В чём вы видите отличие «Игрокона» от «Ролекона», «ГРаНИ» и прочих авторских фестивалей?
В отличие от остальных, «Игрокон» — это по-настоящему массовый фестиваль для широкого круга любителей настольных игр. При этом мероприятия, посвящённые отдельным направлениям, как, например, «Ролекон», очень интересны, но для более узкой аудитории. У нас же массовый фестиваль для массовой публики. Это не значит, что настольным гикам там будет скучно, — они тоже найдут для себя немало интересного и нового. Но в первую очередь «Игрокон» заинтересует широкую публику, которой хочется посмотреть на настолки, купить игры, поучаствовать в конкурсах, полюбоваться на косплееров, сделать смешные фото... Конечно, у нас есть профессиональные цели: например, мы приглашаем на фестиваль своих партнёров, чтобы они могли лично убедиться, насколько популярны сейчас настольные игры.
Вообще, атмосферу «Игрокона» тяжело описать словами — это просто невероятно, когда приходишь на большой фестиваль, и там все любят настольные игры!
Вы не раз бывали на Essen Spiel и других зарубежных фестивалях настольных игр. Похож ли нынешний «Игрокон» на них?
У каждого фестиваля своя атмосфера. Например, Gen Con очень демократичный: и небольшие, и крупные издательства выступают на нём в скромном формате «столы, скатерти и настольные игры», а стендов как таковых почти и нет. Эссенская выставка более зрелищная, в духе европейских ярмарок, но там мало гиковских элементов, не относящихся к настольным играм. На «Игроконе», наоборот, есть вещи вроде косплея, автограф-сессий у именитых разработчиков, театрализованных представлений по «Звёздным войнам», выборов короля и королевы фестиваля — я ничего похожего нигде не встречал! Да, на Comic Con приглашают актёров, которые раздают автографы, но это немного другое.
А уместны ли вообще гости на таком фестивале? Ведь среди разработчиков настольных игр настоящих звёзд не так много.
Вы правы: разработчики не очень известны, а художники известны ещё меньше. Но мы привозили Бруно Файдутти — и хотя такого безумного интереса, как в случае с актёрами, у публики не было, игры у него подписывали достаточно активно, причём не только всем известные «Цитадели»!
Да и нам самим очень нравится приглашать гостей и партнёров. В России и Москве есть на что посмотреть! Мы приглашаем партнёра в гости, показываем ему город, а ещё он участвует в выставке — по-моему, это интересно всем: и ему, и нам, и посетителям фестиваля. Конечно, денежные затраты на поездку не отбиваются, но отношения нельзя измерить деньгами, да и Москву мы популяризируем!
О настольных играх
Как, на ваш взгляд, изменилась индустрия настольных игр за последние десять лет?
Индустрия за это время получила полное право называться индустрией. Ведь десять лет назад даже на Западе всё было намного скромнее, чем сейчас: капитализация Games Workshop составляла примерно 180 миллионов, а Asmodee и вовсе были небольшой компанией. Сейчас же это огромная индустрия, интерес к настольным играм постоянно растёт, но при этом войти на рынок по-прежнему легко.
Вам не нужно вкладывать миллионы долларов, чтобы создать производство. Если вы хотите издать игру — к вашим услугам множество заводов, множество издателей, бери и выпускай. Понятно, что достичь высот тех же Asmodee очень сложно. Более того, с каждым годом это становится всё труднее. Но в плане того, чтобы просто попробовать выйти на рынок, издав любимую игру, поменялось мало. И по-прежнему вполне реально не только одну любимую игру выпустить, но и начать небольшой бизнес. А дальше всё зависит от способностей.
А что насчёт нашей страны?
В нашей стране, можно сказать, за это время рынок просто появился. Вспомним 2009 год: мы только-только начали вытеснять с прилавков настольные игры за 200 рублей формата «вырежи сам» Да, тогда было такое: просто напечатали игру на картонке и сложили. Нам пришлось долго убеждать торговые сети, которые не понимали, почему продукт за 300 рублей не продаётся, а наша продукция за 700 будет продаваться.
Аналогичные проблемы были с заводами. Нам нужно было вырезать карточки, а таких технологий просто не было, максимум, что нам могли предложить, — человека с ножницами. Да и зачем, думали они, — всё прекрасно напечатано, люди сами вырежут, будут играть. В «Манчкине», например, 168 карт! Что, вырезать их вручную? Слава богу, к 2010 году мы начали решать эту проблему. Я купил первый станок, который позволял нарезать карты, сам пробовал на нём работать, чтобы понять, как это...
Поэтому можно сказать, что за десять лет в России индустрия родилась и достигла того уровня, когда есть неплохие заводы, качество во многом лучше импортного, а цена на многие продукты ниже, чем на Западе.