Видеоверсия этого обзора.

Трусоватый офицер Кейдж был убит в первом же бою с напавшими на Землю пришельцами. Но очнулся не на том свете, а в прошлом — утром перед боем. Снова и снова застрявший во временной петле Кейдж пытается пережить мясорубку, стать настоящим солдатом и принести землянам победу. К счастью, у него хороший учитель — офицер Рита Вратаски по прозвищу Цельнометаллическая стерва, которая когда-то тоже умела «перезапускать день».
Edge of Tomorrow
Жанр: хронофантастический боевик
Режиссёр: Даг Лайман
Первоисточник: роман Хироси Сакурадзаки «Всё, что тебе нужно, — убивать»
В ролях: Том Круз, Эмили Блант, Билл Пэкстон
Премьера в России: 28 мая 2014 года
Возрастной рейтинг: 12+
Похоже на:«Исходный код» (2011)
«Тихоокеанский рубеж» (2013)
Плюньте в глаза тому, кто скажет, что «Грань будущего» скопирована с «Дня сурка». Сходство этих фильмов ограничено основной идеей — герой попадает во временную петлю и учится в ней жить. Фильм Дага Лаймана скорее вызывает ассоциации с любой видеоигрой, где есть сохранения и контрольные точки. Представьте, что управляемый вами Шепард или Дюк Ньюкем помнит все неудачные попытки пройти уровень, — и вы поймёте, чем интересен этот фильм.

Тут можно увидеть массу знакомых любому геймеру ситуаций — «перезапуск» неудачного прохождения через самоубийство, повторяющиеся диалоги, которые можно попробовать разыграть иначе, попытки спасти вечно умирающих спутников-NPC, растущая с опытом уверенность игрока, наконец. Можно предложить и другую аналогию: съёмки фильма, на которых герои помнят все неудачные дубли.

Впрочем, всё это лишь ассоциации. Никаких намёков на виртуальность мира тут нет и в помине — так далеко в постмодернизм режиссёр, как и автор первоисточника Хироси Сакурадзаки, не уходит. «Грань будущего» — это всё-таки не «Матрица», а боевик про лихих десантников в экзоскелетах. Это, если угодно, «Тихоокеанский рубеж», которому прибавили реализма, скукожили в сотню раз роботов и монстров, урезали зрелищность и заменили её более умным, более непредсказуемым сюжетом.

Сцена десанта во Франции явно отсылает к высадке союзников на Омаха-бич и конкретно к её изображению в фильме «Спасти рядового Райана».

Как зрелище «Грань» тоже неплоха — на добрую половину она состоит из баталий, в которых армия людей и орда пришельцев шинкуют друг друга в мелкий винегрет. Но спустя годы, когда спецэффекты 2010-х безнадёжно устареют, помнить и любить фильм будут не за это. Его запомнят как одну из картин, наиболее полно и подробно раскрывших тему временной петли. Смотреть на битвы и вполовину не так интересно, как наблюдать за героем Круза, который буквально по шагам выверяет свои действия, пробует, ошибается, набирается опыта и снова, снова, снова пытается «пройти» невыносимо сложный «уровень».

Подобно многим собратьям по жанру («Исходному коду», «Началу» и иже с ними), «Грань будущего» даёт слабину при попытках объяснить, как и почему работают её фантастические парадоксы. Кровь пришельца, управляющего временем, каким-то образом передаёт способности его убийце, а у того начинаются видения, указывающие, где спрятан главный мозг «зергов»... Всё это слишком путано и не очень убедительно. К тому же персонажи иногда получают знания непонятно откуда: например, как Рита узнала, что потеряла дар возрождаться? По логике, для этого ей пришлось бы на пробу умереть.

К счастью, для понимания сюжета всё это не критично. Объяснения можно слушать вполуха — достаточно запомнить основные правила и конечную цель героев.
Обаяние этой картины кроется не только в сюжете и экшене, но и в остроумно написанных диалогах. Создатели поняли, как осточертело зрителям выслушивать героическую патетику, и постарались везде, где можно, заменить её иронией. При том что «Грань» в принципе не комедия, в ней множество смешных сцен.

Каждый раз, когда Кейдж пытается доказать другим, что знает будущее, это оборачивается уморительными курьёзами. Он то заканчивает реплики за собеседников, то смущает «невозможными» познаниями, а однажды доводит до того, что ему на целый день заклеивают рот скотчем. Солдафоны-десантники то и дело обмениваются весёлыми подколками, а сам Кейдж с сарказмом комментирует ситуации, в которые попадает. «Грань будущего» — из тех фильмов, которые способны разойтись на цитаты. По крайней мере, она того стоит.

Умный и ироничный боевик с претензией на оригинальность — нечасто такие встретишь в наше время. Толковый сюжет, старательно обыгранная временная петля, отсылки к играм, остроумные реплики — всё при нём.

Картина должна понравиться всем ненавистникам Тома Круза. Его тут жестоко убивают раз двадцать!

Оценка

9

оценка

УДАЧНО

  • небанальная задумка
  • увлекательный и умный сюжет
  • ироничные диалоги

НЕУДАЧНО

  • путаные объяснения парадоксов
  • много Тома Круза

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Кино

«Жребий» по роману Стивена Кинга: пугающе скучная экранизация

Кино

Как снимает Гильермо дель Торо. Рецепт идеального монстра
Какую роль в его фильмах играет цвет, какую — любимые писатели, и как правильно создавать чудовище.

Кино

«Джокер: Безумие на двоих» — это экранизация комментариев к «Джокеру» в интернете
Жертва системы или Тайлер Дёрден нового мира?

Кино

Какие фильмы смотреть в октябре 2024? Мировые премьеры
Приближается Хэллоуин — время смотреть ужасы… или инди-кино?

Кино

«Ходячий замок»: фильм и книга. Как Миядзаки создал шедевр волшебного стимпанка
Как Хаяо научил замок ходить и снял сцену, ради которой стал аниматором.

Кино

Какие фильмы смотреть в октябре 2024 в кино? Битва русов с азиатами
Индия и Китай vs русские сказки

Кино

«Субстанция»: боди-хоррор в мире жестокого гламура
«Извините, у вас ухо отклеилось»

Кино

Хорошие русские фильмы после «Ночного дозора»: фантастика, фэнтези и мистика
Достойные отечественные картины последних 20 лет.

Кино

«Хеллбой: Проклятие Горбуна»: экранизация лично для Майка Миньолы
Но есть ли что в этом камерном ужастике ловить простым зрителям, привыкшим к блокбастерам Гильермо дель Торо?

Кино

«Дитя человеческое». Как создавалось Евангелие от Альфонсо
Антиутопия, которую Куарон задумал как «анти-Бегущего по лезвию».
Показать ещё