Марс, об изучении которого мы писали в первой части нашей статьи, остаётся одним из наиболее перспективных мест для создания первой человеческой колонии за пределами Земли. Необходимость расселения людей по другим планетам Солнечной системы — тема для совсем другой статьи, отметим только, что колонизация может решить проблемы перенаселения Земли и ограниченности её ресурсов. Кроме того, создание стабильных человеческих поселений в других мирах гарантирует выживание нашей расы в случае, если с Землёй вдруг что-нибудь случится.

Но пилотируемые полёты на Красную планету регулярно откладываются, а основание первой колонии и вовсе выглядит чем-то из области научной фантастикии. Учёные говорят, что человек полетит на Марс «через десять лет» — и повторяют это уже почти полвека.

Реалити-шоу «Марс»

Покорение Марса — одна из приоритетных целей NASA. Пока что этим планам мешает то, что у США нет собственных пилотируемых кораблей, которые должны прийти на смену списанным шаттлам. Но разработки ведутся, и наиболее перспективной выглядит программа Orion. Корабль прошёл первые беспилотные испытания в декабре 2014-го. Если текущий темп работы сохранится, первый полёт на Марс Orion совершит в 2035 году. При этом уже в декабре 2015-го начнётся отбор добровольцев, которых будут готовить к экспедиции на Красную планету.

Прежде чем отправлять на Марс астронавтов, NASA планирует реализовать другую давно вынашиваемую идею — доставить на Землю образец марсианского грунта. В настоящий момент готовится несколько подобных проектов, в том числе использование ещё одного марсохода, который должен будет отправиться на Красную планету в 2020 году. «Роскосмос» также работает над этой задачей.

Orion

Тестирование «Ориона» пока проходит успешно

На пятки NASA наступают частники. Основатель SpaceX Илон Маск не раз повторял, что главная и конечная цель его компании — создать колонии на Марсе. Впрочем, начинать Маск планирует с меньшего. Для начала он хочет поискать доказательства существования жизни на Марсе. Для этих целей планируют использовать разрабатываемую тяжёлую ракету Falcon Heavy и модифицированную капсулу Red Dragon. Первоначально датой запуска называли 2018 год, но уже сейчас эти сроки кажутся нереальными.

dragonv2

SpaceX не зря называют «Apple от мира космической индустрии». Илон Маск умеет эффектно представить свои новые разработки

В 2012 году возникла частная организация Mars One. Группа датских предпринимателей предложила оригинальную концепцию создания малобюджетной колонии на Красной планете. Задумка примечательна тем, что весь процесс подготовки экспедиции, полёт на Марс и создание колонии планируют транслировать в формате реалити-шоу. Соответственно, всё финансирование миссии должно осуществляться за счёт рекламных контрактов, а участниками станут не профессиональные астронавты, а простые граждане. У создателей Mars One нет собственных ракет и кораблей, поэтому всё необходимое оборудование они планируют закупать у подрядчиков (например, у той же SpaceX).

К сожалению, вся эта затея смахивает на изящную махинацию, направленную на выкачивание денег из наивных граждан, подающих заявки на участие в проекте. У компании до сих пор нет ни спонсорских контрактов с телекомпаниями, ни соглашений с подрядчиками на производство оборудования. Оглашённое число заявок на участие выглядит сильно завышенным, а проводимый отбор участников не имеет ничего общего с реальной подготовкой космонавтов. Создателей компании не волнуют ни лётный опыт кандидатов, ни их состояние здоровья, а рейтинг участников в основном зависит от того, сколько денег они готовы вложить в существование и продвижение проекта.

mars-one

Красивые концепт-арты будущей колонии — пожалуй, единственное реальное достижение проекта Mars One

В 1990 году Роберт Жубрин предложил проект под названием Mars Direct. Жубрин понимал, что из-за большого расстояния между Землёй и Марсом и большой продолжительности полёта космонавтам придётся взять с собой приличный запас топлива и продовольствия. При этом каждый лишний килограмм ещё больше увеличивал бы стоимость запуска. Жубрин предложил уменьшить массу корабля, отказавшись от запасов топлива на обратный путь. Вместо того, чтобы везти топливо всю дорогу от Земли, Жубрин предлагал производить топливо прямо на месте, получая все необходимые ингредиенты из марсианской атмосферы.

direct

Мирная идиллия проекта Mars Direct — корабль для отправки домой, жилой купол, марсоход, плантация. Картошечку, небось, выращивают…

Ещё один энтузиаст путешествия на Марс — первый космический турист Деннис Тито. Созданный им фонд Inspiration Mars («Марсианское вдохновение») предполагает запуск небольшого корабля, который должен будет облететь Красную планету и вернуться обратно. Планируется, что запуск должен состояться в 2018 году, а на борту должно быть два человека (желательно семейная пара), но они будут просто пассажирами — возможно управлять кораблём им не дадут.

Но эта миссия тоже вряд ли будет когда-либо реализована. Тито не удалось полностью проспонсировать проект из своего кармана, а когда он обратился к NASA за дополнительным финансированием, то получил отказ. У космического агентства сейчас не хватает бюджета даже на собственные проекты, чего уж говорить о сторонних авантюрах.

o-INSPIRATIONMARSSPACECRAFT-facebook[1]

Так, по идее, должен выглядеть космический корабль Денниса Тито, если он найдёт финансирование. Даже у миллиардеров бывают проблемы с деньгами

Марсианская исследовательская программа

Чтобы понять, подходит ли Марс для колонизации, для начала необходимо выяснить, насколько планета вообще пригодна для жизни и существовала ли на ней жизнь в принципе. Именно для этих целей создана Марсианская исследовательская программа — долговременная программа NASA, запущенная в 1993 году.

Для возникновения жизни необходимо наличие воды и источников энергии. Пока что установлено, что на Марсе достаточно много льда, но вот в жидкой форме вода там практически не встречается.

Поскольку жизнь на поверхности планеты практически невозможна, единственными живыми формами, которые могут сейчас существовать на Марсе, остаются микроорганизмы, обитающие под поверхностью. Предполагается, что энергию они извлекают из химических и геотермальных источников.

Mars_sample_returnjpl

И NASA, и Илон Маск планируют привезти на Землю образцы местного грунта с помощью роверов и роботов, прежде чем отправлять на Марс космонавтов

Вернуться или остаться

Сейчас в научной и популярной литературе часто звучит мнение, что первый полёт на Марс должен стать «билетом в один конец». Он сразу обернётся созданием первой человеческой колонии на другой планете.

У подобного предложения немало недостатков. Во-первых, у всех миссий на Марс достаточно высокий процент неудач, и практически ни одна цель не выполнялась с первого раза. Провалами заканчивались первые попытки как просто долететь до Марса, так и выйти на его орбиту или приземлиться на поверхности. Поскольку первый пилотируемый полёт на Марс вряд ли будет иметь меньшую вероятность провала, у астронавтов должна быть возможность экстренно вернуться на Землю, если что-то пойдёт не так.

Более того, сторонники «билета в один конец» частенько забывают о том, что на первых порах марсианская колония вряд ли будет в состоянии полностью себя обеспечивать, поэтому Земле придётся постоянно отправлять на Красную планету новые посылки со всем необходимым. А учитывая всё ту же статистику провалов, все миссии снабжения придётся дублировать, иначе велики шансы, что колония вымрет из-за истощения ресурсов после пары неудачных запусков.

С идеей «билета в один конец» довольно часто связывают имя Базза Олдрина, пилота «Аполлона-11» и второго человека, ступившего на поверхность Луны. Но совсем недавно Олдрин открестился от этой идеи и пояснил, что сам он предпочёл бы длительные научные миссии, в конце которых астронавты всё-таки возвращались бы домой. Если верить Олдрину, первый человек может оказаться на Красной планете уже в 2039-м, в год семидесятилетия лунной миссии.

