«Игра Эндера»
В закрытой школе военные готовят из подростков будущих офицеров космофлота. Вот- вот начнётся война с инопланетной расой жукеров, и Земле нужен гениальный стратег. У вундеркинда Эндера Виггина есть для этой работы все задатки, кроме одного: он ещё не готов убивать.
«Игра Эндера» (Ender’s Game)
Жанр: научная фантастика
Режиссер: Гэвин Худ
В ролях: Эйса Баттерфельд, Бен Кингсли, Харрисон Форд
Премьера: 31 октября 2013
Похоже на: «Большое космическое путешествие», «Последний звёздный боец»

В вечном споре, должна ли экранизация соответствовать оригиналу, Гэвин Худ сделал выбор в пользу книги и не позволил себе значительных отступлений. Он даже отказался от сотрудничества с крупной кинокомпанией, потребовавшей сделать из Эндера крутого истребителя злых пришельцев. Из-за этого деньги на картину пришлось собирать по всему миру. «Это крупнейший независимый фильм в истории» —, хвастается режиссёр.

Но уложить без потерь многостраничный роман Орсона Скотта Карда в два часа Худу не удалось. И не всё из вырезанного можно считать необходимой жертвой. Гэвин сделал ставку на впечатляющий, подробно показанный финал, а подготовку к нему — обучение в Боевой школе, которому посвящена большая часть книги, — сократил до минимума, оставив лишь ключевые события. Из-за этого возникает чувство, будто из середины фильма вырезали минут двадцать подробностей.

Мотивы персонажей, причины их поступков даны лишь в общих чертах. Зрителю, не читавшему книгу, будет трудно понять, почему Эндеру дают командовать армией, почему им восхищаются учителя и товарищи. На экране он выигрывает всего два учебных боя — слишком мало, чтобы убедить нас в гениальности юного стратега. Едва ли дело в жёстких рамках хронометража: «Игра Эндера» идёт меньше двух часов и не кажется затянутой.

Из-за этой спешки остались не раскрыты потенциально интересные герои второго плана. Они превратились в декорации, в массовку при Эндере — убийственно серьёзном и умильно лопоухом Эйсе Баттерфельде. Им дали крайне мало экранного времени. Даже такие важные персонажи, как Боб и Петра, вышли одномерными, а у брата и сестры Виггинов настолько крошечные роли, что без них фильм ничего бы не потерял. Мешает ещё и возраст актёров — все они явно старше своих героев, даже с учётом того, что по сценарию тем прибавили лет.

ENDER'S GAME

К счастью, фильм держится не на одних подростках. Очень живым и проработанным оказался полковник Графф в исполнении Харрисона Форда. Старый, усталый и упрямый вояка, он становится для Эндера не только наставником, но и идейным оппонентом. Именно через эту пару раскрывается та идея, ради сохранения которой Гэвин Худ порвал со студией. Режиссёр сумел перенести в фильм мораль кардовской книги: жизнь ценна во всех её проявлениях, и иногда противника стоит попытаться понять, а не уничтожить.

Истинный конфликт идёт не между людьми и жукерами, а в душе Эндера — между его собственными ценностями и тем, чего от него требует одержимый страхом и ответственностью перед Землёй Графф. И сцена последнего экзамена, в которой этот конфликт достигает высшей точки, — лучшая в фильме, не только самая красочная, но и самая эмоционально напряжённая. Жаль, что такой же остроты нет в сценах из середины, — не хватило и времени, и таланта юных актёров.

ENDER'S GAME

Шёл 2135 год. На экраны вышел 70-й эпизод «Звёздных войн».

Как это часто бывает, лучше всех с работой справились скромные труженики камеры и специальных эффектов. «Игра Эндера» смотрится отлично — и не только из-за футуристических декораций и видов космоса. Постановщик трюков Гаррет Уоррен и акробаты из Cirque du Soleil убедительно изображают невесомость в сценах тренировочных боёв. Оператор Дональд Макэлпайн ловко играет с ракурсами, заставляя нас почувствовать, как в космосе понятия верха и низа теряют смысл.

Что до космических битв, они в «Игре Эндера» на редкость продуманны: звездолёты не только красиво стреляют и взрываются, но и производят тактические манёвры. Все приёмы и навыки, отработанные героями в Боевой школе, находят применение в финальной схватке. И даже грохот взрывов в космосе здесь уместен — ведь мы видим битвы глазами Эндера, а для него это всего лишь игра.

Сила первоисточника творит чудеса: даже в очень сжатом пересказе из «Игры Эндера» вышла красивая и неглупая фантастика. Но если бы режиссёр не пожалел времени на раскрытие персонажей, фильм мог стать гораздо лучше.
Удачно
экранизация, близкая к оригиналу
гуманистическая мораль
операторская работа и спецэффекты
Неудачно
скомканная середина
нераскрытые персонажи
дубляж и перевод
8
ХОРОШО

Читайте также

Статьи

Все фильмы про Алису Селезнёву — от худшего к лучшему
0
11981
Все фильмы про Алису Селезнёву — от худшего к лучшему

Мультфильмы, фильмы и сериалы о девочке из будущего. Угадайте, на каком месте новый?

Читаем книгу «Время пепла» Дэниела Абрахама
0
24471
Читаем книгу «Время пепла» Дэниела Абрахама

Пролог, где описывается один день из жизни города и появляется главная героиня, Алис.

Сериал Fallout: абсолютная экранизация (для тех, кто любит игры от Bethesda) 3
0
67794
Сериал Fallout: абсолютная экранизация (для тех, кто любит игры от Bethesda)

Есть ли к чему придраться, или всё идеально? Пробуем разобраться.

Мария Семёнова «Братья. Книга 3: Завтрашний царь. Том 1». Конец ещё не виден
0
74807
Мария Семёнова «Братья. Книга 3: Завтрашний царь. Том 1». Конец ещё не виден

Славянское фэнтези для матёрых фанатов

Alone in the Dark: запутанное дело спорного перезапуска 34
0
123255
Alone in the Dark: запутанное дело спорного перезапуска

Увлекательный сюжет и затягивающая густая атмосфера нивелируются посредственным техническим исполнением.

«Мир без Стругацких: Межавторская антология». Если бы АБС не было
0
170086
«Мир без Стругацких: Межавторская антология». Если бы АБС не было

Собрание альтернативной литературы

«Падение империи»: политический хоррор из недалёкого будущего
0
173267
«Падение империи»: политический хоррор из недалёкого будущего

Америку раздирает вражда, журналистов убивают, а люди принимают ужасы войны за «фейк ньюс».

Художница Полина Граф: книжные обложки, яркие персонажи и мир фэнтезийной космооперы 9
0
268588
Художница Полина Граф: книжные обложки, яркие персонажи и мир фэнтезийной космооперы

Российская художница — о трудностях создания обложек, любви к писательству и уникальном стиле

Спецпроекты

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: