Фильм «Сквозь снег»: революция в отдельно взятом поезде

25 марта 2014
Фото аватара
25.03.2014
29798
3 минуты на чтение
«Сквозь снег»: революция в отдельно взятом поезде 1
В недалёком будущем борцы с глобальным потеплением доборолись до ледникового периода и гибели всего живого. Остатки человечества годами и кругами ездят в уникальном поезде, который невозможно покинуть. Внутри поезда зреет революция…
Жанр: постапокалиптический триллер
Режиссер: Пон Чжун Хо
В ролях: Крис Эванс, Тильда Суинтон, Джон Хёрт
Премьера: 1 августа 2013 года
Похоже на: «Опрокинутый мир» (1974), «Жёлтая стрела» (1993), «Матрица: Перезагрузка» (2003)

Поезд или аналогичный транспорт как метафора жизни в фантастике встречается часто: у нас вероятно вспомнят повести Пелевина и Куркова или роман Колупаева, у них — пожалуй, «Опрокинутый мир» Приста или «Безвыходный город» Балларда, а то и «Курьерский поезд» Буццатти. Чтобы поразить этой метафорой читателя и зрителя, надо постараться. Кореец По Чжун Хо постарался на славу.

К фильму «Сквозь снег» По Чжун Хо шёл долго. Ещё в 2005 году он уговорил друга и коллегу Пак Чхан Ука приобрести права на экранизацию французского графического романа о поезде, который мчится сквозь вечную зиму, тараня торосы и заносы, и везёт в никуда несколько тысяч человек, успевших спастись перед наступлением снежного апокалипсиса.

SnowCom[1]

В основу фильма лёг комикс Le Transperceneige («Трансквозьснег»), нарисованный Жаном-Марком Рошеттом по сценарию Жака Лоба и Бенжамена Леграна, который выходил в 1982-1983 годах. В оригинале имя главного героя куда более прозрачно — Пролофф, от слова «прол» — так в романе Джорджа Оруэлла «1984» называли пролетариев.

Суперсостав железнодорожного магната (и маньяка) Уилфорда строился именно с расчётом пережить конец света. Пассажиры сели на поезд в 2015 году, сейчас на дворе 2031-й. В составе установилась жёсткая иерархия: чем ближе к локомотиву, тем лучше условия жизни. В хвосте в нечеловеческой антисанитарии живут те, кому не повезло. Их кормят жутким чёрным протеиновым желе; их наказывают, замораживая и отрубая руки или ноги; часто у них забирают детей, и никто не знает, что с ними делают.

Молодой вождь Кёртис (Крис Эванс, ни капельки не похожий тут на Капитана Америку) и его наставник, однорукий старик Гиллиам (Джон Хёрт) готовят революцию. Задача повстанцев — проникнуть в передние вагоны, для чего нужно освободить из тюрьмы — точнее, из ящика, похожего на эцих в «Кин-дза-дза!» — эксперта по дверям и замкам Намгуна Минсу (Сон Кан Хо). Сложность в том, что Намгун крепко сидит на «кроколе?» — высокотоксичных отходах, ставших в поезде наркотиком, а ещё у него есть дочь, ясновидящая девица Ён, без которой он никуда не пойдёт. Впереди — вооружённые топорами и ножами головорезы под командованием министра Мейсон (блистательная Тильда Суинтон), вагоны богачей, божественный Уилфорд (Эд Харрис, звезда «Бездны») и множество таких вопросов, что ответы на них, может быть, лучше не знать вовсе.

snowpiercer_cast.0_cinema_1920.0[1]

Эта Белая колдунья явно притащила зиму из Нарнии

По мере продвижения революционного отряда под руководством Кёртиса «Сквозь снег» последовательно превращается в ряд метафор. Сценаристы намеренно перенасытили фильм символами, которые позволяют трактовать сюжет как угодно: житель третьего мира узрит в режиме Уилфорда тиранию «золотого миллиарда», европеец найдёт, что Мейсон схожа с баронессой Эштон, правящей бал в политике ЕС, россиянам владыки абсурдного мира тоже кое-кого напомнят.

В этом «грохочущем ковчеге» вообще всё как у людей. Тот, кто сумел вырваться из хвоста поближе к локомотиву и вкусил благ — в поезде есть бассейны, зубоврачебные купе, даже суши-бар, — мигом забывает о прозябающих во тьме товарищах. Установленный порядок преподают в школе, чтобы следующее поколение с детства понимало, куда надо стремиться. И главное: в устойчивой, тщательно продуманной системе всё — даже оппозиция и революция — становится неотъемлемой частью самой системы. Свергая тех, кто сидит наверху, ты рискуешь осознать, что ими руководила не блажь, а необходимость. Причины сохранить систему обязательно найдутся. И что ты будешь делать? Выбирай, но осторожно…

Итог: местами безумное, но в итоге чрезвычайно логичное кино про то, как трудно менять мир к лучшему. Фантастически хороший фильм, который ввиду скромного проката рискует остаться столь же фантастически неоценённым.
УДАЧНО
продуманность социума
многозначная метафора
блестящие актёрские работы
НЕУДАЧНО
небольшой бюджет
9
ОТЛИЧНО

Читайте также

Статьи

«Сто лет тому вперёд» — не Алиса? Отличия от оригинала, вселенная, отсылки и пасхалки 12
0
13317
«Сто лет тому вперёд» — не Алиса? Отличия от оригинала, вселенная, отсылки и пасхалки

Разбираем мир 2124 года со спойлерами!

Роман Суржиков «Кукла на троне». Интриги внутри интриг
0
69619
Роман Суржиков «Кукла на троне». Интриги внутри интриг

Третий том фэнтезийной эпопеи об очередной «игре престолов»

«Мятежная луна: Дарующая шрамы»: наш обзор. Да начнётся битва… за урожай!  3
0
115983
«Мятежная луна: Дарующая шрамы»: наш обзор. Да начнётся битва… за урожай! 

Зак Снайдер наконец показал экшен не хуже «Звёздных войн». В конце!

Художник Олег Юрков: забавные монстры, мультяшные чудовища и герои нашего детства 8
0
197977
Художник Олег Юрков: забавные монстры, мультяшные чудовища и герои нашего детства

Петербургский художник — о том, сложно ли придумывать смешные вещи, как традиционная живопись может довести до нервного срыва и почему срисовывать — не стыдно.

Читаем отрывок из романа Ци Юэ «Звёзды»
0
172474
Читаем отрывок из романа Ци Юэ «Звёзды»

Недалекое будущее. Управляемый термоядерный синтез подарил человечеству дешевую энергию, прорыв в генетике позволил создавать новых, усовершенствованных людей. В этом безмятежном мире происходит нечто чудовищное: два научных центра в Китае и Европе исчезают без следа, […]

Фантастические твари из глубокого космоса: как астробиологи реконструируют внеземную жизнь 13
0
208233
Фантастические твари из глубокого космоса: как астробиологи реконструируют внеземную жизнь

Кого люди повстречают на других планетах — зелёных человечков, воинственные треножники или разумный океан?

«Паразит: Серый» — спорная экранизация манги, но идеальный спин-офф
0
247721
«Паразит: Серый» — спорная экранизация манги, но идеальный спин-офф

Дорама придется по душе как фанатам вселенной, так и тем, кто с ней только начинает знакомство.

Фантастический подкаст 9
0
493149
Сражаемся со злыми бывшими вместе в Эдгаром Райтом в 122 выпуске «Фантастического подкаста»

Обретайте силу САМОУВАЖЕНИЯ, точите пиксельный меч и заваривайте любой из двух десятков сортов чая Рамоны Флауэрс!

Спецпроекты

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: