Через пятнадцать лет после неубедительного финала девятого сезона «Секретные материалы» вернулись на экраны. И, похоже, зря. Малдер и Скалли утратили хватку, а Крис Картер, не утративший любви к напусканию тумана, так и не ответил на большинство вопросов. Вместо этого он наплодил с десяток новых и оборвал повествование на самом интере…
Секретные материалы (X-Files). 10 сезон
Жанр: научная фантастика, триллер, пародия
Продюсеры: Крис Картер, Глен Морган
В ролях: Дэвид Духовны, Джиллиан Андерсон, Митч Пиледжи, Робби Амелл
Премьерный показ: январь-февраль 2016 года, Fox
Продолжительность: 6 серий по 44 минуты
Похоже на: «Грань», «Хранилище 13», «Секретные материалы», «Пси-фактор», «Первая волна»

В одну воду нельзя войти дважды. Ностальгия — отличная вещь, но на одной тоске по старым добрым временам далеко не уедешь. Конечно, можно тряхнуть стариной и создать шестисерийный сезон. Но за четверть века телевидение малость изменилось, и те приёмы, что работали тогда, уже не эффективны. А само слово «ностальгия» отрицает возможность больших перемен. Нельзя же вернуть ту самую заставку, пригласить актеров и команду оригинального шоу, а затем выбросить старые наработки и начать с чистого листа? Оказалось, можно.

Ну, или не совсем. Успех «Секретных материалов» строился на умелом сочетании трёх слагаемых: проработанной мифологии, страшных, увлекательных и порой забавных отдельных эпизодов (так называемые «монстры недели») и потрясающей «экранной химии» между главными героями. Крис Картер постарался повторить этот рецепт, но получилось не очень.

Трогательная пасхалка – дань уважения режиссеру и сценаристу Киму Мэннерсу, умершему несколько лет назад.

Трогательная пасхалка — дань уважения режиссеру и сценаристу Киму Мэннерсу, умершему несколько лет назад.

Нас обманули, Скалли!

Мифология сериала за девять сезонов разрослась так, что в ней легко запутаться не только новому зрителю, но и преданному поклоннику. Картер собирался закончить сериал на несколько сезонов раньше и даже, казалось, поставил точку в сюжете о вторжении пришельцев. Но «Секретные материалы» продлили ещё на пару лет, точка превратилась в многоточие, и даже двухчасовой финал не ответил на все вопросы.

Пятнадцать лет фанаты ждали ответов. Но Картер не мог слишком погружаться в мифологию — он рисковал отпугнуть новое поколение зрителей. В итоге создатель «Секретных материалов» пошёл на компромисс: мифология вроде и осталась, но в начале первой же серии нам прямым текстом говорят: всё это время и зрителей, и Малдера со Скалли водили за нос. Нет никакого вторжения пришельцев, есть лишь заговор мировой элиты, которая хочет то ли захватить мир, то ли уничтожить.

Начинается сериал с того, что Скалли встречается с заросшим безработным Малдером. Но уже в следующей серии парочка снова работает в ФБР.

Начинается сериал с того, что Скалли встречается с заросшим безработным Малдером. Но уже в следующей серии парочка снова работает в ФБР.

Сам по себе такой ход вписывается в концепцию сериала. Неожиданные сюжетные повороты случались и прежде, а Малдеру не раз намекали, что пришельцы — «козлы отпущения», с помощью которых правительство отвлекает внимание от собственных делишек. Расстраивает та небрежность, с которой новую версию вписали в канон. Раньше Малдер и Скалли годами могли рыскать в поисках крупиц информации, а теперь разгадку вываливают перед ними на тарелку одним куском.

Два агента больше не двигают сюжет, как раньше, а плывут по течению, наблюдая за происходящим. Их просто ставят перед фактом: все эти годы вам врали, нет никаких пришельцев, есть лишь коварное правительство. Ах да, оно после этого возвращает вас на службу в ФБР.

Вы много лет копаете под правительственный заговор и знаете слишком много... Пожалуй, вам стоит снова выдать «корочки».

Вы много лет копаете под правительственный заговор и знаете слишком много… Пожалуй, вам стоит снова выдать «корочки«.

Агенты ФБР бесполезны

Предыдущие сезоны «Секретных материалов» строились по одному принципу: мифологические эпизоды в начале, середине и конце сезона, «монстры недели» — всё остальное время. Поклонники шоу разделились на два лагеря: одни обожали мифологию, другие её терпеть не могли и любили не связанные с ней эпизоды. Картер постарался угодить и тем и другим, но его подвела реализация. В первой серии Малдер и Скалли узнают о страшном правительственном заговоре, а затем… забывают о нём и целый месяц занимаются посторонними делами.

И лишь когда мир начинает рушиться, они начинают что-то предпринимать. На последних минутах последней серии. А затем всё обрывается, как любит Картер, «на самом интересном месте». «Это конец!» — гласит слоган последнего эпизода. Да как же! Продолжение просто неизбежно, а если его не планируют, значит, нам показали один из худших финалов в истории сериалов.

Пожалуй, Картеру надо было выбрать что-то одно: либо объединить все эпизоды общей сюжетной линией, либо совсем отказаться от неё в пользу «монстров недели». Что лучше — трудно сказать. С одной стороны, новая мифология не выдерживает критики. С другой, «монстры» отражают давнюю проблему сериала: Малдер и Скалли — самые бесполезные агенты ФБР. Процент раскрываемости у них почти нулевой, и это ярко проявилось как раз в новом сезоне. Из четырёх новых дел напарники провалили половину.

В новом сезоне Малдер и Скалли сражаются с необычными для себя врагами – нормальными людьми-преступниками. А монстрам жмут руки.

В новом сезоне Малдер и Скалли сражаются с необычными для себя врагами — нормальными людьми-преступниками. А монстрам жмут руки.

Самоиронии бывает слишком много

Вернувшиеся Малдер и Скалли выглядят не старыми (сохранились-то они неплохо), а дико, смертельно уставшими. Былые искры вспыхивают лишь изредка, обычно когда актёры иронизируют над собой, а то и пародируют себя. Причём с этим они даже перебарщивают. Возникает ощущение, что актёры устали от своих героев и рады поиздеваться над ними.

В начале серии «Малдер и Скалли встречают двуликого монстра» Фокс откровенно смешон, а в «Вавилоне» Скалли с удовольствием комментирует их с Малдером ненужность в ФБР. Апофеоз стёба — сцена, в которой съёмочная группа, похоже, перепутала сценарии «Секретных материалов» и «Калифрении», и Дэвид Духовны под действием психотропных грибов из Малдера превратился в Хэнка Муди.

Отгадаете с трех раз, из какого сериала с Дэвидом Духовны этот кадр?

Отгадаете с трех раз, из какого сериала с Дэвидом Духовны этот кадр?

Похоже, и сам Картер решил как следует поглумиться над своими фанатами. Здесь вам и нарочитые издёвки над штампами сериала, и танцующий Малдер, и якобы возвращение Одиноких стрелков, и заранее слитая сцена из финального эпизода, где Скалли на глазах у ошеломленных зрителей превращается в пришельца (хотя это вообще не связано с сюжетом). Ну и, конечно, оборванный на полуслове финал, и слух, что «Секретные материалы» продолжатся с новым дуэтом агентов.

Появление «Стрелков» так скоротечно, что его легко было не заметить.

Появление «Стрелков» так скоротечно, что его легко было не заметить.

Светлые моменты

Эти агенты, Миллер и Эйнштейн, удачно вписались в сериал, лишний раз напомнив, какими разными прежде были Малдер и Скалли. Сейчас-то они настолько сблизились, что заканчивают фразы друг за друга. Второй дуэт героев немного освежил повествование, особенно в финале, когда схлестнулись два скептика — Скалли и Эйнштейн. Но, конечно, слухи о сериале с новыми агентами так и останутся слухами. Во-первых, они слишком похожи на Малдера и Скалли, а во-вторых, между ними напрочь отсутствует «экранная химия».

Миллер и Эйнштейн добавили красок в новый сезон, но Малдеру и Скалли они всё-таки не ровня.

Миллер и Эйнштейн добавили красок в новый сезон, но Малдеру и Скалли они всё-таки не ровня.

Удачным нововведением стали отсылки к изменившемуся за последние годы миру. Картер очень точно уловил, как после 11 сентября и откровений Сноудена человечество свыклось с мыслью, что для его гибели не нужны пришельцы — люди справятся и сами. И вот герои «Секретных материалов» обсуждают бездомных, глобальное потепление и ограничение гражданских свобод.

А самая острая критика современного общества звучит из уст несчастной ящерицы-оборотня. Беднягу укусил человек, из-за чего монстр днём приобретает человеческий облик. Несчастный оборотень жалуется, что вынужден искать работу, брать ипотеку и врать о своей личной жизни — а ведь ещё недавно он и не подозревал о таких проблемах.

Забавно и злободневно, спору нет. Но, положа руку на сердце, разве за этим мы ждали новые «Секретные материалы»?

Какой кошмар! Я превращаюсь в... человека!

Какой кошмар! Я превращаюсь в… человека!

Итог: Новый сезон не может похвастать сильными сценариями, не пытается ответить на старые вопросы, поднимает уйму новых и обрывается на многоточии. Стоило ждать этого пятнадцать лет? Вряд ли. Стоит ли это смотреть? Разве что если вы заядлый поклонник Малдера и Скалли.
comments powered by HyperComments
Алексей Ионов
Постоянный автор МИРФ, журналист, переводчик, издатель, админ крупнейшего в России сайта по «Звёздным войнам».

Это интересно

А ещё у нас есть