Doctor Strange
Жанр: супергеройское фэнтези
Режиссёр: Стивен Дерриксон
В ролях: Бенедикт Камбербэтч, Мадс Миккелсен, Тильда Суинтон
Премьера в России: 31 октября 2016 года
Возрастной рейтинг: 16+
Похоже на:
«Аватар: Легенда об Аанге» (2005–2008)
«Железный человек» (2008)
Студия Marvel редко выходит за рамки супергеройского жанра, но когда выходит, делает это с шиком. Marvel будто задались целью исполнить заветные фанатские мечты. Взять «Стражей галактики»: вы мечтали о космоопере с душевностью «Светлячка» и зрелищностью «Звёздных войн»? Получите.
Ну а «Доктор Стрэндж» — это фэнтези, «низкое», или «городское», если угодно. Чего нам не хватало в этом жанре? Чтобы незримый магический мир не сводился к унылому вампирятнику. Чтобы магия творила чудеса и потрясала воображение, а не ограничивалась перестрелками на молниях из палочки.
Эти запросы «Стрэндж» выполняет на все сто. В нём самая мощная и проработанная магия со времён, пожалуй, «Легенды об Аанге». У неё есть своя система, логика и индивидуальность. В «Аанге» чародеи «гнули» стихии, а в «Стрэндже» — пространство и время. Маги умеют переключать притяжение, чтобы ходить по стенам. Они изобретательно используют порталы — порой врага проще не убить, а телепортировать куда-нибудь в Сахару. Они вертят время взад-вперёд для отдельных предметов и даже людей.
А ещё магия здесь безумно круто выглядит. Казалось бы, спецэффектами в наши дни удивить невозможно, но «Стрэнджу» благодаря буйной фантазии художников это удаётся. Параллельные измерения, в которые заносит героя, — это настоящее торжество сюрреализма. Мир вокруг превращается то в четырёхмерный кошмар с картин Мориса Эшера, то в плывущую гибкую реальность сна из «Начала», то в дурной галлюциногенный трип, где на ваших руках растут руки, на которых растут руки. Доктор Стрэндж был придуман во времена психоделической революции, и фильм отлично это передаёт.
Вселенная Стрэнджа напоминает галлюциногенный трип
Нельзя сказать, чтобы «Стрэндж» совсем выпадал из супергеройской киновселенной. Здесь всё тот же фирменный марвеловский юмор (хотя его и меньше, чем обычно), да и сюжет построен по тем же лекалам. Но, как и «Стражи», «Стрэндж» держится особняком, причём дело не только в жанре. Кабы не мимолётное упоминание Мстителей и сцена после титров, можно было бы подумать, что доктор обитает в какой-то другой вселенной. Иначе почему он так упорно не верит в чудеса? Давно новости не смотрел? Давеча Нью-Йорк разгромили твари из параллельного мира, а Лондон — тёмные эльфы.
Это не претензия — возможно, создатели киновселенной правы, что не сильно увязывают фильмы. Ведь лучшие их работы — это именно такие «отдельно стоящие» картины. «Стрэндж» в этом плане напоминает «Железного человека»: будучи одним из первых фильмов киновселенной, он ни на что не равнялся и был полностью самостоятельным кино. Есть сходство и между их героями. Старк и Стрэндж — ироничные, циничные и самовлюблённые, но умные и способные учиться на своих ошибках.
После фильма понимаешь, почему студия охотилась именно за Камбербэтчем. Бенедикт — такое же точное попадание в роль Стрэнджа, как Дауни-младший — в роль Тони Старка. Ради одного Камбербэтча стоит посмотреть «Доктора» — просто чтобы увидеть, как его герой обменивается подколками с коллегами по медицине, коллегами по магии и злодеями; как он дрессирует свой летающий плащ и учит всех называть его «доктор». Умеют всё-таки в Marvel находить харизматичных актёров и строить вокруг них фильм! При этом в копию Старка, шута и балагура, доктор не превратился — он куда более трагический персонаж, и драматических сцен ему досталось не меньше, чем комедийных.
Умеют Marvel находить харизматичных актёров!
Недостатки «Стрэнджа» тоже типично марвеловские. За фэнтезийной мишурой скрывается стандартная история о становлении супергероя, который за два часа овладевает способностями и спасает Землю от вселенской угрозы. И эта угроза, как всегда, самое слабое звено картины.
На первый взгляд, Кецилий вышел получше, чем средний антагонист Marvel, и уж точно лучше унылых злодеев «Тора 2» и «Стражей». У него есть более-менее внятные мотивы, он способен их изложить и даже заронить сомнение в души героев. К тому же играет его прирождённый кинозлодей Мадс Миккелсен — что может быть лучше борьбы Шерлока и Ганнибала?
Но к финалу оказывается, что этот могучий волшебник — болван, не знающий толком, кому он служит. А финальный босс целиком состоит из графики и побеждается за несколько минут — хотя, надо признать, оригинальным способом.
Злодей, как всегда, самое слабое звено картины
Такими же словами можно описать и весь фильм: оригинально, красиво, но поспешно. Поначалу «Стрэндж» берёт плавный темп и долго знакомит нас с жизнью доктора до «прозрения». Но затем события развиваются стремительными рывками и почти налезают друг на друга. Вчера ещё Стрэндж не верил в магию, а сегодня он уже чародей 80-го уровня. Только что он был против насилия — и вот уже дерётся насмерть. А в финальной битве он применяет заклинания, от которых хочется воскликнуть: «Что ж ты раньше так людей не спасал?!»
Чувствуется, что истории и размашистому миру Стрэнджа тесно в рамках одной картины. За два часа доктор проходит путь, на который Гарри Поттеру потребовалось восемь фильмов, а Аангу — три сезона. Сюжет вроде и закончен, но продолжение хочется получить немедленно: столько в этом мире ещё недораскрыто.
Магия «Стрэнджа» так привлекательна, что это порождает проблему идейного характера. Скептицизм доктора, не верящего в незримый мир, показан как слабость. Древняя в исполнении Тильды Суинтон несёт околесицу о «духе, лечащем плоть» — и оказывается всемогущей там, где сыплющие терминами врачи бессильны. Магия сильнее науки — и это не очень-то полезный посыл. В мире Стрэнджа всё так и есть, но в нашем мире это, увы, может подтолкнуть лишь к неверию в нормальную медицину и поискам «просветления» у шарлатанов.
К счастью, сам Стрэндж служит скорее положительным примером. Он не утратил учёного ума, овладев магией, и доказал, что к иррациональной суперсиле должны прилагаться мозги. Интеллект Шерлока, сарказм Старка и способности Аанга — это поистине убийственное сочетание. Возможно, Marvel нашли своего будущего самого популярного героя. По крайней мере, теперь, если Дауни-младший уйдёт из киновселенной или потребует непомерных гонораров, его есть кем заменить.
Награда МИРФ: Супергеройский фильм года
Фантастика-2016: 10 лучших фильмов года
Всё, что нас удивило, восхитило и порадовало в мире кинофантастики за последний год.