Vocaloid: поющая программа 4

Современные технологии не только упрощают работу профессионалам, но и делают создание музыки доступным для всех. Нет больше необходимости иметь огромную студию с живыми инструментами — их можно заменить библиотеками сэмплов. Не нужно обладать сильным голосом — можно обработать его на компьютере или вовсе заменить всё теми же сэмплами. Можно и клип снять с вымышленными персонажами, как делали Gorillaz или Глюк’oZа. Фантазии, мастерства и специального софта достаточно, чтобы создать виртуальную звезду с миллионами поклонников.

И, как бы фантастично это ни звучало, виртуальные идолы с синтезированными голосами и внешностью уже начали появляться и даже дают концерты. Голографическая девочка Мику с зелёными волосами до пола и нечеловечески высоким голоском бодро танцует и кокетливо подмигивает зрителям, возвещая пришествие новой эры. Эры искусственных звёзд и почивших кумиров, воскрешённых при помощи всесильных компьютеров. Культурная революция надвигается с Востока, из Японии, прославившейся своими безумными изобретениями. Хочется верить, что это только начало и благодаря Мику и её собратьям мы увидим выступление виртуальной звезды вроде Шэрон Эппл из аниме «Макросс плюс» задолго до колонизации далёких планет и встречи с кровожадными пришельцами. Ну а пока светлое будущее не наступило, можно начать знакомство с культурным феноменом под названием Vocaloid.

* * *

Триумфальное шествие виртуальных идолов по миру началось в далёком двухтысячном году, когда студенты барселонского университета имени Помпеу Фабра при поддержке корпорации Yamaha начали разрабатывать программу синтеза речи. Так появилась программа Vocaloid, которая имитирует голос поющего человека на основе заданных мелодии и текста, с богатыми возможностями настройки и наложения эффектов. Первая версия программы увидела свет в 2004 году вместе с пятью библиотеками голосов (две на японском языке и три на английском). Vocaloid позиционировался как софт для профессионального применения и в этом плане оказался вполне успешен. Например, программу использовал Майк Олфилд при создании альбома Light + Shade.

Голос вокалоида первого поколения Мириам

В 2007 году вышла вторая, доработанная версия Vocaloid. Поменялся не только интерфейс программы, но и сама её концепция. Японские издатели решили соригинальничать и создать для записанного голоса завершённый образ. Так появился первый вокалоид второго поколения с лицом и характером — шестнадцатилетняя девочка-андроид Хацунэ Мику из недалёкого будущего, где все песни утеряны и забыты. Над внешностью Мику дизайнеры корпели больше месяца, остановившись в итоге на цветах интерфейса программы и синтезаторов компании Yamaha. Голос Мику подарила не особо известная актриса озвучивания Саки Фудзита, но звучит он не слишком правдоподобно — уж слишком легко виртуальная певица берёт высокие ноты.

Vocaloid

Вот так выглядят внутренности вокалоида. В конечном итоге это всего-навсего программа

Программа стала популярна среди японских музыкальных энтузиастов и художников. В том же году состоялся первый конвент поклонников Vocaloid, где фанаты могли поделиться друг с другом собственноручно созданными песнями, картинами и комиксами. Японский Amazon стал продавать композиции, спетые вокалоидами, вышла официальная манга. Но истинную популярность Мику принёс японский видеосервис Nico Nico Douga. Фанаты начали снимать клипы на популярные песни, осваивать трёхмерную графику, делать ремиксы. Римейк «Як цуп цопа» с Мику в главной роли по популярности догнал оригинальное видео с героиней Bleach. За роликом последовали видеоигры с Мику, камео в аниме, выпуск фигурок и виниловых наклеек для автомобилей.

Hatsune Miku

С появлением Хацунэ Мику к программе пришёл бешеный успех

Очеловечивание всего подряд у японцев в крови, и Мику можно было бы посчитать за ещё одного симпатичного, но бесполезного маскота*, если бы сборники её песен и клипов от разных авторов не издавали и не продавали официально. Более того, начиная с 2009 года Мику успешно гастролирует по родной Японии, странам Азии и Америке. На сцену проецируется трёхмерная голограмма виртуальной певицы, синтезируется голос, играет музыка — в том числе и живая, совсем как на настоящем концерте. Зрелище завораживающее и поистине футуристическое.

Gakupo

Поклонники творчества Камуи Гакта легко узнают в вокалоиде Гакупо своего кумира

С ростом популярности Мику пополнилась и семья её собратьев-вокалоидов. Вместо пары голосов — мужского и женского — в первой версии программы для второй их было создано под два десятка. Новые воплощения получили вокалоиды первого поколения Мэйко и Кайто, причём последнего многие стали считать возлюбленным Мику. Появился первый программный пакет с двумя голосами сразу — школьниками-близнецами Рен и Лин. Отличительной чертой джазистки Мегуринэ Луки стал сильный голос, а некоторые вокалоиды и вовсе могут перепеть настоящих звёзд. Вокалоиду Камуи Гакупо, например, подарил свой голос рокер Камуи Гакт, а милую зеленоволосую Мэгу озвучила певица и актриса Мэгуми Накадзима. Некоторые из вокалоидов даже появлялись на одной сцене с Мику, хотя собственного шоу пока не удостоился ни один.

В вышедшей в 2011 году третьей версии программы добавились корейский, китайский и испанский голоса с собственными персонажами, обновились и добавились многие японские. И этот безумный конвейер не думает останавливаться. Пока программы будут дарить новые просторы для творчества, они будут популярны и востребованы. У виртуальных звёзд нет никаких ограничений, поэтому творить они могут в любом стиле, от тяжёлого вдумчивого рока до лёгкой электронной попсы.

Мику даёт живые выступления. Да-да!

Почему же японцы сходят с ума от собственноручно созданных идолов, а Запад лишь изредка использует подобные технологии? В первую очередь потому, что успех Мику сотоварищи был бы невозможен без поддержки фанатского творчества издателем программы. Японское авторское право сквозь пальцы смотрит на вещицы «по мотивам» популярных произведений, даже если фанаты зарабатывают на них немаленькие деньги. Быстро организованные фестивали и концерты подстегнули популярность вокалоидов и не дали интересу к программе угаснуть. Люди с радостью делятся наработками в Сети, что в итоге выливается в создание произведений на профессиональном уровне. К песне рисуют картинку, по картинке делают клип, на него выходят ремиксы и трёхмерный римейк. И никто не будет пытаться раскритиковать твою работу — гонению подвергаются лишь злостные плагиаторы.

Но даже коллективный разум далеко не всегда рождает шедевры. За редким исключением голоса виртуальных звёзд звучат нереалистично; чувствуется, что слова сложены из отдельных звуков. Большинство клипов тоже представляют собой незамысловатое слайд-шоу. Однако жемчужин среди тысяч любительских и профессиональных работ хватает, так же как и среди тематических сборников. Выбрать лучшее и удалить неудачные поделки, к сожалению, невозможно — это идёт вразрез с самой идеей свободного создания и распространения произведений. Однако треки вроде Melody и Anger Мику или Bullet for Prisoner и Leia Луки стоят десятков промотанных песенок среднего пошиба.

Но интереснее всего то, во что может перерасти феномен вокалоидов. Концерты Мику показали, что голографическое шоу виртуальной звезды может собрать не меньше зрителей, чем концерт известной рок-группы. Быть может, мы вскоре увидим новых виртуальных звёзд, созданных уже не коллективным бессознательным интернета, а умелыми продюсерами. И их голографические воплощения благодаря современным технологиям будут не только давать концерты, но и участвовать в ток-шоу или показах мод.

Vocaloid

Вокалоидов уже не один десяток, и их число только растёт

Программы подобного рода можно использовать и для записи новых песен голосом завершившей карьеру или умершей звезды. Звучит довольно кощунственно, но в третьем поколении вокалоидов такой голос из прошлого уже есть. Ueki-loid поёт голосом японского певца и актёра Хитоси Уэки, умершего в 2007 году. Технология разработки здесь иная, да и в свободную продажу программа не поступит, а будет использована только для демонстрации возможностей подобного софта. Но это только начало. Возможно, благодаря успехам Мику и непрекращающейся эволюции Vocaloid как программы и культурного явления мы однажды увидим и услышим голографического Элвиса Пресли.

Ну а пока остаётся только грезить о светлом будущем и слушать песни ныне существующих вокалоидов. А то и прикупить диск с программой и написать свой собственный трек. Вдруг именно ему посчастливиться стать хитом с миллионом прослушиваний, роскошным клипом и коллекционной фигуркой? Преград для творчества больше нет — линейка Vocaloid уже точно это доказала.

Лучшие клипы Vocaloid

Читайте также

Статьи

Все фильмы про Алису Селезнёву — от худшего к лучшему
0
40879
Все фильмы про Алису Селезнёву — от худшего к лучшему

Мультфильмы, фильмы и сериалы о девочке из будущего. Угадайте, на каком месте новый?

Читаем книгу «Время пепла» Дэниела Абрахама
0
53476
Читаем книгу «Время пепла» Дэниела Абрахама

Пролог, где описывается один день из жизни города и появляется главная героиня, Алис.

Сериал Fallout: абсолютная экранизация (для тех, кто любит игры от Bethesda) 3
0
95876
Сериал Fallout: абсолютная экранизация (для тех, кто любит игры от Bethesda)

Есть ли к чему придраться, или всё идеально? Пробуем разобраться.

Мария Семёнова «Братья. Книга 3: Завтрашний царь. Том 1». Конец ещё не виден
0
104156
Мария Семёнова «Братья. Книга 3: Завтрашний царь. Том 1». Конец ещё не виден

Славянское фэнтези для матёрых фанатов

Alone in the Dark: запутанное дело спорного перезапуска 34
0
151750
Alone in the Dark: запутанное дело спорного перезапуска

Увлекательный сюжет и затягивающая густая атмосфера нивелируются посредственным техническим исполнением.

«Мир без Стругацких: Межавторская антология». Если бы АБС не было
0
199462
«Мир без Стругацких: Межавторская антология». Если бы АБС не было

Собрание альтернативной литературы

«Падение империи»: политический хоррор из недалёкого будущего
0
203093
«Падение империи»: политический хоррор из недалёкого будущего

Америку раздирает вражда, журналистов убивают, а люди принимают ужасы войны за «фейк ньюс».

Художница Полина Граф: книжные обложки, яркие персонажи и мир фэнтезийной космооперы 9
0
304936
Художница Полина Граф: книжные обложки, яркие персонажи и мир фэнтезийной космооперы

Российская художница — о трудностях создания обложек, любви к писательству и уникальном стиле

Спецпроекты

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: