Бэтгёрл гоняется за обаятельным и наглым молодым преступником, параллельно пытаясь разобраться в своих путаных чувствах к Бэтмену. А затем Джокер сбегает из лечебницы Аркхэм и начинает охоту на людей, близких к Тёмному рыцарю.

Графический роман Алана Мура и Брайана Болланда «Убийственная шутка» — одна из лучших историй о Джокере и его вражде с Бэтменом. Когда стало известно, что Warner Bros. намерены экранизировать этот комикс, да еще и с рейтингом «R» и «золотым составом» актеров озвучивания, радости фанатов не было предела. Но некоторые знатоки комиксов уже тогда насторожились.

В этом графическом романе всего пятьдесят страниц, но, как и в прочих творениях Алана Мура, каждый разворот здесь — мозаика из тщательно выверенных кадров, сопровождаемых блестяще написанным текстом. Комикс нужно перелистывать в неспешном темпе, смаковать его, подмечая крохотные, но важные детали. Именно поэтому Алан Мур не любит экранизации своих работ — он считает, что магия комикса исчезнет на экране.

На сей раз так и получилось.

Два мнения о знаменитом комиксе

Coringa[1]

«Убийственная шутка» — это шедевр

Положительное мнение об одном из главных комиксов о Бэтмене от Алана Мура.

The-Killing-Joke[1]

«Убийственная шутка» — переоценена!

Оправдан ли культ вокруг этого комикса? Невосторженное мнение.

02[1]

Кадр, под завязку полный отсылок чуть ли не ко всем воплощениям Джокера на экране

Сюжета комикса не хватило на полнометражный мультфильм. Поэтому анимационная «Убийственная шутка» состоит из двух разных историй, и собственно экранизация новеллы Мура идет второй. А вот первая — почти самостоятельный получасовой фильм про Барбару Гордон, она же Бэтгерл, который можно было выпускать отдельно. Именно этот сегмент создатели попытались по максимуму наполнить кровавым экшеном, чтобы оправдать «взрослый» рейтинг.

Правда, ценность его сомнительна. По динамике и качеству сценария история Бэтгерл не идёт ни в какое сравнение с центральной сюжетной линией.

Понятно, что создатели хотели уделить девушке побольше внимания, заставить зрителя ей сопереживать, ведь в комиксе она страдает едва ли не сильнее всех, пусть и появляется всего в двух сценах. Но способ достижения цели выбран исключительно неудачный. Даже странно, что Брайан Аззарелло, талантливый сценарист, решил действовать так топорно. Видимо, посчитал необходимым четко разграничить свои нововведения и сюжет Мура.

Screen-Shot-2016-07-26-at-11.30.26-AM[1]

Эта сцена уже успела прогреметь на весь интернет и шокировать преданных фанатов Бэтмена

Дополнение про Бэтгерл — это приправа, которая только портит изысканное блюдо. «Убийственная шутка» — история про Бэтмена и Джокера. И ни про кого больше — ни про комиссара Гордона, ни про Барбару, пусть они и важны для сюжета. В центре внимания должны быть отношения двух врагов, у которых оказывается больше общего, чем кажется на первый взгляд. Эта история — кульминация их войны.

А долгое вступление сбивает фокус. Неподготовленный зритель уже не может выкинуть его из головы и мысленно пытается хоть как-то увязать начальные сцены с финальными. И не может. Потому что в историях нет общего мотива, их события не связаны. Первая часть просто лишняя.

Возможно, Брайану Аззарелло и режиссеру Сэму Лью стоило проявить большую смелость. Если бы историю основательно переработали, вместо того чтобы грубо пришивать к ней лишний сегмент, культурная ценность мультфильма сильно повысилась бы. По крайней мере, это уже можно было бы назвать свежим взглядом на сюжет тридцатилетней давности.

Иногда «Убийственная шутка» выдает действительно отличные кадры. Иногда!

Иногда «Убийственная шутка» выдает действительно отличные кадры. Иногда!

Увы, фрагмент о Бэтгерл — единственное, что создатели мультфильма привнесли своего, оригинального. Остальные две трети «Убийственной шутки» — почти покадровый перенос комикса на экран. Так когда-то сделал Зак Снайдер с «Хранителями» того же Мура.

Но у режиссера «Хранителей» были хотя бы восхитительная операторская работа, отличная постановка и дорогие спецэффекты. А The Killing Joke может предложить лишь посредственную анимацию. Трудно поверить, но даже Batman: The Animated Series 1990-х был нарисован лучше. По неизвестной причине экранизация одной из величайших графических новелл оказалась самой скверно нарисованной полнометражкой DC за долгие годы. А бюджет, между прочим, составил внушительные 3,5 миллиона долларов. Это столько же, сколько у лучших мультфильмов по DC — первой части «Возвращения Темного рыцаря» и «Года первого».

Первый мы обозревали:

The Dark Knight Returns

The Dark Knight Returns. Мультфильм

Мультэкранизация знаменитого комикса Фрэнка Миллера.

А порой дешёвая анимация буквально режет глаз

А порой дешёвая анимация буквально режет глаз

Видимо, все ушло на гонорары актёров овзучки, среди которых — Кевин Конрой (неизменный Бэтмен), Тара Стронг (столь же неизменная Бэтгёрл) и, конечно, великолепный Марк Хэмилл, озвучивший Джокера. Для Хэмилла этот мультфильм вообще стал настоящим бенефисом. Ему достались прекрасные монологи, написанные Муром, возможность побыть «адекватным» Джокером во флэшбеках (или псевдофлэшбеках) и даже полноценный музыкальный номер. И пусть годы берут свое и иногда заметно, что звучит персонаж старше, чем выглядит, но хохочет старый джедай все так же жутко и заразительно.

Жаль только, что прекрасные голоса не оттеняет саундтрек. Один из главных плюсов того же «Возвращения Темного рыцаря» — музыка Кристофера Дрейка, создавшего, вероятно, лучшую тему Бэтмена со времен мультсериала 1990-х и отчасти даже перещеголявшего самого Ханса Циммера. А вот «Убийственная шутка», увы, ни одной западающей в душу мелодией похвастаться не может. Хотя грамотное сочетание постановки и звукового сопровождения могло бы заметно оживить работу Мура.

Если мультфильм и стоит посмотреть, то ради песни про безумие в исполнении Марка Хэмилла

Если мультфильм и стоит посмотреть, то ради песни про безумие в исполнении Марка Хэмилла

«Убийственная шутка» — это слишком сильная история, история чтобы ее можно было испортить. При всех недостатках постановки и адаптированного сценария она вполне способна впечатлить тех, кто не читал комикс. Исполнение мультфильма — на среднем уровне, но это экранизация культовой вещи, и мы вправе были ожидать куда большего.

По сети гуляет фанатский ролик, в котором трейлер мультфильма перекрашен в цвета комикса. Такая экранизация была бы куда оригинальнее!

Источник: «Игромания»

comments powered by HyperComments
Дмитрий Шепелёв
Потомственный гик. Внук геймера, сын геймера.

Это интересно

А ещё у нас есть