О том, что такое опенинги и почему эти короткие заставки так важны для сериалов, мы рассказали в прошлый раз. Вспомнили мы и лучшие опенинги игровых фантастических сериалов, оставив мультфильмы на потом. Отчасти это было сделано потому, что в одну десятку всё и сразу попросту не влезло бы и пришлось бы отмести очень много достойных претендентов. Но есть такому разделению и другая причина.

В анимации звук изначально играет куда большую роль, чем в игровом кино. Если посредственный фильм может вытянуть талантливый и обаятельный актёр, то с мультиком такой финт вряд ли пройдёт. Самые крутые графические технологии не могут полностью передать атмосферу сцены и все нюансы настроения персонажа, поэтому актёрам озвучания приходится переигрывать, чтобы сделать своих героев более живыми, а композиторам — прикладывать втрое больше усилий, чтобы их музыка не только соответствовала видеоряду, но и дополняла его. Мультфильмы в основном ориентированы на детей и подростков, так что в их заставках гораздо чаще звучат весёлые прилипчивые мелодии — чтобы ребёнок ни в коем случае не забыл песенку из любимого мультика.

Возможно, сегодняшняя подборка несколько старомодна. Тут уж ничего не поделать — говоря о мультфильмах, большинство людей вспоминают своё детство, в котором солнышко светило ярче, трава была зеленее, мультики — добрее, а музыка в них — красивее. К тому же выбор современных шедевров не очень велик. Из-за того, что дети нынче предпочитают телевидению игры на планшетах, на Западе стали снимать меньше анимационных сериалов. В Японии же свежее аниме хоть и выходит с завидным постоянством, но далеко не всегда может похвастаться действительно хорошими заставками. То ли дело девяностые с их смелыми концепциями и действительно талантливыми звёздами.

10. «ПРИЗРАК В ДОСПЕХАХ: СИНДРОМ ОДИНОЧКИ» (2002–2003),
ОРИГА, ЙОКО КАННО

Открывает наш хит-парад заставка не только фантастическая, но и патриотическая. Композицию, звучащую в телевизионном приквеле к классике киберпанка, исполнила наша бывшая соотечественница Ольга Яковлева, более известная как Орига. Проникновенный трек Inner Universe, написанный на смеси латыни, английского и русского, отлично отражает сложную структуру мира будущего, где реальное неразрывно сплелось с виртуальным, и неоднозначную природу главной героини сериала Мотоко Кусанаги — киборга с человеческой душой. В крайне динамичном и красивом трёхмерном видеоряде опенинга авторы сериала тоже постарались ничего не упустить. Перед зрителем предстают детские воспоминания майора Кусанаги, панорамы футуристического мегаполиса и целый парад фантастической техники, участвующей в перестрелке.

9. «ФУТУРАМА» (1999–2013),
КРИСТОФЕР ТИНГ

Продюсер «Симпсонов» и «Футурамы» Мэтт Гроунинг не только создал два культовых сериала, но и наделил их запоминающимися заставками. Краткость — сестра таланта, так что неудивительно, что в шестнадцать секунд у авторов сериала поместилось всё: несколько ненавязчивых шуток, панорама футуристического Нового Нью-Йорка, полёт космического корабля… Даже персонажей хоть мельком, но показали. С музыкой тоже мудрствовать не стали: всё равно в такой скромный хронометраж целую песню не уместишь. Но лёгкая электронная мелодия опенинга оказалась приятной на слух и достаточно узнаваемой, чтобы сериал вспоминали, услышав лишь первые несколько нот.

8. «ЛЮДИ ИКС» (1992–1997),
ШУКИ ЛЕВИ

Авторы открывающей заставки к «Людям Икс» наглядно показали, что для создания крутого произведения не обязательно изобретать велосипед — достаточно сделать упор на качество. Их опенинг предельно каноничен: подопечные профессора Ксавье пролетают мимо логотипа сериала, демонстрируют свои необыкновенные способности, сталкиваются с врагами, а в финале собираются, видимо, на финальную битву с Магнето и его свитой. Ничего нового ни в таком видеоряде, ни в дополняющей его пафосной композиции нет, но именно своей простотой и ничем не замутнённой динамикой опенинг и цепляет. Он показывает супергероев во всей красе, а именно ради них зрители и смотрят подобные шоу.

7. «ВТОРЖЕНИЕ ТИТАНОВ» (2013),
LINKED HORIZON

Одни считают «Вторжение титанов» настоящим шедевром, другие — чрезмерно пафосным трэшем, которому просто посчастливилось занять пустующую жанровую нишу. Но в одном и фанаты, и критики сериала наверняка согласятся: музыка в нём отменная. Особенно это касается открывающей заставки. Пафосная песня с хоровыми напевами на немецком, повествующая о необходимости сражаться за жизнь и свободу, прямо-таки агитирует зрителя записаться добровольцем в противостоящий титанам отряд. Персонажи сериала ещё сильнее вдохновляют на подвиги: под бодрую рок-мелодию местные парни и девчонки лихо взмывают над крышами города и кромсают чудовищ. Впрочем, проскальзывают на лицах героев и ужас, и обречённость: как бы талантливы они ни были, многие из них не вернутся из боя.

6. «БЭТМЕН» (1992–1995),
ДЭННИ ЭЛЬФМАН

Опенинг телесериала о Бэтмене начала девяностых примечателен тем, что это не просто нарезка из кадров, а отдельная анимированная история. За отведённую на заставку минуту Бэтмен успевает сразиться с бандой грабителей, поймать их и передать полиции, а после взлететь на вершину небоскрёба и оттуда продолжить следить за порядком в родном Готэме. При этом история отнюдь не выглядит скомканной. В одну минуту уместились сцены погонь и перестрелок, крупные планы героя и злодеев и демонстрация таких атрибутов Бэтмена, как бэтмобиль и бэтаранг. Всё это сопровождает переработка знаменитой темы Дэнни Эльфмана, написанной для снятого Тимом Бёртоном фильма «Бэтмен» (1989). А на тот момент эта мелодия уже была классикой.

5. «РУБАКИ NEXT» (1996),
МЭГУМИ ХАЯСИБАРА, ХИДЕТОСИ САТО

Хотя «Рубаки» вошли в историю как эталонная фэнтезийная комедия, искренне серьёзных и драматичных моментов в сериале тоже хватало. Опенинг второго сезона идеально передаёт дух приключений героев, которые могут спасти мир, а могут и просто подурачиться. Как в серьёзном фэнтези, на экране мелькают фигуры героев, карта континента, магические символы и скрещённые клинки. Но то у персонажей вместо огненных шаров в руках появляется еда, то выражения лиц у них оказываются не самыми одухотворёнными. Сразу понятно, что приключения героев ждут, может, и великие, но не всегда серьёзные. Сопровождает видеоряд песня в исполнении талантливой певицы Мегуми Хаясибары. Она же озвучила и главную героиню «Рубак» Лину Инверс. Так что можно считать, будто песню в начале каждого эпизода запевает сама рыжеволосая колдунья.

4. «ЧЕРЕПАШКИ-НИНДЗЯ» (1987–1996),
ЧАК ЛОРРИ

Метаморфоза черепашек-ниндзя удивительна не только тем, что из безобидных рептилий они превратились в супергероев. Задуманы эти странные персонажи были как злая пародия на супергероев, однако популярными стали именно как персонажи детского сериала. Опенинг последнего полюбился и детям, и взрослым. Забавную энергичную песенку, воспевающую героев, их приключения и непомерную крутизну, здесь то и дело комментируют сами черепашки, то подтверждая услышанное, то дополняя, то просто усмехаясь в ответ. Видеоряд заставки полон экшена и юмора. В нём черепашки дерутся, ездят на крутых машинах, едят пиццу и тусуются — в общем, делают всё, чтобы стать для юного зрителя своими в доску.

3. «УТИНЫЕ ИСТОРИИ» (1987–1990),
МАРК МЮЛЛЕР

При написании открывающей мелодии к «Утиным историям» Марк Мюллер воспользовался золотым правилом, гласящим, что произведения для детей надо создавать так же, как и для взрослых, только лучше. Результатом его стараний стала энергичная и запоминающаяся песня, под которую герои сериала ищут приключения на свою голову в древней гробнице, в джунглях и даже в открытом космосе. Утки не боятся ни преступников, ни мумий, ни даже пришельцев и заражают своей смелостью и любознательностью маленького зрителя. Вообще, диснеевские мультсериалы конца восьмидесятых — начала девяностых нередко могли похвастаться отличной музыкой, поэтому рядом с «Утиными историями» достойны стоять и «Чёрный плащ», и «Чип и Дейл», и «Аладдин» со товарищи.

2. «ЕВАНГЕЛИОН НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ» (1995–1996),
ЙОКО ТАКАХАСИ, СИРО САГИСУ

В своё время «Евангелион» перевернул с ног на голову не только жанр меха, но и всю аниме-индустрию. В один сериал уместились и фантастический экшен, и подростковый юмор, и взрослая драма, и психологические вопросы пополам с философскими. Уже опенинг предупреждает: это вам не «Трансформеры» с хорошими роботами, побеждающими плохих. Под светлую песенку, напеваемую красивым женским голосом, на экране мелькают каббалистические символы, портреты героев и их боевых машин, батальные сцены, карандашные наброски и совсем уж психоделические кадры. Зрелище, как и сам сериал, не для слабых духом.

1. «КОВБОЙ БИБОП» (1998–1999),
ЙОКО КАННО

Закономерно, что у сериала, в названии которого фигурирует один из стилей джаза, должна быть недурная звуковая дорожка. Однако опенинг «Ковбоя Бибопа» превосходит все возможные ожидания. Легендарный космический вестерн открывает роскошная джазовая композиция, сопровождаемая видеорядом, напоминающим о старых шпионских фильмах. На экране в минималистичном дизайне показываются космические корабли, стреляющие пистолеты и, конечно, герои. Цвета сменяют друг друга, экран изящно делится на части, в каждой из которых происходит что-то своё. Выглядит заставка невероятно стильно. И по ней невозможно догадаться, что сейчас начнётся новая серия аниме. Впрочем, это неудивительно: «Ковбой Бибоп» далёк от стереотипов о «мультиках про девочек с большими глазами».

Почётное упоминание

«Сэйлор Мун» (1992–1993)

Первые в истории аниме юные волшебницы, вставшие на защиту Земли от сил зла, стали идолами не одного поколения девчонок. Полюбился зрительницам и опенинг сериала, с романтичной песенкой, сердечками, розочками и прочей девчачьей атрибутикой, в окружении которой героини тем не менее смотрелись не наивными дурочками, а целеустремлёнными воительницами.

«Трансформеры» (1984–1987)

Опенинг сериала о трансформерах можно считать синонимом слова «экшен». Его создатели не потратили даром ни одной секунды, отведённой на заставку. В ней инопланетные роботы постоянно летают, трансформируются, стреляют и дерутся друг с другом врукопашную. Ну а текст задорной песенки, сопровождающей это действо, обязательно всплывёт в голове мальчишки, зашедшего в магазин игрушек. Там он вспомнит, что перед ним не какие-нибудь машинки, а «трансформеры, роботы под прикрытием», и непременно захочет получить такое чудо техники себе в распоряжение.

«Покемон» (1997–2002)

Оригинальный японский опенинг «Покемонов» за полторы минуты успевал рассказать историю отважного молодого человека, который покинул отчий дом и отправился на поиски своей судьбы. Но за пределами Японии сериал шёл с более короткой заставкой, которая сопровождалась запоминающейся песней. Gotta Catch ‘em All стала популярным материалом для всевозможных ремиксов и перепевок — найти её можно хоть в металлической, хоть в симфонической обработке.

comments powered by HyperComments
Ксения Аташева
Постоянный автор МИРФ, любитель японской культуры, коллекционер фигурок.

Это интересно

А ещё у нас есть