В истории маленького американского городка Лейквуд есть лишь одно примечательное событие, и то трагическое. В девяностых уродливый с рождения подросток Брендон Джеймс, не выдержав издевательств одноклассников и мук безответной любви к школьной красавице Дейзи, устроил кровавую резню на Хэллоуин и в итоге был застрелен полицией.

Уже в наши дни некто в жуткой маске для пластической хирургии (да, теперь у нее есть происхождение) решает отомстить за доведенного до ручки инвалида и одного за другим отправляет лейквудских тинейджеров в морг. Старшеклассница Эмма пытается выяснить, кто лишает ее друзей жизни и почему именно ей убийца названивает на мобильный и присылает жуткие сувениры.

Scream
Жанр: ужасы
Продюсер: Джилл Блотевогель
В ролях: Вилла Фицджеральд, Бекс Тейлор-Клаус, Джон Карна
Премьерный показ: 30 июня — 1 сентября 2015 года
Продолжительность: 10 эпизодов по 42 минуты

Можно было начать этот обзор с экскурса в историю слэшеров, припомнить все фильмы франшизы «Крик» и их аналоги и после этого как-нибудь вырулить к разбираемому телесериалу в попытке отыскать его место в жанре. Но 30 августа 2015 года не стало Уэса Крэйвена, создателя оригинального «Крика» и «Кошмара на улице Вязов».

Так уж сложилось, что сериал «Крик» от канала MTV стал последним проектом, который мастер курировал и почти довел до конца. Любители всевозможных знаков свыше и совпадений могут даже увидеть что-то мистическое в том, что Крэйвен ушел перед самым финалом сезона, не дождавшись зрительской реакции на разоблачение убийцы в маске. Может, оно и к лучшему.

Надо сразу сказать, что телевизионный «Крик» сам по себе неплох и, носи он другое название, претензий бы почти не было. Но зловещий силуэт оригинала нависает над отпрыском и острым лезвием подчеркивает моменты, в которых тот отстает от прародителя.

Реалии времени: маньяк теперь не только звонит по телефону, но и постит мемы

Реалии времени: маньяк теперь не только звонит по телефону, но и постит мемы

Сценарий фильма «Крик» (1997), написанный дебютантом Кевином Уильямсоном, листало множество маститых режиссеров, в числе которых был, к примеру, Роберт Родригес. Но ни один из них не понял сути. Лишь Уэс Крэйвен, крестный отец жанра ужасов, увидел не просто очередной ширпотреб про тупых подростков и убийцу в маске, а искреннее признание в любви и ненависти к молодежным ужастикам, их условностям, штампам и веселой глупости. Он без колебаний взял проект под патронаж и вырастил из него тетралогию, заключительная часть которой стала последним фильмом мэтра.

«Крик» всегда балансировал на грани между иронией и серьезностью. Это вроде бы пародия, но в рамках жанра, как, к примеру, недавний шпионский боевик Kingsman. Фильм высмеивает те известные правила хорроров («одиночки умирают», «обнажившаяся героиня обречена», «выживает лишь пай-девочка» и тому подобные), по которым и сам играет. Именно в этой двойственности, пожалуй, и заключается причина былого успеха франшизы. А еще, конечно, в симпатичных и запоминающихся героях, сыгранных прекрасными актерами. Сериал от этой классической формулы очень далек.

К истории Сидни Прескотт, шерифа Дьюи и наглой журналистки Гейл из оригинального фильма творение MTV не имеет никакого отношения, что, несомненно, плюс. В «Крике 4» Крэйвен предельно ясно выразил свое отношение к ремейкам и, кажется, был все-таки услышан алчными телебоссами. А потому «ScreaMTV» — это не прямой ремейк и даже не переосмысление. С оригиналом его вообще роднят лишь маска маньяка и персонаж-гик, который подмечает сходства между происходящими событиями и киноштампами.

Бисексуалка и девственник – лучшая команда для борьбы с маньяками

Бисексуалка и девственник – лучшая команда для борьбы с маньяками

То, что производством сериала занимается MTV, причем сегодняшний (бледная тень в прошлом крутого телеканала), заметно сразу. Выяснения, кто с кем переспал и кто на кого обижен, занимают больше экранного времени, нежели беготня за маньяком или от него. Поначалу все происходящее отдает какой-нибудь «Сплетницей» или «Дневниками Кэрри». Но вот в сюжет постепенно вплетается старая добрая игра в «Десять негритят», и такое обилие мелодрамы обретает смысл. К героям за пару серий если и не проникаешься симпатией, то привыкаешь, и когда выясняется, что они не просто смертны, а внезапно смертны, на это уже не наплевать. В сценах с участием убийцы ты уже не спокойно попиваешь чаек, а то и дело вскрикиваешь: «Нет, не трогай ее! Вот его режь!»

Герои в целом соответствуют архетипам, высмеянным в «Хижине в лесу». Есть наивная и невинная Эмма, стерва Брук, альфа-самец Джейк, гик Ноа и неформалка Одри (последние двое беззастенчиво крадут все зрительские симпатии). Ни один далеко не выходит за рамки указанных типажей, но каждый прописан достаточно, чтобы вызывать у зрителя больше одной эмоции. Кроме Эммы: она раздражает. Но с этим можно и смириться.

Как ужастик «Крик», конечно, некомпетентен. Но как детектив он добросовестно исполняет программу-минимум: периодически подбрасывает неожиданные повороты, пару раз меняет главных подозреваемых и регулярно откапывает страшные тайны прошлого. Да и убийцу можно вычислить самостоятельно лишь незадолго до финала. Ничего особенного, если это не первое произведение на подобную тему в вашей жизни (в противном случае вы вообще откуда?), но впечатление оставляет приятное. И вновь мы подходим к тому, что проблем было бы меньше, называйся сериал «Резня в Лейквуде» или как-то еще. Но это, черт побери, «Крик».

Радует, что, несмотря на всю свою «эмтивишность», «Крик» не стесняется крови

Неужели современное телевидение избавилось от старых штампов? Неужели не обросло десятками новых трендов и дурацких условностей? Если так, почему же на весь сериал есть лишь один гик Ноа, единожды упомянувший «Маленьких обманщиц» да пару раз «Декстера», а в остальном это самый обычный, средней руки детектив? Казалось бы, франшиза вышла на новый для себя уровень, ведь рядом с такими продуктами, как «Настоящий детектив» или «Ганнибал», стать телесериалом совсем не зазорно, но открывшимися возможностями совершенно не пользуется.

Конечно, подобное осовременивание не так плохо, как «Кошмар на улице Вязов» 2011 года, да и, по правде говоря, гораздо лучше, чем ожидало большинство. Но все равно чертовски обидно. Особенно от того, что Уэс Крейвен с его авторским видением уже не сможет помочь создателям советом и направить их по другому пути.

Реинкарнация культового молодежного триллера растеряла главные достоинства оригинала, но всё ещё способна увлечь и развлечь. Не худшее, что могло случиться с легендарной франшизой.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Крик. 1 сезон
УДАЧНО
  • живые герои
  • парочка оригинальных убийств
  • неплохая детективная линия
НЕУДАЧНО
  • неоригинальность
  • мало внимния уделено убийце
7ДОСТОЙНО
comments powered by HyperComments
Дмитрий Шепелёв
Потомственный гик. Внук геймера, сын геймера. Редактор igromania.ru

А ещё у нас есть