Бум комиксов в России. Что говорят издатели

17 апреля 2014
Фото аватара
17.04.2014
98972
34 минуты на чтение
Бум комиксов в России. Что говорят издатели 13

Вопрос 2. Есть ли аудитория?

Можно ли говорить, что в России и русскоязычных странах уже есть постоянная и широкая аудитория комиксов, или она только начинает формироваться?

Сергей ТИШКОВ: Покупателей комиксов в России можно условно разделить на две основные группы. Первая — это фанаты и коллекционеры комиксов, вторая — широкая аудитория. Эта аудитория и помогает реализовывать достаточно большие тиражи, особенно в подарочных и дорогих форматах. Но она и заставляет нас работать преимущественно с раскрученными франшизами и известными авторами.

Валентин ЗАВАРЗИН: Постоянная аудитория имеется, численность её пока не очень велика, однако постоянно растёт, и потолок будет достигнут ещё не скоро.

Кристина ОГНЕВА: Думаю, постоянная аудитория в нашей стране есть. Другой вопрос — насколько она широкая. Ещё несколько лет назад комиксами на русском интересовались в основном представители отечественного фэндома, те, кто следил за развитием западной комикс-индустрии. Сейчас, на волне популярности супергеройской темы, поклонников становится всё больше. Доказательство тому — рост тиражей. Да и отечественные комиксконвенты набирают популярность.

Вадим НАЗАРОВ: Мне кажется, что следом за нынешним пиком спроса последует продолжительное «плато». Уже подросло и вступило в платёжеспособный возраст поколение, выросшее на «Утиных историях» (комиксы по мотивам «Утиных историй» регулярно выпускались издательством «Эгмонт» в первой половине 1990-х. — Прим. МФ). Для них переход к графическому роману абсолютно закономерен.

«Мы наблюдаем зарождение комикс-культуры».

Асхат МАЙТИЕВ: Мне трудно говорить о России, но в Казахстане мы наблюдаем зарождение комикс-культуры. Жаль, что большинство всё ещё придерживается мысли «комиксы для детей». Сейчас это огромная индустрия, в которую вкладывают немалые деньги; да, возможно, из-за коммерциализации комиксы видоизменились и несколько утратили свой шарм, но большие деньги означают более качественный продукт, более качественное исполнение.

Александр КОРОТОВ: Постоянная аудитория есть, но вот до «широкой» ещё очень далеко.

Наталия НЕСТЕРОВА: Я думаю, что аудитория есть. Она достаточно разнообразна и постоянно меняется за счёт притока новых людей, заинтересовавшихся жанром. Есть фанаты, которые увлекаются комиксами давно, хорошо разбираются в отдельных направлениях, и у них есть любимые персонажи, художники, сценаристы. А есть новички, которые только-только начали читать комиксы. Неважно, что их привлекло: успех нового блокбастера, реклама, рекомендация друзей в социальных сетях или же просто увиденная на прилавке яркая обложка, — потом они уже не могут оторваться от своего нового увлечения.

Очень важно, что среди покупателей комиксов немало взрослых людей, которые закончили школу или даже институт, но продолжают покупать и читать комиксы. Если несколько лет назад комиксы в основном читали дети и подростки, то сейчас почти треть аудитории составляют молодые люди старше восемнадцати лет.

Иван ЧЕРНЯВСКИЙ: Широкой нет и вряд ли будет. Постоянная аудитория, конечно, есть. Но если совсем честно, то это пока несколько тысяч человек по стране; ситуации с десятитысячными тиражами «Хранителей» пока ещё исключение. Пока. Но преуменьшать заслуги аудитории не стоит — покупателей комиксов у нас явно больше чем, например, покупателей легальной музыки в iTunes.

Артём ГАБРЕЛЯНОВ: И то, и другое: у нас уже есть довольно большая аудитория читателей, но ей ещё расширяться и расширяться. В США комикс считается успешным, если его бумажную версию покупают в количестве 100 тысяч экземпляров. Я не вижу причин, по которым у нас это не было бы возможно.

«Многие интересуются комиксами, но не очень в них разбираются».

Анна ЛОГУНОВА: И да, и нет. Аудитория есть, и достаточно широкая, но постоянной её, наверное, называть ещё рано. Пока что имеет смысл говорить о потенциальной аудитории: очень многие интересуются комиксами и готовы их покупать, но не очень в них разбираются, ориентируясь исключительно на мнение посвящённых комиксам интернет-порталов, которых пока тоже не так много, как хотелось бы.

Леонид КОМАРОВСКИХ: Если буквально пару лет назад любители комиксов покупали буквально все комиксы, которые выходили, то сейчас они уже начинают выбирать из всего разнообразия на рынке. Скоро должны сформироваться разные группы любителей комиксов — любители супергероики, драмы или авторских работ. Тогда-то эти разные группы и будут представлять «широкую аудиторию», пока что мы лишь на пути к ней.

Михаил БОГДАНОВ: Можно! И эта аудитория пусть медленно, но становится больше с каждым годом.

О том, что аудитория комиксов «взрослеет», убедительно говорят и сами издания, которые сейчас выходят на русском. Среди них всё больше историй, ориентированных именно на старших читателей. А значит, есть все шансы, что комиксы вскоре окончательно расстанутся с незаслуженной репутацией чтива для детей.

Вопрос 3. Куда делась манга?

Несколько лет назад в России был настоящий бум манги. Рынок оказался перенасыщен, популярность манги пошла на убыль, и сейчас её выпускают уже не столь активно. Нет ли опасений, что комиксы повторят судьбу манги и для такого обилия изданий, которое ожидается в 2014 году, просто не найдётся достаточно покупателей?

Сергей ТИШКОВ: Мне кажется, сейчас есть все условия для активного издания западных комиксов и для роста этого направления. На книжном рынке всё быстро меняется: то, что хорошо продавалось вчера, серьёзно падает в продажах сегодня, а завтра вообще может остаться на складе. Такие тенденции и обязаны предугадывать лидеры издательского бизнеса. Перспективы у рынка комиксов есть. И он обладает своей спецификой, отличной от рынка манги.

Кристина ОГНЕВА: Конечно, опасения есть. Но мы сделали ставку на признанные, культовые комиксы и графические романы. Мы стараемся сделать действительно качественную локализацию, для чего привлекаем к работе шрифтовиков и художников. Кроме того, чтобы сделать комиксы более понятными читателю, мы стараемся снабжать наши издания обстоятельными комментариями, а это требует времени и привлечения дополнительных источников информации. Но, как показал опыт, наши читатели ценят такой подход — мы получаем много слов благодарности.

Александр КОРОТОВ: Скользкий вопрос. С одной стороны, конкуренция и насыщение рынка должны бы заставить издателя делать свой продукт максимально качественно, с другой — мы видим, что люди берут комиксы, не глядя на качество, тем самым оправдывая подход некоторых издателей «и так купят». Опасения, что комиксы повторят судьбу манги, есть, но сегодня перенасыщение рынка идёт скорее издательствами, чем собственно комиксами.

Валентин ЗАВАРЗИН: Я не берусь судить, почему упал интерес к манге. Возможно, в будущем это может повториться и с комиксами, но не раньше, чем издатели исчерпают запас качественных историй и примутся насыщать рынок средне- и низкокачественными изданиями. Однако запас произведений, которые с лёгкостью помогают отвечать на вопрос «почему комиксы вообще читают люди за 16?», ещё очень велик.

Отличных зарубежных комиксов хватит, чтобы выпускать их несколько лет, формируя положительное отношение к этому виду искусства. А если подтянутся и отечественные авторы и художники, то можно не волноваться за будущее индустрии в России. Однако есть риск, что низкокачественная продукция всё заполонит ещё до того, как исчерпается «золотой запас» рисованных историй. И это может в очередной раз подкосить зарождающийся рынок. Но мы со своей стороны уж точно постараемся этого не допустить.

Вадим НАЗАРОВ: Нынешние релизы графических романов опираются не на моду в маргинальных сообществах, а на мощные рекламные кампании, которые финансируют кинопрокатчики. Образно говоря, флюгерами спроса вертит горячий ветер из Калифорнии.

Асхат МАЙТИЕВ: К сожалению, мир манги для меня как оставался, так и остаётся чем-то неизведанным и непонятным. Но я соглашусь, что в какой-то момент манги стало чересчур много. Внезапно появилась масса так называемых мангак, чей сумрачный гений в промышленных масштабах порождал творения различной степени отвратительности. Возможно, это сыграло отрицательную роль в развитии данного культурного пласта. Стало очевидно: очень важно заполнить рынок качественной продукцией, которая не будет вызывать отторжения у читателей. Именно поэтому издателям важно грамотно подходить к выбору материала из великого множества западных творений. Нужно включать внутреннего цензора, избегая откровенно слабых иностранных комиксов. Надо повышать общее качество комиксов, выходящих на русском языке.

«Манга интересна поклонникам восточной культуры и анимации. Для остальных она была экзотикой».

Наталия НЕСТЕРОВА: Манга — достаточно специфический продукт, интересный прежде всего поклонникам восточной культуры и анимации. Для остальных она была экзотикой — и не всем пришлась по вкусу. Западные комиксы и графические романы более привычны для наших читателей и ближе к традиционной литературе. Кроме того, они предоставляют большее разнообразие жанров, стилей и направлений. Если же говорить о супергероике, то пока супергерои регулярно появляются на экранах, становятся героями сериалов и игр, интерес к ним ни за что не ослабнет.

Иван ЧЕРНЯВСКИЙ: Эти опасения озвучивают, как правило, фанаты и издатели манги, мол, «мы-то знаем, чем всё кончится». Я вот не уверен, что всё рухнуло из-за перенасыщения. Из-за того, что рынок был забит второсортными сериями, а настоящие хиты выходили невыносимо медленно — могло рухнуть. Из-за плавающего качества изданий — могло.

Мы для себя отмечаем, что наша аудитория конечна, мол, «рано или поздно мы продадим комиксы всем, кто этого хотел». Но пока магазин стабильно показывает рост оборотов, а магазин мы считаем масштабной моделью индустрии по стране. Главное — издавать не шлак и издавать хорошо, а покупатель найдётся.

Ну и нельзя забывать, что и манга и комиксы в целом — неоднородное явление. Не могу представить себе человека, который хотел бы собирать всё, выходящее на русском, — это шизофрения. Нет покупателя, который должен покупать это всё, как нет и людей, которые скупают весь ассортимент книжного магазина, есть покупатели на то или иное направление. Их — достаточно.

«Фирмы, выпускающие мангу, не работали с аудиторией».

Артём ГАБРЕЛЯНОВ: Если отвечать на этот вопрос подробно, то может не хватит места 🙂
Скажу кратко: в крахе рынка манги виноваты издательства и только издательства. Фирмы, выпускающие мангу, не работали с аудиторией, не развивали её, не думали о будущем… Я уверен, что индустрия комиксов в России на повторит все эти ужасные ошибки. По крайней мере, мы в BUBBLE точно не собираемся 🙂

Анна ЛОГУНОВА: Кризис манги случился потому, что издатели переоценили количество потенциальных покупателей и буквально завалили рынок продукцией, причём не всегда качественной. Масса манга-сериалов оказались брошены, что тоже не лучшим образом сказалось на ситуации — многие теперь просто боятся покупать печатную мангу, опасаясь, что они так и не увидят окончания своих любимых серий, и предпочитают читать мангу в интернете. Тем не менее у манги была и есть своя постоянная аудитория. Ситуация с мангой улучшится, просто на это нужно время.

Конечно же, опасения по поводу комиксов есть. Не исключено, что после вспышки интереса к комиксам последует спад, но я уверена, что в конце концов ситуация стабилизируется. Мы имеем перед глазами пример европейских стран (Франции, Германии, Италии) — история комикс- и манга-индустрии в этих странах старше, чем в России, и она тоже переживала свои подъёмы и спады, но сейчас рынок комиксов в этих странах стабилен, и как у комиксов, так и у манги есть постоянная аудитория, причём огромная.