Aldrin

Баззу Олдрину уже 85 лет, но он по-прежнему мечтает отправить наши задницы на Марс

Трудности пути

Привлекательность Марса в первую очередь заключается в том, что он расположен ближе всех к Земле. Из всех планет Солнечной системы только полёты до Венеры потребуют меньших затрат. Именно здесь наиболее велики шансы найти воду, продолжительность марсианских суток практически ничем не отличается от земных, а планетарная кора и атмосфера содержат практически все необходимые ресурсы для стабильного существования человеческого поселения.

В то же время потенциальные колонизаторы Марса столкнутся с множеством трудностей. Средняя температура на поверхности планеты сравнима с погодой в Антарктиде, притяжение составляет примерно 40% земного, а кислорода в марсианской атмосфере меньше половины процента. Марсианская атмосфера гораздо тоньше земной, поэтому поверхности достигает много ультрафиолетового излучения. Из-за того, что Марс расположен дальше от Солнца, чем Земля, планете достаётся гораздо меньше солнечной энергии. Другими словами, при текущих условиях ни одно земное растение или животное не смогут там выжить.

Билет в один конец — это, конечно, экономично. Но спасательный корабль на экстренный случай всё равно должен быть

Билет в один конец — это, конечно, экономично. Но спасательный корабль на экстренный случай всё равно должен быть

Остаётся ещё финансовый вопрос. По разным оценкам, отправка пилотируемого корабля на Красную планету будет варьироваться от шести до пятисот миллиардов долларов. Учитывая, что в последние десятилетия бюджеты на космические исследования постоянно сокращаются, на полёте уже можно было бы ставить крест, однако национальные космические агентства не спешат отказываться от идеи отправить людей на Марс. Честь стать первопроходцами Красной планеты привлекает и частные космические агентства, которые в последние годы показывают успехи.

Даже при максимальном сближении Земли и Марса средняя продолжительность полёта на Марс и обратно оценивается в 400-450 дней. Астронавты проведут это время в состоянии невесомости, подвергаясь повышенному риску радиационного излучения. Столь длительное пребывание в условиях низкой гравитации или её полного отсутствия способно подорвать здоровье путешественников. Кроме того, эксперты опасаются психологических и социальных факторов. Постоянное одиночество, отрыв от привычного круга общения, отсутствие регулярной связи с родными и близкими — в космосе масса поводов для стресса. А если с кем-то из космонавтов случится несчастье, остальные будут вынуждены лечить его в полевых условиях.

Экономика колонии

Чтобы на Марсе образовалась постоянная человеческая колония, она должна как минимум поддерживать собственное существование. Основными ресурсами, добыча которых может принести какую-либо пользу, называют воду и железо. Воду можно добывать в полярных областях, где уже подтверждено наличие больших запасов льда, железо можно находить в упавших на поверхность планеты метеоритах, а для удобрения скудной марсианской почвы предлагается завозить с Земли навоз.

Главным источником поддержания жизнедеятельности колонии может стать солнечная энергия. Хотя до Марса доходит гораздо меньше солнечного света, чем до Земли, благодаря разрежённой атмосфере практически весь свет добирается до поверхности, благодаря чему погожий марсианский денёк будет напоминать облачный на Земле.

Colony

***
Марс обещает быть суровым хозяином, и участникам любой пилотируемой экспедиции на Красную планету не стоит рассчитывать на радушный приём. Но нельзя надеяться на что-то грандиозное, оставаясь в зоне комфорта. Нельзя безвылазно сидеть на Земле, когда вокруг неё существует такая огромная и неизученная Вселенная. Рано или поздно человечество доберётся до звёзд (если не уничтожит себя раньше), и по сравнению с тяготами межзвёздных путешествий Марс будет восприниматься как детская песочница на заднем дворе Солнечной системы. Однако начинать нужно с малого, и сейчас Красная планета выглядит идеальной целью для изучения и колонизации.

Когда-нибудь здесь будут цвести яблони... Или сакура. А может, построят «Макдональдс»

Когда-нибудь на Марсе будут цвести яблони… Или сакура. А может, построят «Макдональдс»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

comments powered by HyperComments
Алексей Ионов
Постоянный автор МИРФ, журналист, переводчик, издатель, админ крупнейшего в России сайта по «Звёздным войнам».

А ещё у нас есть