
Марк Уэйд заявил о себе ещё в конце 1980-х как сценарист DC, а позже трудился и на Marvel. Его произведения отличаются весьма оригинальным взглядом на весь жанр супергероики и на конкретных персонажей, а уж работа над сериями про Капитана Америку, Флэша и Супермена и вовсе сделала Уэйда звездой. В 2007 году он занял пост главного редактора новосозданного издательства комиксов Boom! Studios, которое при нём добилось изрядных успехов. При этом Марк не только руководил компанией — не забывал он и про творчество.
Марк Уэйд не уступает мэтрам вроде Гранта Моррисона, Фрэнка Миллера и Уоррена Эллиса, но, в отличие от них, до недавнего времени был в наших краях куда менее известен. К счастью, теперь комиксы Уэйда появляются на отечественных прилавках с похвальной регулярностью. Только за последнее время на русском вышли «Чёрная вдова», «Сорвиголова», «Щ.И.Т.», а также два комикса, о которых и пойдёт речь: «Царство небесное», один из самых примечательных кроссоверов DC Comics, выходивший в девяностых, и авторская работа сценариста — «Безнадёжный».
Безнадёжный. Книга 1
Irredeemable Vol. 1

Жанр: супергеройская драма
Сценарист: Марк Уэйд
Художник: Питер Краузе
Издательство: fanzon, 2018
Выход оригинала: 2009
Комиксы Уэйда для DC и Marvel отличались смелостью, но не выходили за определённые рамки. Именно поэтому появился «Безнадёжный», самая яркая его работа для Boom! Studios, которую Уэйд едва ли мог написать для DC или Marvel. Главный герой, явно навеянный образом Супермена, из защитника человечества вдруг превращается в величайшую угрозу для него.
Да, герои Marvel и DC тоже, бывало, «переходили на тёмную сторону» — хоть тот же Супермен во вселенной Injustice. Но у него была своя правда, и казалось, что герою дадут второй шанс. В «Безнадёжном» и название, и общий тон дают понять, что путь назад падшему закрыт.
«Безнадёжный» вышел жёстким и беспощадным, хотя натуралистичных сцен здесь нет — это не «Пипец» и не «Пацаны», где кровь льётся рекой. Уэйд сосредоточивается на эмоциях. На растерянности героев, которые отчаянно пытаются остановить своего недавнего лидера и предстают при этом не в лучшем свете. На ужасе человечества, готового на любые унижения, чтобы умилостивить бога в трико. Наконец, на драме Плутониана — он служил людям маяком надежды, но оставался тайной для всех и был лишён любви и дружеского участия. Флешбэки помогают читателю хотя бы отчасти понять того, кто наделён почти божественным могуществом.

А ещё комикс получился очень человечным и пронзительным. Сюжет непредсказуем и увлекателен, а блестяще прописанные герои западают в душу. Вот о злодеях этого не скажешь — в первом томе «Безнадёжного» они появляются лишь мельком, но, может, ещё проявят себя.
На русском вышло издание Premier, расширенный сборник из восьми выпусков. Однако это лишь зачин истории: он знакомит с персонажами и конфликтом, приподнимает завесу тайны над прошлым героя, но оканчивается явным многоточием. Фундамент, впрочем, Уэйд заложил внушительный. С нетерпением ждём следующих четырёх томов.

- интригующий сюжет
- нетривиальные персонажи
- жёсткий стиль повествования
- эпизодическая роль злодеев
Царство небесное
Kingdom Come

Сценарист: Марк Уэйд
Художник: Алекс Росс
Издательство: «Азбука-Аттикус», 2018
Выход оригинала: 1996
Супергерои в комиксах обычно почти не стареют, а регулярные перезагрузки помогают их омолодить. Но Фрэнк Миллер «Возвращением Тёмного рыцаря» доказал, что и сюжеты о постаревших героях могут быть интересны. К числу таких принадлежит и «Царство небесное».
События разворачиваются вне рамок основной вселенной DC, что даёт авторам творческую свободу. Вернувшийся из отставки Супермен воссоздаёт Лигу справедливости. Разочаровавшись в прежних методах, он наводит порядок железной рукой. И вот уже тюрьма для металюдей, прозванная «Гулагом», до отказа забита заключёнными. Не всем супергероям по душе новые методы Супермена и его последователей, и вскоре зарождается оппозиция.

В какой-то мере «Царство небесное» предвосхитило кроссовер Marvel «Гражданская война», где идейный конфликт привёл к столкновению недавних соратников. Правда, у Уэйда есть и третья сторона: злодеи, пытающиеся под шумок воплотить в жизнь свои планы. «Царство небесное» отличается от «Гражданской войны» и по тону. Уэйд уделяет личным переживаниям персонажей не слишком много внимания. Он творит эпос сродни античному, где судьбы мира вершат боги, а человеческим эмоциям места почти нет.
Персонажей тут немало, только большинство, увы, остаётся статистами. Но всё это меркнет на фоне потрясающего размаха, драматизма и накала страстей. «Царство небесное» — один из самых грандиозных и захватывающих комиксов издательства DC.
Хороша и визуальная составляющая. Иллюстрации многих комиксов 1990-х по современным меркам неказисты, но к работам Алекса Росса это не относится — они скорее напоминают кадры из первоклассного блокбастера. Многими панелями «Царства небесного» можно любоваться, будто живописными полотнами.

Отдельно похвалим отечественное издание. «Азбука» выпустила на русском «абсолютное» издание, куда помимо четырёх выпусков мини-серии вошли дополнения: история создания «Царства небесного», комментарии авторов, наброски персонажей с рассказом о том, как рождались их образы. Для тех, кто интересуется закулисьем мира комиксов, это маленькие сокровища.
- эпический размах
- напряжённый сюжет
- великолепный рисунок
- обилие бонусов
- большинство персонажей слабо раскрыты

Оставляя комментарии на сайте «Мира фантастики», я подтверждаю, что согласен с пользовательским соглашением Сайта.