Ещё есть такой момент: манга издавалась у нас в основном при финансовой поддержке гигантов книжной индустрии («Эксмо», АСТ), и когда эти гиганты увидели, что обороты не соответствуют их ожиданиям, они решили урезать или прикрыть это направление — и сделали это без особого ущерба для себя. Комиксы же сейчас издаются в основном небольшими компаниями, для которых это направление основное. К тому же издатели комиксов, во-первых, часто состоят из энтузиастов, которые неплохо разбираются в том, что издают, а во-вторых, не уйдут из индустрии так легко. Так что такого масштабного кризиса, какой случился с мангой, с комиксами точно не произойдёт.

«Люди стали требовательнее и перестали покупать мангу только за то, что это манга».

Леонид КОМАРОВСКИХ: С моей точки зрения, в падении рынка манги виноваты крупные издательства, постоянно выкидывающие на рынок всё новые и новые лицензии, при этом ожидая, что они будут продаваться так же, как и раньше. И в тот момент, когда люди стали более требовательны к качеству издания, стали тщательно выбирать серии для своих коллекций, продажи упали. Мангу перестали покупать только потому что это манга. В этот момент стоило бы заморозить некоторые серии, сделав упор на хорошо продающиеся, но вместо этого решили вообще закрыть всё направление.

Если издатели комиксов так же будут бездумно насыщать рынок, то и его ждёт обвал. Но стоит помнить, что серии комиксов не такие длинные, как в случае с мангой, и издатели покупают лицензии на действительно хорошие комиксы — проходных вещей по сравнению с изданиями манги очень мало.

Михаил БОГДАНОВ: Перенасыщение рынка, безусловно, в какой-то момент произойдёт, но в отличии от манги, комиксы всё же сильно различаются между собой по графике, по сюжетам, по жанрам, поэтому, мне кажется, что интерес к ним не спадёт так резко. Конечно, рынок перестроится и издательства будут вынуждены отказаться от ряда серий, но участь манги комиксам не грозит.

Похоже, издатели комиксов учли ошибки коллег, занимавшихся выпуском манги в России. И это вселяет надежду, что постигшая её незавидная судьба западные комиксы минует.

Читайте также

Статьи

Какие фильмы смотреть в апреле 2024 в кино? Кирдык Америке, взрослая Алиса и французская романтика 9
0
37245
Какие фильмы смотреть в апреле 2024 в кино? Кирдык Америке, взрослая Алиса и французская романтика

В апреле российский прокат богат на интересные инди-фильмы.

«Задача трёх тел»: какой получилась западная экранизация китайского романа 3
0
47587
«Задача трёх тел»: какой вышла западная экранизация китайского романа

Неровная, но интересная попытка экранизировать сверхпопулярный роман китайского фантаста

Мир фантастики. Спецвыпуск № 14 (2024). Фантастическая музыка 2
0
121464
Мир фантастики. Спецвыпуск № 14 (2024). Фантастическая музыка

О том, как музыканты передают образы Средиземья, будущего или стимпанка, и об историях, которые они рассказывают в своих песнях.

Сериал Halo, второй сезон: идеальная посредственность 4
0
96442
Сериал Halo, второй сезон: идеальная посредственность

На каждую интересную сюжетную находку найдётся своя банальность.

Mass Effect 5: чего мы ждём? Намёки, загадки и надежды фанатов 2
0
142029
Новый Mass Effect: чего мы ждём? Намёки, загадки и надежды фанатов

Будущее Млечного Пути, каноничный финал и возвращение Капитана

Настольная игра «Побег из Вистара»: тактика и стратегия гениальных лабораторных крыс 1
0
214906
Настольная игра «Побег из Вистара»: тактика и стратегия гениальных лабораторных крыс

Атмосферный еврогейм о построении колонии грызунов

Лю Цысинь «О муравьях и динозаврах». Тяжкая жизнь в симбиозе
0
200383
Лю Цысинь «О муравьях и динозаврах». Тяжкая жизнь в симбиозе

Пёстрый сборник знаменитого китайского фантаста

Мультсериал X-Men ’97: возвращение Радиоактивных людей. Первые впечатления 1
0
331051
Мультсериал X-Men ’97: возвращение Радиоактивных людей. Первые впечатления

Как минимум не хуже оригинала!

Спецпроекты

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: