Бум комиксов в России. Что говорят издатели

17 апреля 2014
Фото аватара
17.04.2014
98970
34 минуты на чтение
Бум комиксов в России. Что говорят издатели 13

Вопрос 6. Приживётся ли в России европейский комикс?

В отличие от американских комиксов, европейские у нас издаются пока очень редко. Есть ли шансы, что в обозримом будущем мы чаще станем видеть их на русском языке?

Валентин ЗАВАРЗИН: Да, шансы есть, и очень большие.

Кристина ОГНЕВА: Мы пока не планируем обращаться к этому жанру, но посмотрим, может, в будущем что-то и изменится.

Сергей ТИШКОВ: Мы работаем на широкую аудиторию. Европейские комиксы — своя культура, свой мир. Пока они привлекают лишь фанатов. Думаю, что нам пока рано делать на этом бизнес.

Асхат МАЙТИЕВ: Шансы есть, и весьма хорошие. Наше издательство как раз-таки решило пробить дорожку европейским комиксам и планомерно движемся к тому, чтобы BD (bandes dessinées, французские комиксы. — Прим. МФ) стали более доступны для русскоязычных читателей.

Александр КОРОТОВ: Затрудняюсь ответить. Европейские лицензии заметно дороже, что, разумеется, сказывается на конечной цене. А какими бы шикарными и красочными ни были европейские работы, при высокой стоимости широкой популярности им не завоевать.

Вадим НАЗАРОВ: Это зависит от планов европейских киностудий. В Европе очень много интересных и весьма радикальных графических романов, но для их издания требуется изрядное мужество.

Наталия НЕСТЕРОВА: Европейские комиксы очень самобытны. Они в массе своей рассчитаны на более взрослую аудиторию, а по формату (и, как правило, по цене) ближе к подарочной продукции. Поэтому для их реализации требуются особые механизмы продаж, которые на нашем рынке пока ещё не слишком развиты. Но сами по себе эти комиксы очень интересны, разнообразны и вполне могут найти своих читателей и в России.

«Наш читатель любит большой формат, твёрдую обложку, детальный, реалистичный рисунок».

Иван ЧЕРНЯВСКИЙ: Судя по всему, там другие основы для работы с правообладателями, поэтому это всё затягивается. У нас издаётся много европейских инди-комиксов и нонфикшна (продукция «Бумкниги»), а вот с традиционными BD дело плохо. При том что это формат, который потенциально очень близок русскому читателю. Наш читатель любит большой формат, твёрдую обложку, детальный, реалистичный рисунок — даже неважно, что там будет по сюжету и смыслу, продаваться будет. Но после печальной истории с «Метабаронами» я пока в это не верю. За дело должен взяться большой игрок, который комплексно подойдёт к вопросу. Много покажет запуск Blacksad — если продажи подтвердят, что покупатели его ждали, пойдут и другие серии..

Анна ЛОГУНОВА: Я абсолютно уверена, что мы станем видеть их чаще, это исключительно вопрос времени. Европейские комиксы пока что не очень известны в России, и издатели боятся с ними экспериментировать. Но, как я уже говорила, есть довольно широкая аудитория, которой интересна не супергероика, а серьёзные, интересные, нестандартные серии с качественным рисунком и хорошими сюжетами; и есть много прекрасных европейских комиксов, особенно французских BD, которые такая аудитория как раз способна оценить по достоинству. Европейские комиксы пойдут нарасхват, если их как следует рекламировать.

Леонид КОМАРОВСКИХ: Конечно же! Пока что новые читатели приходят к супергероике, но рано или поздно им захочется разнообразия, чего-то нового и необычного. В необычности европейские комиксы сильно дают фору американским, и надо просто дать рынку комиксов набрать немного «веса» в читательской базе.

В Европе выпущено множество великолепных комиксов. Причём жанровое разнообразие среди BD куда богаче, чем среди американских комиксов, да и сюжеты взрослее и серьёзнее. Поэтому мы очень надеемся, что начинание Talking Head поддержат и другие издатели. Как видим, шансы на это есть.

Вопрос 7. А русский?

Готовы ли вы работать с русскоязычными авторами комиксов или не видите среди них достойных кандидатов?

Сергей ТИШКОВ: Я не изучал рынок подробно, но художники у нас традиционно сильны — как в классической иллюстрации, так и в комиксах. Конечно, есть планы по сотрудничеству с отечественными авторами и художниками.

Валентин ЗАВАРЗИН: Мы в данный момент разрабатываем несколько отечественных проектов, но никаких подробностей до официального анонса я разглашать не буду.

Кристина ОГНЕВА: Не могу сказать, что достойных кандидатов нет, просто для себя мы определились с приоритетами — это прежде всего переводные комиксы и графические романы.

«Индустрии у нас нет. Всё держится на энтузиастах».

Вадим НАЗАРОВ: Я бы с удовольствием поработал продюсером какого-нибудь русского графического романа. Но индустрии у нас нет. Всё держится на двух-трёх атлантах-энтузиастах.

Александр КОРОТОВ: Может, с моей стороны это нескромно, но я считаю, что одному перспективному отечественному проекту я уже дал путёвку в жизнь. Попутно приобрёл опыт работы с отечественными авторами комиксов. Предложения от авторов поступают часто, но, опираясь на упомянутый опыт, я решил принимать к рассмотрению только завершённые проекты.

Наталия НЕСТЕРОВА: Компания «Панини» занимается лицензионной продукцией. Мы не делаем комиксы «с нуля», но, если появится интересный российский проект, мы с интересом рассмотрим перспективы сотрудничества.

Асхат МАЙТИЕВ: Скажу больше: мы не просто готовы, но и работаем, причём не только с российскими, но и с казахстанскими авторами! Совместно с KhanComics мы уже запустили комикс «Смерть, к которой он не причастен» российского автора Максима Шараева. Уже появились на прилавках первые тома казахстанских серий — «Ермек» Мадибека Мусабекова, «Сказки» Артёма Горчакова, буквально на днях должна выйти «Степь» Жениса Тасболатова. При этом хочется отметить, что по уровню художественного мастерства наши авторы ничем не уступают западным.

Леонид КОМАРОВСКИХ: Буквально лет пять назад у художника был единственный способ издать комикс — выпустить его за собственные деньги. Тогда комикс получался именно таким, как его хотел видеть автор. Коммерческое издание комиксов подразумевает участие редакторов, корректоров, в этом случае у автора остаётся не так уж и много свободы. Я сейчас не припомню художников, пытавшихся выпускать ранее что-то своё и сейчас работающих в коммерческих комиксах (их, правда, и мало).

Я готов работать с российскими авторами, но не готов выпускать авторские работы.

Михаил БОГДАНОВ: Готовы и издаём их уже много лет. Почти все комиксы российских авторов, которые выходили в «Комильфо», стали бестселлерами. В этом году мы планируем издать пять комиксов наших соотечественников. Все они очень разные, и мы искренне гордимся, что взялись за эти проекты.

Уверены, среди наших читателей немало талантливых авторов и художников, способных создать великолепный комикс. И в них должны вселить оптимизм единодушные ответы наших собеседников.

Спасибо нашим собеседникам — как за ответы, так и за проделанную работу. Надеемся, российской индустрии комиксов удастся удержать тот стремительный темп, с которым она развивается в последние полтора-два года, и издатели продолжат радовать нас отличными комиксами. А мы обязательно вам о них расскажем.

Читайте также

Статьи

Какие фильмы смотреть в апреле 2024 в кино? Кирдык Америке, взрослая Алиса и французская романтика 9
0
36877
Какие фильмы смотреть в апреле 2024 в кино? Кирдык Америке, взрослая Алиса и французская романтика

В апреле российский прокат богат на интересные инди-фильмы.

«Задача трёх тел»: какой получилась западная экранизация китайского романа 3
0
47226
«Задача трёх тел»: какой вышла западная экранизация китайского романа

Неровная, но интересная попытка экранизировать сверхпопулярный роман китайского фантаста

Мир фантастики. Спецвыпуск № 14 (2024). Фантастическая музыка 2
0
120933
Мир фантастики. Спецвыпуск № 14 (2024). Фантастическая музыка

О том, как музыканты передают образы Средиземья, будущего или стимпанка, и об историях, которые они рассказывают в своих песнях.

Сериал Halo, второй сезон: идеальная посредственность 4
0
96044
Сериал Halo, второй сезон: идеальная посредственность

На каждую интересную сюжетную находку найдётся своя банальность.

Mass Effect 5: чего мы ждём? Намёки, загадки и надежды фанатов 2
0
141665
Новый Mass Effect: чего мы ждём? Намёки, загадки и надежды фанатов

Будущее Млечного Пути, каноничный финал и возвращение Капитана

Настольная игра «Побег из Вистара»: тактика и стратегия гениальных лабораторных крыс 1
0
214489
Настольная игра «Побег из Вистара»: тактика и стратегия гениальных лабораторных крыс

Атмосферный еврогейм о построении колонии грызунов

Лю Цысинь «О муравьях и динозаврах». Тяжкая жизнь в симбиозе
0
200029
Лю Цысинь «О муравьях и динозаврах». Тяжкая жизнь в симбиозе

Пёстрый сборник знаменитого китайского фантаста

Мультсериал X-Men ’97: возвращение Радиоактивных людей. Первые впечатления 1
0
330658
Мультсериал X-Men ’97: возвращение Радиоактивных людей. Первые впечатления

Как минимум не хуже оригинала!

Спецпроекты

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: