
Досье
Mechanical Pressure — электронный музыкальный проект Алексея Щербакова. Изначально под этим названием выпускалась музыка в жанре drum’n’bass, но позже было принято решение отказаться от каких-либо рамок.
Mechanical Pressure выпускал треки как на отечественных, так и на зарубежных лейблах. Алексею довелось посотрудничать со многими именитыми музыкантами — The Crystal Method, Future Funk Squad, BETA, Mesmer. Музыка Mechanical Pressure не раз звучала на волнах многих мировых радиостанций. В 2013 году Алексей принимал участие в написании музыки для телесериала СТС «Выжить после». Кроме того, Алексей Щербаков — резидент BreakBeatZone, крупнейшего русскоязычного сообщества любителей и авторов breakbeat-музыки.
С 2011 года у вас регулярно выходят релизы на отечественных и иностранных лейблах. А чем вы занимались до Mechanical Pressure?
До этого я был простым студентом, учился на инженера ракетных двигателей. Примерно в то же время я увлёкся drum’n’bass-музыкой. Увлечение оказалось очень сильным: вскоре я уже выступал как диджей в разных городах, занимался организацией концертов и пробовал писать музыку.
С чего вообще начинался Mechanical Pressure?
В теперь уже далёком прошлом, сразу после учёбы в университете, я устроился работать в интернеткомпанию, где познакомился с человеком по имени Иван. Иван немного владел программой Frooty Loops (сейчас это FL Studio — популярная программа для создания электронной музыки) и даже пробовал писать что-то своё. В основном это был любимый мною drum’n’bass. Сначала мне просто нравилось смотреть, как он создаёт музыку на компьютере, а затем я захотел сам попробовать. У меня начало что-то получаться, и мы с Иваном решили объединить усилия. Так появился проект Mechanical Pressure. Наш электронный дуэт выпустил несколько d’n’b и dubstep-релизов, но некоторое время спустя Иван решил поменять направление музыки и начал сольную карьеру под псевдонимом Haxxy. А я продолжил развивать Mechanical Pressure.
Кстати, название Mechanical Pressure больше подошло бы для какого-нибудь тяжёлого техно-проекта. Почему вы выбрали его для своей достаточно лиричной музыки?
Этим названием проект обязан не только мне, но и Ивану. Мы искали название, которое характеризовало бы наше творчество. А на тот момент мы хотели создавать достаточно тяжёлый drum’n’bass. Долго думали, гадали и назвались «Механическим давлением», выбрав словосочетание, которое встречается крайне редко, но звучит интересно как на английском языке, так и на русском.

В вашей музыке важную часть составляют неэлектронные инструменты: гитара, бас. С чего начинается работа? Опишите творческий процесс.
Вовсе нет. Я использую или готовые сэмплы, или программные синтезаторы звука. Почти всё, что вы слышите на записях, — исключительно электроника. Впрочем, есть и «живые звуки». Мы с моим другом и коллегой Virus19xx’ом (Николай Соловьёв) периодически устраиваем настоящую охоту на звуки с диктофоном. Помню, как мы с ним бегали по квартире, хватая всё, что можно было поднять, и, как первобытные люди, пытались извлечь из этих предметров интересный звук. Стучали, тёрли, хлопали, скребли, кидали, включали, выключали, мяли и ломали. В ход шло всё, что попадалось на глаза: пакеты, батарея, диски, двери, пылесос, кухонная утварь… Даже в лифте специально прокатились, записав его гул, скрежет и скрипы. Ещё интересно записывать голоса, особенно когда источник звука не подозревает о том, что может попасть к нам на запись. Проведя буквально пару часов на улице, мы возвращаемся с полной флэшкой материала.
Работа над новыми композициями начинается всегда по-разному — то с «прописки», барабанов, то с какого-то интересного синтезированного звука, созданного программным инструментом. А порой музыка начинается с определённого настроения. Забавно, но когда у меня паршивое настроение, то получаются самые «вкусные» треки.
За три года у проекта накопилось примерно шесть десятков разных релизов. Многие объединены футуристической тематикой. У вас есть какое-то представление о том, как мы будем жить в будущем?
Я бы не стал называть свои треки футуристическими, просто мне нравится музыка со смыслом. Я люблю, чтобы в музыке было что-то вроде сюжета, чтобы под неё можно было «улететь», «утонуть», задуматься о чём-то фантастическом, неземном. Поэтому я часто прибегаю к «воздушному» и восточному звучанию — на мой взгляд, это придаёт музыке особую атмосферу, даже если она тяжёлая.
Насчёт будущего у меня нет конкретных представлений; но хочется, чтобы люди научились ценить действительно хорошие вещи — не только музыку, но и всё искусство в целом. А особенно я хочу, чтобы современное и будущее общество стало образованным и высокоморальным.
«Я хочу, чтобы современное и будущее общество стало образованным и высокоморальным»
Есть ли у вас любимые писатели? Чем увлекаетесь в свободное время, помимо музыки?
Я обожаю фантастику, в особенности вселенную Хищников и Чужих. Вообще я очень люблю футуристическую стилистику — киберпанк, фильмы про терминаторов и вообще научную фантастику про роботов. Ещё нравятся научные-популярные передачи про вселенную, звёзды. А вот книги я, наверное, последний раз читал, ещё когда в школе учился. Практически всё своё свободное время я отдаю музыке.
Расскажите об опыте работы с иностранными лейблами. Ну, например, с чего нужно начать, чтобы музыкант из Днепропетровска или Ростова-на-Дону смог издаться в Германии?
Здесь ничего «чудесного» нет. Главное — создавать интересную и качественную музыку и пробовать продвигать её на крупных лейблах. Порой для того, чтобы попасть на такой, достаточно собраться с силами и написать одно электронное письмо. Иногда менеджеры сами меня находят, как, например, произошло со свободным лейблом BBZ, резидентом которого я стал почти сразу. А многие из самых значимых релизов, в том числе на виниле, никогда не состоялись бы, если бы мой агент не познакомил меня с Гленом Никколзом, который уже давно стал иконой breakbeat-музыки со своим проектом Future Funk Squad.
Можно ли каким-то образом испортить отношения с лейблом?
Если лейбл безответственно относится к выпуску материалов и не соблюдает договорённости, то, конечно, имеет смысл с ним расстаться. Через подобное прошёл мой товарищ из BBZ Данил Гуров (проект NLP). К счастью, я с подобным ещё не сталкивался и, надеюсь, не столкнусь. Нужно уважать друг друга, и тогда всё будет хорошо.
Если не секрет, выпущенные релизы приносят вам какой-то доход?
К сожалению, я не в золотом меньшинстве музыкантов, которые могут похвастаться тем, что живут за счёт творчества. Какие-то отчисления, конечно, есть, но прожить на них нельзя. Во многом это связано с пиратством и общим культурным уровнем в нашей стране. Говорят, что у нас можно получать хорошие деньги, работая либо для элиты, либо для самых низов; от среднего класса отдача минимальна.
Сейчас появилось много площадок, где музыканты сами могут выложить свою музыку, — Bandcamp, Soundcloud. Какие сервисы вы используете и почему?
Подобные сайты здорово помогают музыкантам донести свою музыку до слушателей. У некоторых известных музыкантов есть треки с несколькими миллионами прослушиваний — эти цифры наглядно показывают, что эти сервисы востребованы. Но в то же время это не означает, что если вы закачали туда свой трек, он будет популярным.
Лично я пользуюсь Soundcloud, но выкладываю только короткие версии треков. Это связано с условиями лейбла, который прямо запрещает выкладывать полные версии треков в хорошем качестве в социальные сети. Но в этом нет необходимости — Soundcloud рассчитан на зарубежного слушателя, который, послушав короткую версию трека, захочет купить полную версию. А вот, к примеру, на своей страничке «Вконтакте» я выкладываю полные версии треков, но тамошнее качество не сравнится с качеством оригинальных записей.
«Я бы не стал называть свои треки футуристическими, просто мне нравится музыка со смыслом»
Вы писали музыку к российскому хоррорсериалу «Выжить после». Как проходила работа над ним? Что хотел получить заказчик и как вы с ним взаимодействовали?
Меня через общего товарища нашёл главный композитор этого сериала и предложил попробовать написать музыку к паре эпизодов. Когда я прошёл это испытание, мне предложили сделать звуковую дорожку ещё для нескольких эпизодов, потом ещё и ещё… Какие-то записи были отклонены, какие-то дополнительно обработаны руководящим композитором. В итоге до экрана добралось около двадцати минут записанного мной материала, который звучал в нескольких эпизодах телесериала. Это был интересный опыт. Теперь мне не страшно писать и для Голливуда!
Кстати, а как вы пытались «уловить» настроение сериала? Показывали ли вам отрывки, сценарий или ограничивались парой словесных описаний?
Мне присылали черновой вариант видео со сценами, к которым я должен был написать музыку. Так как это была фантастика с элементами хоррора, уловить идею для музыки было несложно. Ведь это моя любимая тематика.
Краудфандинг
Рекомендуем
Оставляя комментарии на сайте «Мира фантастики», я подтверждаю, что согласен с пользовательским соглашением Сайта.