Охотник за звуком. Беседа с Mechanical Pressure

15 декабря 2015
Фото аватара
15.12.2015
18692
6 минут на чтение
Mechanical Pressure
Наши читатели привыкли, что чаще всего под фантастической музыкой мы понимаем металл или фолк, однако люди, которые увлекаются фантастикой, могут писать музыку в самых разных стилях. И, независимо от звучания, их любовь к жанру легко заметна. Она может проявляться в сэмплах из фантастических фильмов или игр, «неземных звуках», футуристической атмосфере. В этот раз мы решили обратиться к популярной разновидности электронной музыки, именуемой брэйкбитом. На наши вопросы о связи фантастики и этого жанра согласился ответить Алексей Щербаков, известный по своему проекту Mechanical Pressure.
Интервью с музыкантом лучше читается под его музыку!


Досье

Mechanical Pressure
Mechanical Pressure — электронный музыкальный проект Алексея Щербакова. Изначально под этим названием выпускалась музыка в жанре drum’n’bass, но позже было принято решение отказаться от каких-либо рамок.
Mechanical Pressure выпускал треки как на отечественных, так и на зарубежных лейблах. Алексею довелось посотрудничать со многими именитыми музыкантами — The Crystal Method, Future Funk Squad, BETA, Mesmer. Музыка Mechanical Pressure не раз звучала на волнах многих мировых радиостанций. В 2013 году Алексей принимал участие в написании музыки для телесериала СТС «Выжить после». Кроме того, Алексей Щербаков — резидент BreakBeatZone, крупнейшего русскоязычного сообщества любителей и авторов breakbeat-музыки.

С 2011 года у вас регулярно выходят релизы на отечественных и иностранных лейблах. А чем вы занимались до Mechanical Pressure?

До этого я был простым студентом, учился на инженера ракетных двигателей. Примерно в то же время я увлёкся drum’n’bass-музыкой. Увлечение оказалось очень сильным: вскоре я уже выступал как диджей в разных городах, занимался организацией концертов и пробовал писать музыку.

С чего вообще начинался Mechanical Pressure?

В теперь уже далёком прошлом, сразу после учёбы в университете, я устроился работать в интернеткомпанию, где познакомился с человеком по имени Иван. Иван немного владел программой Frooty Loops (сейчас это FL Studio — популярная программа для создания электронной музыки) и даже пробовал писать что-то своё. В основном это был любимый мною drum’n’bass. Сначала мне просто нравилось смотреть, как он создаёт музыку на компьютере, а затем я захотел сам попробовать. У меня начало что-то получаться, и мы с Иваном решили объединить усилия. Так появился проект Mechanical Pressure. Наш электронный дуэт выпустил несколько d’n’b и dubstep-релизов, но некоторое время спустя Иван решил поменять направление музыки и начал сольную карьеру под псевдонимом Haxxy. А я продолжил развивать Mechanical Pressure.

Кстати, название Mechanical Pressure больше подошло бы для какого-нибудь тяжёлого техно-проекта. Почему вы выбрали его для своей достаточно лиричной музыки?

Этим названием проект обязан не только мне, но и Ивану. Мы искали название, которое характеризовало бы наше творчество. А на тот момент мы хотели создавать достаточно тяжёлый drum’n’bass. Долго думали, гадали и назвались «Механическим давлением», выбрав словосочетание, которое встречается крайне редко, но звучит интересно как на английском языке, так и на русском.

Mechanical Pressure

В вашей музыке важную часть составляют неэлектронные инструменты: гитара, бас. С чего начинается работа? Опишите творческий процесс.

Вовсе нет. Я использую или готовые сэмплы, или программные синтезаторы звука. Почти всё, что вы слышите на записях, — исключительно электроника. Впрочем, есть и «живые звуки». Мы с моим другом и коллегой Virus19xx’ом (Николай Соловьёв) периодически устраиваем настоящую охоту на звуки с диктофоном. Помню, как мы с ним бегали по квартире, хватая всё, что можно было поднять, и, как первобытные люди, пытались извлечь из этих предметров интересный звук. Стучали, тёрли, хлопали, скребли, кидали, включали, выключали, мяли и ломали. В ход шло всё, что попадалось на глаза: пакеты, батарея, диски, двери, пылесос, кухонная утварь… Даже в лифте специально прокатились, записав его гул, скрежет и скрипы. Ещё интересно записывать голоса, особенно когда источник звука не подозревает о том, что может попасть к нам на запись. Проведя буквально пару часов на улице, мы возвращаемся с полной флэшкой материала.

Работа над новыми композициями начинается всегда по-разному — то с «прописки», барабанов, то с какого-то интересного синтезированного звука, созданного программным инструментом. А порой музыка начинается с определённого настроения. Забавно, но когда у меня паршивое настроение, то получаются самые «вкусные» треки.

За три года у проекта накопилось примерно шесть десятков разных релизов. Многие объединены футуристической тематикой. У вас есть какое-то представление о том, как мы будем жить в будущем?

Я бы не стал называть свои треки футуристическими, просто мне нравится музыка со смыслом. Я люблю, чтобы в музыке было что-то вроде сюжета, чтобы под неё можно было «улететь», «утонуть», задуматься о чём-то фантастическом, неземном. Поэтому я часто прибегаю к «воздушному» и восточному звучанию — на мой взгляд, это придаёт музыке особую атмосферу, даже если она тяжёлая.

Насчёт будущего у меня нет конкретных представлений; но хочется, чтобы люди научились ценить действительно хорошие вещи — не только музыку, но и всё искусство в целом. А особенно я хочу, чтобы современное и будущее общество стало образованным и высокоморальным.

«Я хочу, чтобы современное и будущее общество стало образованным и высокоморальным»

Есть ли у вас любимые писатели? Чем увлекаетесь в свободное время, помимо музыки?

Я обожаю фантастику, в особенности вселенную Хищников и Чужих. Вообще я очень люблю футуристическую стилистику — киберпанк, фильмы про терминаторов и вообще научную фантастику про роботов. Ещё нравятся научные-популярные передачи про вселенную, звёзды. А вот книги я, наверное, последний раз читал, ещё когда в школе учился. Практически всё своё свободное время я отдаю музыке.

Расскажите об опыте работы с иностранными лейблами. Ну, например, с чего нужно начать, чтобы музыкант из Днепропетровска или Ростова-на-Дону смог издаться в Германии?

Здесь ничего «чудесного» нет. Главное — создавать интересную и качественную музыку и пробовать продвигать её на крупных лейблах. Порой для того, чтобы попасть на такой, достаточно собраться с силами и написать одно электронное письмо. Иногда менеджеры сами меня находят, как, например, произошло со свободным лейблом BBZ, резидентом которого я стал почти сразу. А многие из самых значимых релизов, в том числе на виниле, никогда не состоялись бы, если бы мой агент не познакомил меня с Гленом Никколзом, который уже давно стал иконой breakbeat-музыки со своим проектом Future Funk Squad.

Можно ли каким-то образом испортить отношения с лейблом?

Если лейбл безответственно относится к выпуску материалов и не соблюдает договорённости, то, конечно, имеет смысл с ним расстаться. Через подобное прошёл мой товарищ из BBZ Данил Гуров (проект NLP). К счастью, я с подобным ещё не сталкивался и, надеюсь, не столкнусь. Нужно уважать друг друга, и тогда всё будет хорошо.

Если не секрет, выпущенные релизы приносят вам какой-то доход?

К сожалению, я не в золотом меньшинстве музыкантов, которые могут похвастаться тем, что живут за счёт творчества. Какие-то отчисления, конечно, есть, но прожить на них нельзя. Во многом это связано с пиратством и общим культурным уровнем в нашей стране. Говорят, что у нас можно получать хорошие деньги, работая либо для элиты, либо для самых низов; от среднего класса отдача минимальна.

Сейчас появилось много площадок, где музыканты сами могут выложить свою музыку, — Bandcamp, Soundcloud. Какие сервисы вы используете и почему?

Подобные сайты здорово помогают музыкантам донести свою музыку до слушателей. У некоторых известных музыкантов есть треки с несколькими миллионами прослушиваний — эти цифры наглядно показывают, что эти сервисы востребованы. Но в то же время это не означает, что если вы закачали туда свой трек, он будет популярным.

Лично я пользуюсь Soundcloud, но выкладываю только короткие версии треков. Это связано с условиями лейбла, который прямо запрещает выкладывать полные версии треков в хорошем качестве в социальные сети. Но в этом нет необходимости — Soundcloud рассчитан на зарубежного слушателя, который, послушав короткую версию трека, захочет купить полную версию. А вот, к примеру, на своей страничке «Вконтакте» я выкладываю полные версии треков, но тамошнее качество не сравнится с качеством оригинальных записей.

«Я бы не стал называть свои треки футуристическими, просто мне нравится музыка со смыслом»

Вы писали музыку к российскому хоррорсериалу «Выжить после». Как проходила работа над ним? Что хотел получить заказчик и как вы с ним взаимодействовали?

Меня через общего товарища нашёл главный композитор этого сериала и предложил попробовать написать музыку к паре эпизодов. Когда я прошёл это испытание, мне предложили сделать звуковую дорожку ещё для нескольких эпизодов, потом ещё и ещё… Какие-то записи были отклонены, какие-то дополнительно обработаны руководящим композитором. В итоге до экрана добралось около двадцати минут записанного мной материала, который звучал в нескольких эпизодах телесериала. Это был интересный опыт. Теперь мне не страшно писать и для Голливуда!

Кстати, а как вы пытались «уловить» настроение сериала? Показывали ли вам отрывки, сценарий или ограничивались парой словесных описаний?

Мне присылали черновой вариант видео со сценами, к которым я должен был написать музыку. Так как это была фантастика с элементами хоррора, уловить идею для музыки было несложно. Ведь это моя любимая тематика.

Читайте также

Статьи

«Мир без Стругацких: Межавторская антология». Если бы АБС не было
0
41294
«Мир без Стругацких: Межавторская антология». Если бы АБС не было

Собрание альтернативной литературы

«Падение империи»: политический хоррор из недалёкого будущего
0
47597
«Падение империи»: политический хоррор из недалёкого будущего

Америку раздирает вражда, журналистов убивают, а люди принимают ужасы войны за «фейк ньюс».

Художница Полина Граф: книжные обложки, яркие персонажи и мир фэнтезийной космооперы 9
0
108031
Художница Полина Граф: книжные обложки, яркие персонажи и мир фэнтезийной космооперы

Российская художница — о трудностях создания обложек, любви к писательству и уникальном стиле

«Дева и дракон»: история о том, как одна принцесса сама себя спасала 3
0
97035
«Дева и дракон»: история о том, как одна принцесса сама себя спасала

Ещё одна попытка деконструировать троп «дамы в беде»

Читаем отрывок из книги «Терри Пратчетт. Жизнь со сносками»
0
102296
Читаем отрывок из книги «Терри Пратчетт. Жизнь со сносками»

Отрывок, в котором Терри договаривается о гонорарах, пишет с Нилом «Благие знамения» и едет в отпуск

Альфа Центавра, Тау Кита и все главные звёзды научной фантастики. 18
0
146949
Альфа Центавра, Тау Кита и все главные звёзды научной фантастики.

Что мы знаем о популярных звёздных системах из фильмов, книг и сериалов?

Читаем рассказ Игоря Каганцева «Королева» из сборника «Дождливый лес» 1
0
152007
Читаем рассказ Игоря Каганцева «Королева» из сборника «Дождливый лес»

Обедневший барон Ариндал, став жертвой подлого предательства, в поисках справедливости обращает на себя внимание самой королевы

1
0
182436
«Рубеж Шангри-Ла»: бестолковое, но чертовски зрелищное аниме для геймеров

Сюжет этого сериала ни на что не претендует. Зато когда начинается экшен, он сияет во всей красе.

Спецпроекты

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: