1983 год. Уже десять лет человечество знает о мутантах. Профессор Ксавье обучает новое поколение в своей школе, Мистик странствует по миру и спасает попавших в беду сородичей, а Магнито ведёт тихую жизнь на польской ферме. У него есть жена, дочка и работа на металлургическом заводе. Но тут могущественный мутант Апокалипсис просыпается после многовековой спячки и решает, что цивилизация за время его отсутствия свернула не туда и нуждается в обнулении.

X-Men: Apocalypse
Жанр: супергеройский боевик
Режиссёр: Брайан Сингер
В ролях: Джеймс Макэвой, Майкл Фассбендер, Дженнифер Лоуренс, Николас Холт
Премьера в России: 19 мая 2016 года
Возрастной рейтинг: 12+

Кажется, Брайан Сингер загнал себя в капкан. В одной из самых забавных сцен «Апокалипсиса» молодые мутанты, выходя с просмотра «Возвращения джедая», отмечают, что третий фильм всегда самый слабый в трилогии. Многие углядели здесь подколку в адрес «Последней битвы», но «Апокалипсис» — тоже финал трилогии, и эти слова справедливы и в его отношении.

Отчасти дело в том, что предыдущие части задали слишком уж высокую планку. Мэтью Вон снял самый стильный фильм франшизы, смешав супергеройское кино с бондианой, а «Дни минувшего будущего» показали самый драматичный и масштабный конфликт за всю историю «Людей Икс». Соответствовать уровню таких предшественников тяжело, но «Апокалипсис» даже не пытается.

Фильм не дотягивает до уровня «Первого класса» и «Дней минувшего будущего»

«Первый класс» должен был стать новой главой саги и представить новый набор главных героев. Но уже в «Днях» Сингер вернул на экраны старую гвардию. «Апокалипсис» пошёл в этом ещё дальше и к молодым Ксавье, Магнито и Мистик добавил совсем юных Циклопа, Джин Грей и Шторм. Само по себе это не плохо, но печалит, что Первому классу не дали раскрыться. Большую его часть убили за кадром ещё до начала «Дней», а до «Апокалипсиса», кроме центральной четвёрки, дотянул и вовсе один Хэвок. Да и его, похоже, сохранили, только чтобы ввести его брата Циклопа.

Beast Havoc

Хэвок и Зверь как были недораскрыты в прошлых фильмах, так и остались

Впрочем, пренебрежение к героям «Первого класса» — меньшая из проблем фильма. Неприятности начинаются, когда пытаешься разобраться в его сюжете.

Сингер явно рассматривал «Апокалипсис» как возможность мягко перезапустить франшизу. «Дни минувшего будущего» уже «починили» расхождения в сюжетах фильмов и обнулили большую часть канона, а теперь режиссёр решил рассказать историю становления ключевых героев, заменив в их биографиях пару деталей. Для этой цели был приглашён Саймон Кинберг, к чьим заслугам можно отнести работу над «Днями минувшего будущего» и «Шерлоком Холмсом» Гая Ричи. Вот только на каждый успех у Саймона найдётся свой провал вроде «Последней битвы» или новой «Фантастической четвёрки». «Апокалипсис» ближе к последним, чем к первым. Сценарий получился очень неровным и распадается на множество слабо связанных сцен.

У нас есть Ксавье с его школой мутантов, которые учатся управлять способностями. Поскольку на этом далеко не уедешь, сюжету требовался плохиш, который нашёлся в лице древнего мутанта Апокалипсиса. На первый взгляд, Эн Саба Нур — идеальный противник для Людей Икс. Самый древний и сильный мутант на Земле, Апокалипсис в ответе за рождение и гибель многих цивилизаций, а теперь он хочет устроить Судный день и нашей.

Ooze Apocalypse

Из-за грима Апокалипсиса ещё до премьеры сравнивали со злодеем из «Могучих рейнджеров» Иваном Уузом

Но в итоге Апокалипсис оказался самым скучным и непроработанным злодеем серии. Этот синий мегаломаньяк хочет обратить в прах большую часть людей — так кем он собрался править? И в чём вообще его план? Отстроить пирамиду в центре Каира?

Мотивы Апокалипсиса могут быть понятнее фанатам комиксов, но тут мы сталкиваемся с проблемой, на которой погорел «Бэтмен против Супермена». В отсылках для фанатов нет ничего плохого, но фильм — это самостоятельный продукт с куда более широкой аудиторией. Он должен быть понятен и тем, кто не читал комиксы. Иначе зачем вообще идти в кино, оригинал-то лучше.

