Вопрос 6. Приживётся ли в России европейский комикс?
Валентин ЗАВАРЗИН: Да, шансы есть, и очень большие.
Кристина ОГНЕВА: Мы пока не планируем обращаться к этому жанру, но посмотрим, может, в будущем что-то и изменится.
Сергей ТИШКОВ: Мы работаем на широкую аудиторию. Европейские комиксы — своя культура, свой мир. Пока они привлекают лишь фанатов. Думаю, что нам пока рано делать на этом бизнес.
Асхат МАЙТИЕВ: Шансы есть, и весьма хорошие. Наше издательство как раз-таки решило пробить дорожку европейским комиксам и планомерно движемся к тому, чтобы BD (bandes dessinées, французские комиксы. — Прим. МФ) стали более доступны для русскоязычных читателей.
Александр КОРОТОВ: Затрудняюсь ответить. Европейские лицензии заметно дороже, что, разумеется, сказывается на конечной цене. А какими бы шикарными и красочными ни были европейские работы, при высокой стоимости широкой популярности им не завоевать.
Вадим НАЗАРОВ: Это зависит от планов европейских киностудий. В Европе очень много интересных и весьма радикальных графических романов, но для их издания требуется изрядное мужество.
Наталия НЕСТЕРОВА: Европейские комиксы очень самобытны. Они в массе своей рассчитаны на более взрослую аудиторию, а по формату (и, как правило, по цене) ближе к подарочной продукции. Поэтому для их реализации требуются особые механизмы продаж, которые на нашем рынке пока ещё не слишком развиты. Но сами по себе эти комиксы очень интересны, разнообразны и вполне могут найти своих читателей и в России.
«Наш читатель любит большой формат, твёрдую обложку, детальный, реалистичный рисунок».
Иван ЧЕРНЯВСКИЙ: Судя по всему, там другие основы для работы с правообладателями, поэтому это всё затягивается. У нас издаётся много европейских инди-комиксов и нонфикшна (продукция «Бумкниги»), а вот с традиционными BD дело плохо. При том что это формат, который потенциально очень близок русскому читателю. Наш читатель любит большой формат, твёрдую обложку, детальный, реалистичный рисунок — даже неважно, что там будет по сюжету и смыслу, продаваться будет. Но после печальной истории с «Метабаронами» я пока в это не верю. За дело должен взяться большой игрок, который комплексно подойдёт к вопросу. Много покажет запуск Blacksad — если продажи подтвердят, что покупатели его ждали, пойдут и другие серии..
Анна ЛОГУНОВА: Я абсолютно уверена, что мы станем видеть их чаще, это исключительно вопрос времени. Европейские комиксы пока что не очень известны в России, и издатели боятся с ними экспериментировать. Но, как я уже говорила, есть довольно широкая аудитория, которой интересна не супергероика, а серьёзные, интересные, нестандартные серии с качественным рисунком и хорошими сюжетами; и есть много прекрасных европейских комиксов, особенно французских BD, которые такая аудитория как раз способна оценить по достоинству. Европейские комиксы пойдут нарасхват, если их как следует рекламировать.
Леонид КОМАРОВСКИХ: Конечно же! Пока что новые читатели приходят к супергероике, но рано или поздно им захочется разнообразия, чего-то нового и необычного. В необычности европейские комиксы сильно дают фору американским, и надо просто дать рынку комиксов набрать немного «веса» в читательской базе.
Вопрос 7. А русский?
Сергей ТИШКОВ: Я не изучал рынок подробно, но художники у нас традиционно сильны — как в классической иллюстрации, так и в комиксах. Конечно, есть планы по сотрудничеству с отечественными авторами и художниками.
Валентин ЗАВАРЗИН: Мы в данный момент разрабатываем несколько отечественных проектов, но никаких подробностей до официального анонса я разглашать не буду.
Кристина ОГНЕВА: Не могу сказать, что достойных кандидатов нет, просто для себя мы определились с приоритетами — это прежде всего переводные комиксы и графические романы.
«Индустрии у нас нет. Всё держится на энтузиастах».
Вадим НАЗАРОВ: Я бы с удовольствием поработал продюсером какого-нибудь русского графического романа. Но индустрии у нас нет. Всё держится на двух-трёх атлантах-энтузиастах.
Александр КОРОТОВ: Может, с моей стороны это нескромно, но я считаю, что одному перспективному отечественному проекту я уже дал путёвку в жизнь. Попутно приобрёл опыт работы с отечественными авторами комиксов. Предложения от авторов поступают часто, но, опираясь на упомянутый опыт, я решил принимать к рассмотрению только завершённые проекты.
Наталия НЕСТЕРОВА: Компания «Панини» занимается лицензионной продукцией. Мы не делаем комиксы «с нуля», но, если появится интересный российский проект, мы с интересом рассмотрим перспективы сотрудничества.
Асхат МАЙТИЕВ: Скажу больше: мы не просто готовы, но и работаем, причём не только с российскими, но и с казахстанскими авторами! Совместно с KhanComics мы уже запустили комикс «Смерть, к которой он не причастен» российского автора Максима Шараева. Уже появились на прилавках первые тома казахстанских серий — «Ермек» Мадибека Мусабекова, «Сказки» Артёма Горчакова, буквально на днях должна выйти «Степь» Жениса Тасболатова. При этом хочется отметить, что по уровню художественного мастерства наши авторы ничем не уступают западным.
Леонид КОМАРОВСКИХ: Буквально лет пять назад у художника был единственный способ издать комикс — выпустить его за собственные деньги. Тогда комикс получался именно таким, как его хотел видеть автор. Коммерческое издание комиксов подразумевает участие редакторов, корректоров, в этом случае у автора остаётся не так уж и много свободы. Я сейчас не припомню художников, пытавшихся выпускать ранее что-то своё и сейчас работающих в коммерческих комиксах (их, правда, и мало).
Я готов работать с российскими авторами, но не готов выпускать авторские работы.
Михаил БОГДАНОВ: Готовы и издаём их уже много лет. Почти все комиксы российских авторов, которые выходили в «Комильфо», стали бестселлерами. В этом году мы планируем издать пять комиксов наших соотечественников. Все они очень разные, и мы искренне гордимся, что взялись за эти проекты.
Уверены, среди наших читателей немало талантливых авторов и художников, способных создать великолепный комикс. И в них должны вселить оптимизм единодушные ответы наших собеседников.
Спасибо нашим собеседникам — как за ответы, так и за проделанную работу. Надеемся, российской индустрии комиксов удастся удержать тот стремительный темп, с которым она развивается в последние полтора-два года, и издатели продолжат радовать нас отличными комиксами. А мы обязательно вам о них расскажем.