История маленькой девочки в большом серьезном мире взрослых. Она живет с мамой, которая старается распланировать всю жизнь дочки по часам, чтобы та смогла поступить в престижный колледж. Казалось бы, ее судьба определена. Но неожиданно девочка знакомится с забавным старичком-авиатором, живущим по соседству. Он рассказывает ей удивительную историю про Маленького принца, которая заставляет девочку задуматься о своей жизни.
The Little Prince
Жанр: сказка
Режиссёр: Марк Осборн
Первоисточник: одноимённая сказка Антуана де Сент-Экзюпери
Роли озвучивали: Рэйчел Макадамс, Пол Радд, Джеймс Франко, Джефф Бриджес
Роли дублировали: Чулпан Хаматова, Сергей Гармаш, Константин Хабенский
Премьера в России: 24 декабря 2015 года
Возрастной рейтинг: 6+
Похоже на:
“Хранитель времени” (2011)
“Крюк” (1963)
“Крупная рыба” (2003)
“Вверх” (2009)

Эти взрослые — очень странный народ. Они почему-то считают, что если книга написана простым языком, а главный герой — ребенок, то это книга для детей. А на совершенно не детские темы, поднятые в произведении, и сложные символы, в частности религиозные, которые и самим-то взрослым расшифровать непросто, они закрывают глаза. Так вот, «Маленький принц» Экзюпери – не детская литература. Если бы его не записали туда по ошибке, Марк Осборн не снял бы этот мультфильм. А нам бы не пришлось мучиться с его разбором.

Экзюпери умудрился вложить в маленький объем текста очень много смысла. Перевести его на язык кино – задача неподъемная. Тем не менее попытка вышла интересная. Первые минут тридцать не отпускает ощущение, что смотришь концептуальную короткометражку, номинированную на «Оскар». Здесь полно интересных образов и неожиданных идей, а текст семидесятилетней давности интегрирован в современные реалии на множестве уровней.

Вот нам показывают город, по форме и расположению улиц напоминающий микросхему. Прекрасный пример математического, серого, выверенного мира – как известно, «взрослые очень любят цифры». Рассуждения про взрослых, подсчет количества фонарщиков и другие цитаты из повести мы часто слышим как обрывки новостей по радио. Дом Авиатора — яркий, наполненный хламом и странными изобретениями, которые противопоставляются выверенной серой технике большого мира. Когда-то изобретательство было делом веселых энтузиастов с верой в светлое будущее, как бы говорят нам авторы, сейчас же все захватил бизнес.

Prince

Таким, наверное, был бы Антуан де Сент-Экзюпери, доживи он до старости.

Главной удачей «Маленького принца» стало воплощение нашего времени и книжного через разные типы анимации. Мир девочки выполнен в современной компьютерной графике, а рассказ авиатора про принца – покадровая анимация, где все сделано из бумаги. Персонажи – куклы из папье-маше, а задники нарисованы на листах и расположены на разных уровнях для создания объема. Ожидаемо, но от того не менее приятно, что авторы использовали рисунки самого Экзюпери. В финале, когда девочка окончательно принимает историю принца, тот тоже становится компьютерным, но сохраняет прежние черты. Круг замыкается.

Отдельно стоит похвалить музыку, поддерживающую настроение сцен. Сначала включается милое и беззаботное ретро, потом музыка интригует и нагнетает сказочную атмосферу, а затем вдруг меняет настрой на мрачный и тревожный. А композиция с фоновым «циферным речитативом», играющая в сцене усердной учебы девочки, достойна Оскара.

Лис и его принц. Пока ещё бумажный.

Лис и его принц. Пока ещё бумажный.

Но красивая картинка и музыкальное сопровождение не искупают целого ряда проблем. Герои вышли симпатичные, но с логикой и моральным обоснованием их поступков есть проблемы (не забываем, фильм позиционируется как детский). Неоднозначно смотрится сама дружба между стариком и девочкой. Мама, конечно, не права, что расписывает жизнь дочери по часам, не давая ей ни минуты на себя. Но получается, если тебя не понимает мама (а так считает почти каждый ребенок), надо уходить от неё к незнакомому дядьке, врать, бросать учёбу? Такие выводы ребенок легко вынесет из сюжета, а найти в нем опровержение сложнее. Хотя оно там и есть.

Есть вопросы и к мотивации самого авиатора. О чем он думал, когда завлекал соседского ребенка в свой мир? Не говоря уже о сцене, когда они катаются на разваливающейся машине, не имея прав. Юмор юмором, но сценаристам стоит задумываться о влиянии придуманных ими эпизодов. Очень характерно, что знаменитая фраза «Мы в ответе за тех, кого приручили» в фильме не звучит.

Дедушка-авиатор любит маленьких девочек. Кто подумал плохое, тому пусть будет стыдно!

Дедушка-авиатор любит маленьких девочек. Кто подумал плохое, тому пусть будет стыдно!

Все эти несуразности вытекают из главной проблемы «Маленького принца»: очень трудно определить его целевую аудиторию. Чтобы угодить зрителям всех возрастов, в Disney и Pixar стараются сбалансировать содержание, а On Animation в погоне за этим просто перегрузили свой фильм. Для детей мультфильм вышел местами чересчур мрачным, со спорными сценами, массой непонятных аллюзий и подтекстов. Для взрослых же фильм слишком сильно разбавили не особо зрелищным, но отвлекающим от размышлений экшеном и детским юмором. К тому же и сюжет книги урезали в угоду цензуре (например, выбросили планету с пьяницей).

Страдает и темпоритм. Во второй половине фильма нам показывают пять сцен, строящихся по одной схеме: интрига, разгон, кульминация, сюжетный твист, облом, повторить. Это как если взять эпизод с мусоросжигателем из «Истории игрушек 3» и распилить его на пять равных частей. Уже на третьей сцене просто устаешь и перестаешь сопереживать.

Отсылка для взрослых: вам не кажется, что этот лис немного... эмм.. упорот?

Отсылка для взрослых: вам не кажется, что этот лис немного… эм-м.. упорот?

Общее впечатление мультфильм при всех своих недочетах оставляет положительное. Он красивый, неглупый, с удачной музыкой. В целом он говорит о правильных вещах – о том, что взрослым становиться надо, просто не стоит забывать своего внутреннего ребенка. Или о том, как подготовить себя к неизменной смерти близкого человека: хотя его больше нет рядом, «смотреть нужно сердцем», и тогда он останется с нами навсегда. А ведь что такое первое столкновение со смертью, как не прощание с детством?

В «Маленьком принце» много хорошего, теплого, уютного и временами глубокомысленного. Но мы неспроста упомянули студию Pixar. Там умеют принимать сложные творческие решения и отказываться от идей, которые в рамках истории не работают. Авторам из On Animation не помешал бы этот навык.

Попытка адаптировать недетскую книгу для детей оказалась неплохой: вышел красочный, добрый мультфильм, со вторым дном и хорошей музыкой. Вот только авторы попытались взвалить на себя слишком много, и результат вышел шероховатым.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Маленький принц: два мультфильма в одном
УДАЧНО
  • сочетание двух анимационных технологий
  • серьезные темы и метафоры
  • музыка
НЕУДАЧНО
  • не вышло угодить и взрослым, и детям
  • неправильный темпоритм
  • дыры в мотивации персонажей
7ДОСТОЙНО
comments powered by HyperComments
Юлий Ким младший
Гик, киноман, эскапист в хорошем смысле слова. Старается не делить кино на попсу и артхаус, а лишь на хорошее и не очень. Обожает то, чем занимается.

А ещё у нас есть