Апокалипсис оказался скучным и непроработанным злодеем

А вопросы к Апокалипсису только начались. Если он такой могущественный, зачем ему четверо Всадников? Почему большую часть фильма они только стоят за плечом начальника и злобно сверкают глазами? И если они важны, может, стоило ответственнее подходить к найму персонала? Ведь трое из четверых помощников Эн Саба Нура — первые попавшиеся мутанты. Единственным обладателем достойного резюме стал Магнито, да и то Апокалипсис явно не прочёл пункт о дружбе с Чарльзом Ксавье.

Кстати, если подручные Апокалипсиса зовутся Всадниками, где их кони?

Кстати, если подручные Апокалипсиса зовутся Всадниками, где их кони?

Вторая проблема сценария — он хватается за самые очевидные и банальные сюжетные ходы. Магнито отошёл от дел? Пусть он всё потеряет и с горя запишется в палачи. Нужно впихнуть Росомаху? Введём целую сюжетную ветку с одной лишь целью — показать полуголого Хью Джекмана (который, надо признать, здесь весьма неплох). И так далее. Стоит ли удивляться, что «Апокалипсис» не дотягивает до своего амбициозного названия, а битва за судьбу мира оборачивается просто дракой на каирских улицах.

И при всей заявленной заботе команды Ксавье о простых людях героев они вообще не волнуют. Как, похоже, и самого Сингера.Незнамо кто телепатически связался со всем населением Земли, анонсировал Судный день и провёл эффектную операцию по ядерному разоружению. Что об этом думают мировые лидеры, есть ли паника среди населения, как это повлияет на Холодную войну? Да кого это волнует? Уж точно не режиссёра. В этом фильме люди — статисты в разборках сверхлюдей, безликое зло, необходимое для одних сюжетных ходов, и пушечное мясо для других.

3003769-xmen_apocalypse_5_1[1]

Если подумать, Апокалипсис упустил отличный шанс устроить Судный день сразу

Кстати, о Холодной войне. Действие «Апокалипсиса» происходит в начале восьмидесятых, но с тем же успехом могло разворачиваться когда угодно. Если два предыдущих фильма радовали атмосферой шестидесятых и семидесятых, то здесь ссылки на эпоху ограничены парой песен, вывеской «Возвращения джедая» и заставкой «Рыцаря дорог» по телевизору.

К тому же Ксавье и Магнито в пятьдесят выглядят так же, как в тридцать. Это можно списать на мутации, но тогда выходит, что они двадцать лет не старели, а за следующие пятнадцать превратились в Патрика Стюарта и Йена Маккеллена.

Тут есть несколько очень зрелищных сцен

Впрочем, не стоит думать, что в «Апокалипсисе» всё совсем плохо. В фильме есть несколько по-настоящему зрелищных моментов, таких как очередная сцена со Ртутью и замедлением времени. По сути, среброволосый мутант один в один повторяет свой коронный трюк из «Дней минувшего будущего», только ещё масштабнее, ярче и веселее. Да и финальная битва пусть и не выглядит как сражение за судьбы мира, но радует весьма оригинальной сценой с дракой Ксавье и Апокалипсиса в сознании Профессора.

quicksilver

Ртуть умеет делать только один трюк, зато хорошо

К тому же фильм подкупает актёрской игрой. Макэвой и Фассбендер продолжают эксплуатировать «экранную химию», образовавшуюся между ними ещё в «Первом классе». Эван Питерс снова участвует в самой запоминающейся сцене фильма, да и остальная молодёжь не теряется на общем фоне. А вот про Оскара Айзека и сказать нечего: под гримом Апокалипсиса мог скрываться кто угодно.

Затянутый эпос без оригинальных идей, выезжающий исключительно на актёрах и паре зрелищных сцен. Пожалуй, Сингеру пора передавать «Людей Икс» в более надёжные руки.
Кажется, кастинг в «Апокалипсис» проходил так: ваш персонаж синего цвета? Принят!

Кажется, кастинг в «Апокалипсис» проходил так: ваш персонаж синего цвета? Принят!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

«Люди Икс: Апокалипсис»: актёры молодцы, сценарист — нет
УДАЧНО:
  • актёрская игра
  • экранная химия между Ксавье и Магнито
  • Ртуть
НЕУДАЧНО
  • слабо проработанный сюжет
  • неубедительный главный злодей
  • перебор с компьютерной графикой
6НЕПЛОХО
comments powered by HyperComments
Алексей Ионов
Постоянный автор МИРФ, журналист, переводчик, издатель, админ крупнейшего в России сайта по «Звёздным войнам».

А ещё у нас есть