Фильмы ужасов неразрывно связаны с монстрами. Жанр хоррора в кино начинался с Дракулы, чудовища Франкенштейна, мумии и оборотня. Со временем им на смену пришли Фредди Крюгер, Чужой и Джейсон. Но мир не стоит на месте. Человечество меняется, а вместе с ним меняются и его страхи. Сейчас на дворе XXI век — так чего же боится современная публика? Мы предлагаем вашему вниманию десятку самых страшных монстров наших дней.

Человеческий страх имеет эволюционное происхождение. Он помогал нашим предкам выживать в доисторические времена. Неожиданная встреча с клыкастым тигром в лесу — достаточное основание для спринта на километровую дистанцию, а плавающий в водоёме крокодил — идеальный намёк, что нужно найти другое место для купания.

На первый взгляд, образы вымышленных монстров сложены из таких же сигналов, предупреждающих об опасности: большие размеры, неестественное поведение, сила и агрессивность. Но встреча с хищником в лесу и в зоопарке — совершенно разные вещи. Монстр на экране всегда предстаёт на безопасном расстоянии. Дистанция между ним и зрителем парадоксальна: то, что в чистом виде воплощает наш страх и должно инстинктивно обращать нас в бегство, оказывается беспомощным, неспособным вырваться за рамки экрана.

Наш страх эстетизируется, монстры не только не пугают нас — они нас влекут, мы восхищаемся ими. Они стоят на стыке двух миров: нашего, разложенного по полочкам, обжитого и понятного, и иного, о котором мы лишь смутно догадываемся, не имея сил туда заглянуть.

10 
Кликеры
Игра The Last of Us (2013)

Кликеры. The Last of Us

Создатели игры The Last of Us снабдили свой зомби-апокалипсис пусть и не очень прочным, но научным фундаментом. Грибок кордицепса однобокого, из-за которого и происходят все ужасы в игре, действительно существует. Правда, в природе он поражает лишь мелких насекомых вроде муравьёв, после чего те начинают выполнять приказы гриба, распространяя споры.

По сюжету мутировавший кордицепс способен превратить в марионетку уже и человека. Кликеры — это люди на третьей стадии заражения грибком. Хотя людьми этих существ назвать уже трудно. Грибок поражает мозг жертвы и берёт его под свой контроль. Кожа инфицированных полностью изуродована, а в их агрессивном поведении не остаётся и намёка на человечность. Теперь это бездушные монстры, способные лишь убивать.

У кликеров полностью отсутствует зрение. В окружающей среде они ориентируются благодаря эхолокации. Использование этой способности можно распознать по характерным звукам, из-за которых монстры и получили название. В бою кликеры намного сильнее обычных противников, поэтому рекомендуется обходить их стороной и убивать исподтишка. Их уникальная способность оказывается и слабостью — кликеров можно легко обмануть, создав искусственный шум. Эхолокация тварей работает в радиусе трёх метров, поэтому незаметно обойти их не составляет труда.

Кликеры, подобно Чужому (отчасти вдохновлённому осами-наездницами), — это монстры, основанные на реальных природных явлениях, сколь ужасных, столь и естественных. Но всё-таки в основе своей это всё те же зомби, поэтому заслужили лишь десятое место.

9 
Немезис
Resident Evil (1999–2004)

Resident Evil. Nemesis

В греческой мифологии Немезида (Немезис) была богиней возмездия и справедливости. Но не ищите какой-то смысловой аналогии между ней и самым известным монстром из серии игр Resident Evil. Просто корпорации вроде Umbrella, создающие бактериологическое оружие, любят называть свои детища красивыми именами.

Немезис изображается большим, несколько неуклюжим, плотно сложенным монстром, у которого в арсенале всегда есть большая пушка — миниган или гранатомёт. Впрочем, это не единственное оружие твари. Перед каждым новым сражением с игроком монстр обзаводится свежим набором «органического» оружия вроде клешней и щупалец. Он обладает способностью к регенерации и может очень быстро мутировать, принимая новые формы. Из-за этого уничтожить монстра крайне непросто.

Впрочем, в фильме «Обитель зла 2: Апокалипсис» образ бездушной, неумолимо жестокой твари был подпорчен. В конце картины в Немезисе просыпаются человеческие черты, и сквозь ярость и жестокость проглядывают жалость и милосердие.

8 
Человеческая многоножка
Одноимённая серия фильмов (2009–2015)

Человеческая многоножка

Человеческая многоножка выделяется среди остальных участников нашего топа. Она вызывает не столько страх, сколько чувство омерзения. Многоножку создал безумный доктор, сшив рты и анусы нескольких человек, и это отвратительное существо способно пробудить рвотный рефлекс даже у самых стойких зрителей. Как и чувство жалости — жертвам садистского эксперимента можно лишь посочувствовать. Многоножка — монстр и жертва в одном флаконе, и в этом нет противоречия.

Многоножка вызывает настоящий ужас, но не своей опасностью, как другие монстры. Страх появляется, когда зритель пробует осмыслить феномен многоножки, разобраться, в чем состоит его неуловимая привлекательность. В этом стыдно признаться даже себе, но в монстре есть нечто такое, что манит и задерживает взгляд. Пугает не он сам, а наше неприличное любопытство и тяга смотреть на такие отвратительные вещи. Все, кого ни спроси, критикуют фильм, ругают его создателей, однако каким-то образом киносерия продолжает приносить кассу и обзавелась уже третьей частью.

Психоанализ часто говорит о том, что мы меньше всего хотели бы услышать. Человеческая многоножка — это монстр, раскрывающий монстра в каждом из нас.

7 
Плачущие ангелы
Сериал «Доктор Кто»

Плачущие ангелы

Что ты натворил, кот Шрёдингера! Утверждение физиков, что присутствие наблюдателя влияет на квантовые процессы, не могло не найти отклика в массовой культуре. А уже тем более в таком интеллигентном сериале, как «Доктор Кто».

Плачущие ангелы — монстры, которые опасны, когда их не видишь. Если на них кто-то смотрит, они обращаются в камень. Но именно поэтому никто не может раскусить их истинную сущность — на вид они кажутся всего лишь каменными статуями. Когда же наблюдателя рядом нет, монстры оживают. Впрочем, если несколько ангелов посмотрят друг на друга или один из них увидит своё отражение в зеркале, каменный «щит» превратится для них в вечную ловушку.

Помимо квантовых фокусов, ангелы обладают множеством таинственных способностей. Они могут умертвить жертву одним своим поцелуем, превратить человека в пыль или отправить его в прошлое. Последний вариант имеет для ангелов «гастрономический» интерес — при скачке жертвы во времени выделяется особая энергия, которой они питаются.

Ангелы из «Доктора Кто» — это изящные, необычные и красивые убийцы. Пожалуй, даже слишком красивые, чтобы взобраться на более высокое место в нашем топе.

6 
Кловер
Фильм «Монстро» (2008)

Кловер

Образ гигантского монстра, свирепствующего в мегаполисе, не нов и даже хрестоматиен. Кинг-Конг и Годзилла вряд ли сегодня могут кого-то напугать. Да, они бесконечно сильны и неудержимы в своей ярости. Они могут давить людей как муравьёв и сметать небоскрёбы нечаянным взмахом лапы. Но у них есть существенный недостаток: мы знаем о них всё. Они изучены, приручены, их можно даже классифицировать с точки зрения биологии. Они не загадочны, а потому предсказуемы и не пугают.

Как говорил Антуан де Сент-Экзюпери, «пугает только неизвестность». Её воплощением и служит Кловер — хтонический зверь, иррациональная стихия, не поддающаяся осмыслению сила, шествующая под знаменем слепой ярости. Нам не известно о твари ничего: ни её происхождение, ни внутреннего строения, ни почему монстру пришло в голову учинить апокалипсис на улицах Нью-Йорка. Пули для Кловера — пыль, взрывы ракет и бомб — лёгкие сотрясения воздуха. Монстр совершенно неуязвим, и единственным спасением для жителей города оказываются тоннели метро. Но и там нет полной безопасности: из тела монстра десантируются мелкие существа, способные добраться до самых защищённых мест.

Кловер — это ужас, который выше человеческих сил. Решение властей сравнять с землёй весь город, чтобы избавиться от монстра, сродни истерическому крику, свидетельствующему о полной неспособности справиться с ситуацией.

5 
Джиперс Криперс
Фильмы серии «Джиперс Криперс» (2001–2016)

Джиперс Криперс

Мифология серии «Джиперс Криперс» довольно наивна и восходит к представлениям первобытных каннибалов, согласно которым съевший плоть человека обретает его энергию. Каждую двадцать третью весну демон выходит на охоту, чтобы поживиться человечиной и набраться сил. А поглощённые им конечности жертв заменяют его собственные. Звучит надуманно и сказочно, но, когда сталкиваешься с регенерирующими способностями монстра на практике, становится жутковато.

Внешне он чем-то напоминает Фредди Крюгера: обезображенное лицо, коварная улыбка, лохмотья и стильная шляпа создают образ эдакого демона в ковбойском одеянии. Криперса невозможно уничтожить: любую повреждённую часть тела он с лёгкостью замещает новой, сожрав необходимый орган жертвы. Нечеловеческая сила, острые, как лезвия, зубы и абсолютное обоняние делают фатальный исход любой встречи с монстром практически неизбежным. Впрочем, небольшой шанс спастись есть. Появление Криперса предваряет песня Jeepers Creepers. Если когда-нибудь её услышите — лучше просто бегите.

Криперс — монстр немного старомодный, но отнюдь не устаревший. Он доказывает, что некоторые испытанные трюки киноужасов работают и в наши дни.

4 
Некроморфы
Игры серии Dead Space (2008-2013)

Некроморфы

Сложно преувеличить значение «Чужого» для космических ужастиков. Примечателен в этом фильме был не только сам образ монстра, но и его хорошо продуманная биология. У Ридли Скотта ксеноморфы используют человеческие тела, чтобы выводить в них своё потомство.

Такое же паразитическое поведение характерно и для тварей из серии игр Dead Space. Но создатели не стали слепо копировать идеи «Чужого» и создали свою оригинальную концепцию инопланетной заразы. Некроморфы паразитируют на трупах других существ. Их же они используют в качестве постоянной среды обитания, в результате чего мертвецы покрываются мерзкими опухолями. Захваченные мёртвые организмы лишь отдалённо напоминают живой оригинал. В большинстве случаев некроморфы выглядят как бесформенные сгустки биомассы с множеством наростов и щупалец.

Видов некроморфов довольно много, но у всех есть кое-что общее: неудержимая агрессия по отношению ко всему живому. И это вполне объяснимо, ведь существовать они могут лишь благодаря мёртвой органике. Перед нами редкий случай: «живая мертвечина», совершенно не похожая на зомби. Dead Space разрушает наш ассоциативный ряд, а потому от некроморфов веет чем-то нелогичным, противоестественным и невыносимо ужасным.

3 
Бледный человек
Фильм «Лабиринт Фавна» (2006)

Бледный человек

Гильермо Дель Торо — один из лучших создателей монстров в кино. Даже эпизодические чудища из его картин незабываемы. А лучшее его творение — монстр с глазами на ладонях. В интернете его многие так и называют — «Рукоглаз», но в сценарии он зовётся Бледным человеком.

Образ Бледного вдохновлён двумя мифическими созданиями. Во-первых, Дель Торо впечатлила картина Гойи «Сатурн, пожирающий своего сына» — от неё монстр получил манеру заживо есть маленьких фей. Во-вторых, на режиссёра повлиял японский миф о Теноме — слепце, убитом грабителями. После смерти дух несчастного обзавёлся двумя глазами на ладонях и безграничной ненавистью к своему убийце. Однако он не знал, как выглядит преступник, а потому карал всех подряд.

Так и в «Лабиринте Фавна» Бледный человек олицетворяет кару за непослушание и слабость воли. Пока девочка Офелия не притрагивается к аппетитным яствам, Бледный сидит неподвижно. Но стоит девочке дать слабину и попробовать сочную виноградину, как монстр оживает, вставляет глаза в ладони и начинает преследовать Офелию.

У фильма много интерпретаций. По одной из них, Бледный — лишь один из образов Фавна, который пугает героиню понарошку, потому-то съеденные феи в финале живы. По другой версии, вообще все «волшебные» события происходят в воображении Офелии. Однако менее страшным это монстра не делает. Если что-то происходит только в твоей голове, оно не становится менее значимым. Умираешь в Матрице — умираешь и в реальном мире.

2 
Тонкий человек
Интернет-фольклор, фильмы по мотивам

Slender

Тонкий человек, придуманный на форуме Something Awful, — это воплощённая неизвестность. Однако, в отличие от того же Кловера, в нём четко выражен человеческий «каркас». Самые страшные монстры всегда напоминают людей. Отсутствие человеческого в человеке вызывает непонимание, чувство неестественности — и страха.

Монстру не обязательно нужны большие клыки, клешни и щупальца, чтобы вызывать трепет. Он может быть одет в элегантный костюм и при этом вселять неподдельный ужас. Всё, чем внешне примечателен Слендермен, — удлинённые конечности и отсутствие лица. Никто не знает, каким образом он убивает своих жертв. Из выживших очевидцев никто не видел, как монстр двигается или нападает. Он просто молча смотрит в сторону жертвы, стоя на некотором расстоянии от неё. А потом несчастные бесследно исчезают.

Черты Слендера разнятся от истории к истории. Это неудивительно, ведь он недоступен человеческому взгляду. Как следует из игры Slender: The Eight Pages, попытка детально рассмотреть существо заканчивается для любопытных смертью. К монстру всегда нужно стоять спиной — и это самое ужасное. Бродить в темноте, зная, что в спину тебе «дышит» загадочное нечто, — то ещё развлечение.

1 
Пирамидоголовый
Игры и фильмы Silent Hill

Пирамидоголовый

Silent Hill 2 — культовая игра в жанре хоррор, и не в последнюю очередь благодаря оригинальной сюжетной концепции. Всё происходящее — символическое выражение психологического конфликта в душе главного героя Джеймса, убившего свою жену. Бессознательно Джеймс понимает, что совершил преступление и заслуживает кары, и это чувство обретает выражение в фигуре Пирамидоголового. Потому-то монстр имеет грозный вид инфернального палача: гигантская пирамида без прорезей для глаз вместо головы и огромный клинок.

Пирамидоголовый — это ожившее чувство вины. Отсюда и сексуальный аспект его образа. Джеймсу долго приходилось подавлять свою сексуальность из-за тяжёлой болезни жены. Поэтому герой несколько раз застаёт Пирамидоголового в моменты, когда тот с кемто совокупляется. Так монстр хочет напомнить Джеймсу, что именно его затаённая тяга к наслаждению и стала причиной смерти Мэри.

Монстр получился настолько ярким, что создатели использовали его в других частях серии и в экранизациях. К сожалению, при этом Пирамидоголовый перестал быть символом и превратился просто в таинственного монстра — без истории и происхождения. Мотив наказания уступил место безумной слепой ярости. Но менее страшным монстр не стал. Есть нечто невыразимо ужасное в этой литой пирамиде, нечто такое, что лежит за гранью всех психологических интерпретаций.

* * *

Мыслители всех времён утверждали, что самый страшный монстр — это человек. Мы сами придумываем чудовищ, а разве может создатель вложить в творение то, чего нет в нём самом? Каждый монстр — это загадка, разгадав которую, мы узнаём нечто новое о себе. И зачастую это знание не столь приятно, как нам хотелось бы.

XXI век только начался и наверняка подарит нам ещё не один десяток харизматичных, обманчиво прекрасных и до безумия ужасных тварей. Топы будут меняться, и не столь важно, кто займёт какое место. На верхней позиции всегда будет сам человек.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

comments powered by HyperComments

А ещё у нас есть