Человечество на грани вымирания от голода и пыли — люди и посевы гибнут, и на Земле спасения уже не обрести. Но шанс на выживание всё же есть — возможно, на другом краю червоточины, открывшейся около Сатурна, есть мир, пригодный для жизни…

Интерстеллар (Interstellar)

Жанр: космическая фантастика

Режиссёр: Кристофер Нолан

В ролях: Мэттью Макконахи, Энн Хэтэуэй, Уэс Бентли

Премьера в России: 6 ноября 2014 года

Похоже на: «Космическая одиссея 2001 года» (1968), «Голос далекой звезды» (2002), «Пекло» (2007)

Полвека космическая фантастика с роботами, высшим разумом, рассуждениями о жизни человека, его предназначении и историческом пути определялась блистательной «Космической одиссеей» Стэнли Кубрика. Мятежный компьютер HAL 9000, мелодия «Так говорил Заратустра» и черный монолит-параллепипед так укоренились в умах публики, что стали архетипами, которыми наполнен и «Интерстеллар». Тут Ханс Циммер берет знакомую ноту, а вот здесь у нас — робот в форме чёрного параллелепипеда, не доверяющий человеку. Даже расположение червоточины около Сатурна — и то отсылка к Кубрику.

Однако кино у Нолана получилось не только про поиски ответов и высший разум. Оно про отношения между людьми. Этот фокус на личностях позволил Нолану снять интересный, глубокий, эмоциональный и не слишком претенциозный фильм. И — не побоимся этого громкого заявления — наконец-то переплюнуть «Космическую одиссею».

Interstellar Интерстеллар

Хотя фильм про космос, многие важные для героев события произойдут на кукурузном поле. Нет, инопланетяне на них кругов не рисуют!

В центре сюжета — Купер, герой Макконахи, бывший пилот NASA, живущий во времена, когда человечество приблизилось к закату. Буквально парой штрихов Нолан ярко описывает постинформационную эру — эпоху людей, осуждающих потребление. Эпоху экономии, фермеров, голода и пылевых бурь. Одной этой темы хватило бы на десяток фантастических лент, но для Нолана это лишь способ обосновать логику героев, вынудить человечество искать спасение в космосе.

Ради отчаянной попытки спасти свое потомство и человеческий род Куперу придется оставить на Земле детей. Те ещё слишком малы, чтобы осознать важность отцовской миссии и глубину его жертвы. Но пока он будет лететь где-то там, в космосе, они успеют вырасти и переосмыслить все то, что он им сказал напоследок. Потому что из-за временных парадоксов его полет для жителей Земли тянется десятилетиями.

Пейзажи иных планет завораживают.

Пейзажи иных планет завораживают.

Вокруг центральной темы отношений между отцом и детьми, ответственности за будущее, в котором предстоит жить нашим потомкам, формируется целый кокон из других сюжетных и смысловых линий. Призраки, Высший разум из пятимерного измерения, кротовые норы, черные дыры, путешествия на другие планеты, секрет управления гравитацией и любовь — единственную силу, которая на самом деле может спасти человечество… У другого режиссера получился бы винегрет, но Нолану хватило таланта сплести все это в единую и нерушимую структуру. Масштаб замысла завораживает, а от красоты и мастерства его воплощения захватывает дух. Многослойность и метафоричность происходящего вызывает восторг. Особенно интересно наблюдать, как тема отношения детей к отцу, который ушел ради их спасения, плавно перетекает в аллегорию отношений с Богом.

Эмоциональное воздействие фильма получилось неожиданно сильным — боль персонажей ощущаешь буквально физически. Макконахи играет бесподобно, но и другие персонажи на фоне Купера не выглядят безликими статистами. Особенно удались роботы — TARS уникален и по внешнему виду, и по характеру. Нолан сделал его не гротескной машиной, не психопатической карикатурой, а полноценным и незаменимым членом экипажа корабля. Умным, веселым и настолько запоминающимся, что начинаешь воспринимать каждую колонну экстренного вызова из метро как памятник этому прямоугольному герою.

Робот TARS — самый весёлый и остроумный член команды. Хотя по его виду этого не скажешь.

Робот TARS — самый весёлый и остроумный член команды. Хотя по его виду этого не скажешь.

Наверняка концовка фильма вызовет споры. Одни воспримут ее буквально, другие, как и автор этих строк, не будут удовлетворены объяснением, которое дают персонажи. А Нолан, как и по поводу волчка из «Начала», опять промолчит и будет загадочно улыбаться. Но ему можно — потому что он чертов гений, который создал настоящий шедевр кинофантастики.

Великолепный фильм, при работе над которым все — от сценаристов и консультантов до актеров и композитора — выложились на сто процентов. Глубокий и многослойный шедевр, который стоит увидеть каждому.
«Интерстеллар»: настоящий шедевр
УДАЧНО
  • сценарий
  • режиссура
  • актерская игра
НЕУДАЧНО
  • опять не перевели название
10ШЕДЕВР
comments powered by HyperComments
Евгений Пекло
В 2012—2014 — редактор раздела о видеоиграх в МИРФ. Бывший редактор журнала «Лучшие компьютерные игры». Главный редактор «Игромании» с 2016 года.

А ещё у нас есть