Земля, Марс и Пояс астероидов замерли на грани войны. Гибель корабля «Кентербери» от ракет неизвестного корабля разрушает шаткий мир. Пятерка выживших с «Кентербери» во главе с бывшим военным Джимом Холденом посылает в эфир сообщение о катастрофе, обвиняя в случившемся Марс.

Тем временем детектив Миллер на Церере получает задание разыскать и вернуть родителям Джули Мао, дочь главы крупной корпорации. Джули связалась с Альянсом внешних планет — организацией, которая на Земле признана террористической. Такова завязка «Пространства», одного из главных фантастических сериалов 2016 года, с которого, возможно, начнётся возрождение канала SyFy.

Своевременный сериал

Жанр: космическая фантастика
Продюсеры: Марк Фергус, Хоук Остби
В ролях: Томас Джейн, Стивен Стрэйт, Кас Анвар, Доминик Типпер
Премьерный показ: декабрь – февраль 2015, SyFy
Продолжительность: 10 серий по 44 минуты.
Похоже на: «Светлячок» (2002—2003)
«Звездный крейсер «Галактика» (2003—2009)

Удачно выбрать время — половина успеха любого проекта. «Пространству» повезло: только что все следили за приключениями Марка Уотни, соревновались в остроумии, придумывая названия кратеров на Плутоне, гадали, посадит или нет Илон Маск свою ракету, гордились мультфильмом Константина Бронзита, наконец. Космос и твёрдая научная фантастика снова в моде, все снова гадают о перспективах освоения Солнечной системы. И тут подоспел с убедительной картиной такого будущего сериал канала SyFy «Пространство» (правда, более точным был бы перевод «Экспансия»).

После ряда неудач SyFy сейчас как никогда нужно возрождение. Его продюсеры полюбовались на рейтинги конкурентов и поняли, что дешёвый трэш в эпоху расцвета сериалов никто смотреть не будет. Новый директор канала Дэйв Хоу решил вернуться к формуле успеха времён «Звездного крейсера «Галактика». Хочешь получить деньги – трать деньги. Построй огромные декорации для съемок реалистичной невесомости. И покажи в них масштабную историю про судьбу человечества, которая разворачивается на потрясающем космическом корабле, населенном живыми людьми в исполнении высококлассных актеров.

В «Пространстве» тщательно воссоздана невесомость.

В «Пространстве» довольно реалистичная невесомость

Чтобы окупить такие затраты, нужно эффективное «сарафанное радио». В этом сезоне SyFy сделал ставку на экранизации, запустив сразу три дорогих и амбициозных проекта: минисериал «Конец детства» по классике Артура Кларка, «Волшебники» по фэнтези-трилогии Льва Гроссмана и «Пространство» по одноименной серии Джеймса Кори (это коллективный псевдоним Дэниела Абрахама и Тая Фрэнка). Экранизации привлекают уже имеющихся фанатов книг и тем самым обеспечивают ядро целевой аудитории.

Книжная основа выбрана удачно: серия популярна, её первый роман «Левиафан пробуждается» претендовал на премию «Хьюго» в 2011 году. Кроме того, Дэниэл Абрахам писал в соавторстве с самим Джорджем Мартином, а Тай Фрэнк подрабатывал у него же ассистентом. Мартин поддержал коллег и написал лестную рекомендацию на обложку второго романа серии — мол, это «Kickass cosmic opera». Вероятно, именно Джордж поделился опытом, как работать с продюсерами, чтоб экранизация удалась. Абрахам и Фрэнк контролируют процесс съёмок и неплохо ладят с Фергусом и Остби.

Кроме того, они еще не завершили книжную серию. Только Фергус и Остби, счастливчики, знают, что задумал Джеймс Кори для финала. Книг пока пять, предполагается не меньше девяти, так что сезонов может быть много, если рейтинги не подведут. Но SyFy от «Пространства» сейчас нужны не столько рейтинги, сколько уважение критиков и зрителей. Кажется, с этим всё неплохо – англоязычные СМИ остались довольны, а фанаты поспешно создают один фан-сайт за другим.

ceres

«Пространство» заслуживает специальный приз за впечатляющие звездолёты, если такой есть.

«Пространство» заслуживает специальный приз за впечатляющие звездолёты, если такой есть

 

Мир будущего

Трудно рекомендовать, что лучше делать сначала: читать книги или смотреть сериал. Интрига – это приятно, но читавшим книги легче понять сюжет. Пилотная серия сразу бросает зрителя в гущу событий, ничего не объясняя. Поначалу мы чувствуем себя как земной коп Дмитрий Хэвлок на астероиде Церера, который не может даже понять, о чём говорят эти чёртовы астеры.

Поясним кое-что. Астеры – это колонисты, которые выросли на астероидах и внешних планетах и никогда не бывали на Земле и Марсе. Эти две планеты враждуют между собой по законам «холодной войны», но едины в расистском презрении к недолюдям-астерам – высоким, тощим, с изуродованным низкой гравитацией скелетом. Многие астеры – члены Альянса внешних планет, то ли террористической, то ли правозащитной организации. Это уж смотря кому верить: помощнику секретаря ООН Крисьен Авасарале (Шохре Агдашлу), которая пытает подозреваемых в терроризме астеров земной гравитацией, или фактическому лидеру АВП Фреду Джонсону (Чед Коулман) — он когда-то сам руководил карательными операциями против взбунтовавшихся колонистов, а потом перешёл на их сторону.

К слову, бунтуют астеры часто, потому что жизнь у них тяжелая. В основном они пролетарии, шахтеры, добывают лед с кольца Сатурна или металлы с астероидов. Воздух и вода в колониях используются повторно, много раз проходя через чужие тела.

Пытка астера (в оригинале belter — «поясник», то есть из пояса астероидов)

Пытка астера (в оригинале belter — «поясник», то есть из пояса астероидов)

А Земля богата и высокомерна, как любая имперская метрополия, но при этом перенаселена и загрязнена. Чтобы получить кусок земли для фермерства, родители главного героя Джима Холдена (Стивен Стрэйт) заключают групповой брак и смешивают гены аж восьми человек, чтобы общий сын гарантировал им налоговые льготы и право на землю.

Марс же заселили китайцы, индусы и техасцы, из-за чего четыре миллиарда марсиан говорят с техасским акцентом. Лейтенант марсианского флота Лопес поэтично живописует, как его соотечественники объединены мечтой о планете-саде, который вырастает под куполом благодаря терраформингу, — в то время как половина землян сидит на пособии без работы и предается пороку.

Главные герои разрываются на части в этой враждебной системе. Землянин Холден сочувствует астерам, а дочь земного миллиардера Джулии Мао (Флоренс Февр) отказывается от семьи и вступает в ряды АВП. При этом астер Наоми Нагата (Доминик Типпер), корабельный механик, ненавидит АВП за фанатизм и насилие. А другой астер, Джозеф Миллер (Томас Джейн), работает на земную полицию, носит смешную шляпу и благодаря операции на позвоночнике и теле больше похож на землянина.

И всех хочет убить пустой холодный космос, от которого человека отделяет тонкая пленка скафандра, корпуса корабля, стенок туннелей в астероидах. А еще тут есть безумные ученые, бесчеловечные олигархи и коррумпированные чиновники. В конечном счете человек человеку оказывается куда страшнее, чем бездушный космос. Потому что человек человеку зло причиняет с намерением и идеей.

***КАРТИНКА shohreh-aghdashloo.jpg — Авасарала при исполнении.

Авасарала при исполнении

Немного об актёрах

Актерский состав в «Пространстве» не такой обширный и звёздный, как в «Галактике». Но подбирали его по тому же рецепту: взять на ключевые роли парочку очень крутых и чертовски харизматичных актеров. Например, Шохре Агдашлу, обладательницу «Эмми» («Дом Саддама») и номинации на «Оскар» («Дом из песка и тумана»), и Томаса Джейна, три раза подряд номинированного на «Золотой глобус» (за главную роль в трагикомедии «Жеребец» канала HBO). Ради них стоит посмотреть сериал без дубляжа: их актёрская игра полна тонких нюансов и интонирования. Ради них сериал вообще стоит смотреть, даже если вы не любите фантастику.

Детектив Миллер отвечает за нуарную нотку в сериале. Томас Джейн наполняет избитый типаж опустившегося копа каким-то блюзменским обаянием, неожиданной нежностью и грустной нелепостью. Всё это подчёркивается сочетанием его почему-то панковской стрижки и старомодной шляпы (впрочем, в далёком будущем и панк, наверное, превратился в модное ретро). У Миллера есть все шансы стать культовым для гиков персонажем. Джейн и сам отчаянный гик, сыгравший когда-то Карателя из вселенной Marvel. Он умудряется еще и неплохие комиксы сочинять (например, «Плохую планету»).

Пространство - Expance - Миллер

В шляпе весело…

Пространство - Expanse - Миллер

…а без шляпы как-то не очень

Стоит упомянуть еще Чеда Коулмана – он звезда «Ходячих мертвецов» и засветился в культовой «Прослушке», так что SyFy беззастенчиво эксплуатирует его популярность, чтобы привлечь аудиторию этих шоу. Ну а вишенкой на торте стал Франсуа Шо (Жан-Пьер Мао), он же лицо компании «Дхарма» из «Остаться в живых».

А вот молодым актерам пока играть особо нечего. В основном они практикуются в выражении растерянности, недоумения и ужаса – это все, что достается на долю команды звездолёта «Росинант». Впрочем, Доминик Типпер хотя бы красива, и судя по книгам, во втором сезоне ей будет что играть. Вес Четем (Амос) показывает полное отсутствие реакции там, где у нормальных людей она есть (например, если ты только что продырявил кому-то черепушку), — но это вполне укладывается в образ его персонажа. Джим Холден в исполнении сладковатого Стивена Стрэйта («10 000 лет до нашей эры») кажется слегка невнятным — но на самом деле это невнятен его герой. Зато эволюция у него намечается интересная. А тайская модель Флоренс Февр безумно хороша в роли космической Лоры Палмер, хотя ей почти ничего не приходится говорить в кадре.

Дон-Кихоты с «Росинанта», слева направо: Наоми Нагата, Амос Бёртон, Джим Холден, Алекс Камал

Дон-Кихоты с «Росинанта», слева направо: Наоми Нагата, Амос Бёртон, Джим Холден, Алекс Камал

Почему «Пространство» прекрасно

Актеры еще подрастут, к ним по ходу дела присоединятся новые (читатели книг уже предвкушают, кто сыграет их любимцев), а пока уже точно можно хвалить оператора и мастеров по спецэффектам. Картинка такая, что невольно думаешь, не повлиял ли на Остби и Фергуса создатель «Гравитации» Альфонсо Куарон, с которым эти двое работали над фильмом «Дитя человеческое». Грандиозных сцен планетарного масштаба в книгах много, и судя по тому, как справились с масштабными сценами на станции Эрос, все и дальше будет смачно и с огоньком. У фанатов книг буквально отлегло от души.

Дивная картинка и сама установка шоураннеров на доверие к зрителю, который сам разберется в мире, куда его забросили, с помощью книг и фан-сайтов, побуждают к неоднократному просмотру. После финала пилотная серия смотрится только лучше. Этот мир полнокровен, его интересно додумывать и достраивать, а это ли не залог появления большого и преданного фэндома? Идеальная заставка, не хуже чем у «Галактики», атмосферный звук, уважительная детальность в играх с гравитацией и силой Кориолиса, необычные гаджеты — правнуки айфонов, убедительные магнитные сапоги, наконец, которые хочется примерить на московский гололед, — все говорит о том, что мы обречены следить за этим проектом.

canterbury-dead

Ещё немного кораблей.

Ещё немного кораблей

Пока непонятно, к чему были не совсем уместные литературные отсылки — то к «Дон-Кихоту», то к «Кентерберийским рассказам» Чосера, то к «Над пропастью во ржи» Сэлинджера. Похоже, сериал зачем-то пытается казаться глубже или умнее, чем он есть. Но он и так настолько хорош, что после просмотра финала испытываешь легкий шок, осознав, что следующий сезон-то нам достанется только в январе 2017-го. А пока придётся утешаться книгами.

Смотреть «Пространство» стоит обязательно: это новый уровень фантастики на телевидении. Пока сериал ищет свой темп и манеру рассказа, но у него есть все шансы дорасти до культового.
«Пространство»: новый уровень фантастики на ТВ
Удачно
  • тщательная адаптация хорошей книжной серии
  • изумительный опенинг, хороший звук и спецэффекты
  • Будущее очень похоже на правду
Неудачно
  • не читавшим книги многое непонятно
  • натянутые литературные аллюзии
  • молодым актерам еще расти и расти до ветеранов
9ОТЛИЧНО
comments powered by HyperComments
Филолог, преподаёт современную русскую культуру и литературу. Любит сериалы, мангу и научную фантастику.

Это интересно

А ещё у нас есть