — и следующие пять минут мы наблюдаем за приключениями чокнутого друида. Зловещей тенью маячит на горизонте Некромант, а Галадриэль и Саруман спорят, не Саурон ли это… Такие сцены придают миру объём и готовят нас к третьей части, где Саурон всё-таки возродится, дав начало событиям «Властелина Колец».

Увы, на основную историю вставки почти не влияют, зато сбивают её темп. Отвлекаясь на Саурона, Сарумана и прочих героев ВК, создатели не дали гномам добраться даже до Беорна — фильм кончается на их спасении орлами. К тому же разговоры о Некроманте и намёки на новую угрозу будут совершенно непонятны тем, кто не смотрел старую кинотрилогию.

Radagast[1]
Самое заметное отступление от оригинала — волшебник Радагаст в исполнении Сильвестра Маккоя. Он не просто появляется в кадре, а ведёт свою небольшую сюжетную линию и даже один раз пересекается с главными героями. Этот колоритный старик показан как большой друг зверей: он ездит на упряжке, запряжённой кроликами, воскрешает ёжиков, а под его ушанкой живёт семья птиц.Ведёт он себя чудаковато — по мнению Сарумана, друид «злоупотребляет некоторыми видами грибов». Но мы-то знаем, что дело в трубочном зелье «Старый Тоби», которым Гэндальф угощал собрата!

Зато актёрский ансамбль «Хоббита» отработал на пятёрку с плюсом. Каждый из двенадцати гномов прекрасно сыгран (особенно стоит отметить Балина — Кена Скотта). Они в меру обаятельны и смешны, в меру самоотверженны и суровы. Безупречно вернулись в свои старые образы Энди Серкис (Голлум), Иэн Маккеллен (Гэндальф) и остальные члены «старой гвардии».

Главная же находка Джексона, несомненно, Мартин Фримен — идеальный Бильбо. Смешной и обаятельно неуклюжий в начале фильма, хоббит постепенно превращается в настоящего путешественника, готового, когда надо, взяться за меч и драться. Он совершенно затмил своего племянника Фродо, который во «Властелине Колец» был бледен, слаб и безвольно ронял меч. Невозможно представить, чтобы Элайджа Вуд бросился на орка в два раза выше себя и заколол его, — а именно это делает Бильбо.

Обыгрывая первоисточник, Джексон не только вставил новые сцены, но и сильнее привязал историю к «Властелину Колец». Пролог к «Хоббиту» заканчивается точнёхонько там, где начинается кинотрилогия, — на встрече Фродо и Гэндальфа. Здесь есть и маленькие визуальные цитаты (вроде конных эльфов, кружащих вокруг отряда Торина точь-в-точь как роханцы вокруг Братства), а неожиданные музыкальные вставки из саундтрека к «Властелину Колец» позволят пустить слезу ностальгии тем, кто вырос на кинотрилогии. «Хоббит» настолько привязан к ней, что смотреть потом фильмы в хронологическом порядке будет непросто (в отличие, например, от приквелов к «Звёздным войнам»). Те, кто не знаком с ВК, не уловят львиную долю «хоббитского» очарования и не поймут многие сюжетные ходы.

 “THE HOBBIT: AN UNEXPECTED JOURNEY.

При первом появлении Кольца, при входе в Ривенделл и ещё в паре сцен звучат узнаваемые мелодии из «Властелина Колец»

Как всегда внимательный к деталям, Джексон попытался уйти от «роялей в кустах», которыми грешил оригинал. Так, орлы прилетают на помощь гномам не по воле случая — птиц вызывает Гэндальф с помощью уже знакомой нам по ВК бабочки. А после приземления, в самом конце фильма, герои видят на горизонте Эребор, — и снимается вопрос, почему они не полетели на орлах дальше. Ведь им кажется, что до горы — рукой подать, приключения почти закончились… Это мы с вами знаем, что героев ждёт второй фильм, а потом ещё и третий!

Конкурентов у Джексона по-прежнему нет — никто другой не снимает масштабное и убедительное кинофэнтези в духе «Властелина Колец». Но если бы он приберёг длинные диалоги и вставки для режиссёрской версии, фильм вышел бы ещё лучше.
(L-r) PETER HAMBLETON as Gloin, Adam Brown as Ori, Jed Brophy as Nori, IAN McKELLEN (center) as Gandalf and the Great Goblin, performed by BARRY HUMPHRIES in the fantasy adventure “THE HOBBIT: AN UNEXPECTED JOURNEY,” a production of New Line Cinema and Metro-Goldwyn-Mayer Pictures (MGM), released by Warner Bros. Pictures and MGM.

Кто толстый тролль? Я?!

Стоит ли читать?
УДАЧНО
роскошная актёрская игра
атмосфера старого «Властелина колец»
точно отмеренные дозы юмора и пафоса
НЕУДАЧНО
глупая сцена с троллями
затянутое начало
необязательные вставки
9
Отлично

Читайте также

Статьи

«Сто лет тому вперёд» — не Алиса? Отличия от оригинала, вселенная, отсылки и пасхалки 12
0
30060
«Сто лет тому вперёд» — не Алиса? Отличия от оригинала, вселенная, отсылки и пасхалки

Разбираем мир 2124 года со спойлерами!

Роман Суржиков «Кукла на троне». Интриги внутри интриг
0
86351
Роман Суржиков «Кукла на троне». Интриги внутри интриг

Третий том фэнтезийной эпопеи об очередной «игре престолов»

«Мятежная луна: Дарующая шрамы»: наш обзор. Да начнётся битва… за урожай!  3
0
133860
«Мятежная луна: Дарующая шрамы»: наш обзор. Да начнётся битва… за урожай! 

Зак Снайдер наконец показал экшен не хуже «Звёздных войн». В конце!

Художник Олег Юрков: забавные монстры, мультяшные чудовища и герои нашего детства 8
0
219643
Художник Олег Юрков: забавные монстры, мультяшные чудовища и герои нашего детства

Петербургский художник — о том, сложно ли придумывать смешные вещи, как традиционная живопись может довести до нервного срыва и почему срисовывать — не стыдно.

Читаем отрывок из романа Ци Юэ «Звёзды»
0
189396
Читаем отрывок из романа Ци Юэ «Звёзды»

Недалекое будущее. Управляемый термоядерный синтез подарил человечеству дешевую энергию, прорыв в генетике позволил создавать новых, усовершенствованных людей. В этом безмятежном мире происходит нечто чудовищное: два научных центра в Китае и Европе исчезают без следа, […]

Фантастические твари из глубокого космоса: как астробиологи реконструируют внеземную жизнь 13
0
224821
Фантастические твари из глубокого космоса: как астробиологи реконструируют внеземную жизнь

Кого люди повстречают на других планетах — зелёных человечков, воинственные треножники или разумный океан?

«Паразит: Серый» — спорная экранизация манги, но идеальный спин-офф
0
263466
«Паразит: Серый» — спорная экранизация манги, но идеальный спин-офф

Дорама придется по душе как фанатам вселенной, так и тем, кто с ней только начинает знакомство.

Фантастический подкаст 9
0
523483
Сражаемся со злыми бывшими вместе в Эдгаром Райтом в 122 выпуске «Фантастического подкаста»

Обретайте силу САМОУВАЖЕНИЯ, точите пиксельный меч и заваривайте любой из двух десятков сортов чая Рамоны Флауэрс!

Спецпроекты

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: