Российский концертный промоушен, подобно российской экономике, находится в глубоком кризисе. Год за годом в нашу страну приезжают с гастролями одни и те же музыканты: либо исписавшиеся суперзвезды прошлого (Guano Apes, Limp Bizkit, весь классический рок), либо суперзвёзды прошлого и настоящего (Muse, Depeche Mode, Placebo, 30 Seconds to Mars), либо субкультурные кумиры нескольких поколений (De/Vision, Paradise Lost). Одни и те же. Молодым перспективным музыкантам в большинстве своём въезд в нашу страну заказан. Крупнейшие промоутеры в свете валютных скачков не хотят рисковать и предпочитают включать Россию в турне одних и тех же исполнителей с гарантированной аудиторией — героев MTV и субкультур.

Однако сейчас статистика начала показывать, что подобный курс не всегда самый эффективный. Главным опровержением стали первые российские гастроли сразу четырёх героев новоиспечённого жанра ретросинтвейв: Perturbator, Carpenter Brut, Dance with the Dead и Gost. Последние двое только собираются посетить Россию в этом году, а Perturbator и Carpenter Brut уже успел собрать неожиданные аншлаги в Москве и Санкт-Петербурге. Даже не раз приезжавшие к нам электро-рокеры Combichrist с эксклюзивным сетом не смогли тягаться с Perturbator — как по наполненности концертной площадки, так и по энергетике (в том числе по безумию в мош-пите).

После тёплого приёма Perturbator хочется надеяться, что выступления Carpenter Brut, Dance with the Dead и Gost тоже соберут полные залы и что затем Россию начнут посещать молодые и перспективные музыканты прочих направлений. Ведь сейчас меломану доступны все пластинки мира — и это значит, что каждый талантливый исполнитель может рассчитывать на поддержку публики. А публика в России, как замечают многие музыканты, прохладно встречать не умеет.

Диско. Зомби. Италия

Ретросинтвейв (иногда его называют синтвейв или ретровейв) — это музыка, появившаяся благодаря ностальгии поколений конца семидесятых — начала девяностых по годам юности. Для многих представителей этих поколений детство прочно связано с остросюжетной и зачастую грайндхаусной кинофантастикой — от классики вроде «Парня и его пса» (1975) и блокбастеров уровня «Робота-полицейского» (1987) до итальянского джалло и пародий в духе «Клоунов-убийц из космоса» (1988). Огромная популярность киношного трэша в конце прошлого века захлестнула весь мир. Он сильно повлиял на вкусы молодёжи и стал популярным предметом обсуждений в школах, колледжах и университетах («Ты видел новый «Кошмар на улице Вязов»? Там такое убийство — это просто нечто»). Жанровые хиты будоражили молодых людей гротескными рукотворными чудищами, адреналиновым экшеном, яркими фантастическими концепциями и запретными эротическими сценами. Всё это стало настоящим символом непокорности родительским запретам. Сейчас, в эпоху семейного кино и глянцевых блокбастеров с возрастным рейтингом 12+, обзаводящиеся семьёй киноманы успели порядком соскучиться по здоровому кинобезумию и«старому доброму ультранасилию». Именно подобными ностальгическими чувствами, пожалуй, можно объяснить популярность нового «Безумного Макса» и ретросинтвейва.

Драйв

Новое музыкальное направление начало массово развиваться в начале 2010-х во Франции, где многочисленные андерграундные диджеи стали экспериментировать с минималистичным монотонным электронным звучанием «под аналоговую электронику», свойственным грайдхаусной кинофантастике. Ретро и дух восьмидесятых возвращались в моду, а поп-культура подтолкнула вперёд ещё не оформившийся как жанр ретросинтвейв. Сначала знаменитый французский дуэт Daft Punk записал экспериментальный саундтрек к сиквелу «Трона», сингл с которого — Derezzed — стал первым жанровым хитом мирового уровня, а затем их соотечественник M83 выпустил дискотечную бомбу Midnight City со всемирно известным паранормальным видеоклипом.

Главным же толчком в формировании андеграундного ретросинтвейва стало кино, а точнее, один фильм — не имеющий ничего общего с фантастикой триллер «Драйв» (2011). режиссёра Николаса Виндинга Рёфна. Образ одинокого мстителя, разъезжающего по ночному мегаполису под медленную электронную музыку, стал настоящим символом жанра, а саундтрек к фильму с суперхитом Nightcall француза Kavinsky — главным ориентиром. Рёфн и исполнитель главной роли Райан Гослинг вряд ли ожидали, что их авторский триллер породит новое музыкальное течение.

Ретросинтвейв — это безумный ремикс «Тэцуо» и «Спасателей Малибу», встреча «Рыцаря дорог» с «Рэмбо», тесное переплетение Кубрика с эксплуатейшеном.

Hotline Miami

После выхода «Драйва» всё большое и больше музыкантов разных направлений, от блэк-метала до хауса, стали проникаться ретросинтвейвом. Многих из них объединил независимый игровой проект Hotline Miami, в саундтрек которого вошли знаковые жанровые композиции от малоизвестных композиторов и музыкантов, скрывающихся под таинственными именами. Игра представляла собой безумный боевик, выполненный в ретро-стилистике, — и именно этим он расположил к себе критиков и игроков. Под ритмичную электронную музыку альтер-эго игрока надевал маску, брал автомат, выходил на улицы Майами и начинал отстреливать бандитов. Ретросинтвейв задавал этому безумию ритм и создавал непередаваемую атмосферу, играющую на ностальгических чувствах и тяге к киношной жестокости. Вышедший в 2015 году сиквел Hotline Miami стал логическим продолжением, а группу ретросинтвейверов в саунтреке пополнили новые имена. Можно сказать, что в этот момент жанр окончательно сформировался.

 

Kung Fury

Так что же такой ретросинтвейв? В первую очередь ритмичная электронная музыка в духе диско и синтипопа восьмидесятых, которая не могла быть написана в эти самые восьмидесятые в силу простоты синтезаторов, компьютеров и прочих устройств. Ретросинтвейв пишется, как правило, одним человеком на мощном современном компьютере с использованием множества программных примочек. Иногда в музыку добавляются традиционные инструменты — от тех же синтезаторов до гитары и ударных. Результат — гротескная стилистика кровавого Майами восьмидесятых, безумный ремикс «Тэцуо» и «Спасателей Малибу», встреча «Рыцаря дорог» с «Рэмбо», тесное переплетение Кубрика с эксплуатейшеном — продолжать можно бесконечно. Иногда ретросинтвейв называют пост-роком от мира танцевальной электроники, иногда — злобной версией творчества The Chemical Brothers. С каждым новым релизом ретросинтвейв продолжает развиваться — он становится вычурнее и сложнее. Добавляются вокал, элементы других жанров, музыканты выходят из-за своих компьютеров и начинают давать живые концерты. Ловите момент — сейчас мы становимся свидетелями становления нового жанра, за которым, возможно, будущее электронной музыки.

C чего начать?

PerturbatorCarpenter BrutGunship

Perturbator
Dangerous Days

Perturbator — Dangerous Days
Самый известный и самый знаковый альбом ретросинтвейва, который открыл жанр многим слушателям, далёким от мира видеоигр и кино. Свой агрессивностью он угодил металлистам (что не удивительно, учитывая блэк-металическое прошлое исполнителя), а мелодичностью — электронщикам. Если вы хотите познакомиться с жанром — начинайте с Dangerous Days. И не обращайте внимания на обложку — это единственный неудачный элемент в альбоме.

Carpenter Brut
Trilogy

Carpenter Brut — Trilogy
Если Perturbator — бунтарь Квентин Тарантино от музыки, то Carpenter Brut — мудрый и расчётливый Джон Карпентер. Музыка Carpenter Brut технически сложнее и изобретательнее, чем у большинства других жанровых исполнителей, а живые выступления напоминают самые драйвовые рок-концерты. Trilogy — это вычурный, мрачный, технически совершенный, но при этом невероятно энергичный инструментальный альбом. На сегодняшний день, пожалуй, лучший в жанре.

Gunship
Gunship

Gunship
Горячая новинка 2015 года и лучший ретросинтвейв для тех, кто любит подпевать (наряду с творчеством группы Dead Astronauts). Треки дебютного альбома насыщены вокальными партиями — мужскими и женскими. В отличие от Perturbator и Carpenter Brut, это не агрессивная грайндхаус-музыка, а скорее мечтательный саундтрек к мейнстримовой фантастике, с гигантскими ночными мегаполисами и неоновыми вывесками. Идеальный выбор для тех, кто любит более попсовую музыку.

comments powered by HyperComments
Александр Киселёв
Главный редактор издательства настольных игр Hobby World. Начал карьеру в журнале «Мир фантастики», выпускал ежемесячный журнал о кино для сети кинотеатров «Формула Кино» и редактировал первое издание комикса «Скотт Пилигримм».

Это интересно

А ещё у нас есть