«Хоббит: Пустошь Смауга» 4
Гномы уже близки к Одинокой горе, но дорога не будет лёгкой. На пути у Бильбо и его товарищей стоят алчный эльфийский король Трандуил, жулики-политики из Эсгарота и уже привычная толпа орков. Как будто исполинского дракона на их бороды недостаточно!

Хоббит: Пустошь Смауга (The Hobbit: The Desolation of Smaug)
Жанр: эпическое фэнтези
Режиссер: Питер Джексон
В ролях: Мартин Фримен, Ричард Армитедж, Йен Маккеллен
Премьера: 18 декабря 2013
Возрастной рейтинг: 12+
Похоже на: кинотрилогию «Властелин колец» (2001—2003), «Сердце дракона» (1996)

Когда в режиссёрском кресле «Хоббита» сидел Гильермо дель Торо, он обещал, что вначале покажет Средиземье светлым и радостным, а затем постепенно перейдёт к мрачным тонам джексоновского «Властелина». Судя по «Пустоши Смауга», Питер Джексон придерживался того же плана. Те из зрителей, кто считал первую часть «Хоббита» слишком легкомысленной, могут ликовать. Ну а тем, кто до конца надеялся, что Джексон начнёт в точности придерживаться детской книги, пора надевать траур.

Похоже, перед нами главный претендент на «Оскара» за работу художника.

Похоже, перед нами главный претендент на «Оскара» за работу художника.

В «Пустоши» осталось мало от иронии и светлой ностальгии «Нежданного путешествия». Краски потускнели, зелень лесов и полей вытесняют знакомые по старой кинотрилогии серые тона. Всё больше льётся крови, враги выскакивают из-за каждого угла, героям постоянно приходится убивать или убегать.

Джексон снова продемонстрировал, как роскошно он умеет ставить боевые сцены: хореографией драк можно засмотреться, словно танцевальным шоу. Если в кадре мелькает ветка или свисающая цепь, то через пару секунд предмет будет остроумно использован для убийства орков. Особенно хорош получился сплав в бочках: мирный и скучный по книге, тут он превратился в водно-кровавый аттракцион с трюками, которым позавидовал бы Джеки Чан.

Одной этой сцены достаточно, чтобы никогда не забыть «Пустошь Смауга».

Одной этой сцены достаточно, чтобы никогда не забыть «Пустошь Смауга».

Уклон «Пустоши» в боевик имеет и минусы. В первом фильме актёры с удовольствием дурачились, вживаясь в образы забавных гномов и хоббита. А здесь во многих сценах, особенно в начале, им просто нечего играть. Битвы, погони и реплики типа «За мной!» и «Что это было?» не располагают к раскрытию характеров. Тем более что в мирные моменты Джексон постоянно переключает внимание с гномов и Бильбо на новых героев. Барда-лучника представляют долго и тщательно, заранее готовя нас к его важной роли в сюжете. Крошечная, казалось бы, роль Стивена Фрая — бургомистр Эсгарота — оказывается чуть ли не самой яркой в фильме. Буквально парой реплик этот персонаж придаёт «Хоббиту» оттенок злободневной политической сатиры.

Не разочаровало и самое ожидаемое пополнение — Бенедикт Камбербэтч роскошен в роли сразу двух злодеев, дракона Смауга и Некроманта. Голос актёра можно услышать и в русской версии — Некромант говорит на Чёрном наречии, которое не стали переозвучивать.

Все в восторге от Трандуила и его лося...

Все в восторге от Трандуила и его лося…

Как и следовало ожидать, Джексон и троица сценаристов добавили в фильм массу сцен, героев и сюжетных линий, которых не было в книге. По сравнению с первой частью сценаристы меньше заимствовали из приложений Толкина к его эпопее и больше выдумывали сами. Среди неканонических сцен есть и отсылки к «Властелину Колец» (к примеру, когда Леголас находит портрет Гимли), и просто вставки экшена, поддерживающие темпоритм картины. К последним относится финальная битва гномов с драконом в Одинокой горе — понятное дело, Джексон не позволил Торину и компании отсиживаться в сторонке. А вот линия эльфийки Тауриэль оказалась лишней. Рыжую красотку явно вписали в сценарий ради любовного треугольника, который совершенно чужероден и бесполезен для «Хоббита».

...но никто не любит Тауриэль.

…но никто не любит Тауриэль.

«Пустошь» обрывается на напряжённом многоточии — на клиффхэнгере, как подобное называют сценаристы. Из-за этого картина воспринимается не как отдельное произведение, а как эпизод сериала — и действительно, трилогия «Хоббит» по композиции отчасти напоминает мини-сериалы вроде «Санта-Хрякуса». Так что многие отдельные недостатки «Пустоши» сводятся к одному: это лишь часть истории, причём её самый боевой и динамичный отрезок. В мозаике, которая сложится с выходом последнего фильма, этот фрагмент будет смотреться органичней, чем сам по себе.

Второй «Хоббит» мрачней и динамичней первого, но плюсы и минусы у него всё те же. Это по-прежнему лучшее эпическое кинофэнтези наших дней, но без такого количества отсебятины и дополнительных сцен можно было спокойно обойтись.
УДАЧНО
атмосфера и красоты Средиземья
хорошая актёрская игра
изобретательные экшен-сцены
НЕУДАЧНО
многовато неканонических сцен
ну зачем эта Тауриэль?
9
ОТЛИЧНО

Читайте также

Статьи

Сериал Fallout: абсолютная экранизация (для тех, кто любит игры от Bethesda) 3
0
30391
Сериал Fallout: абсолютная экранизация (для тех, кто любит игры от Bethesda)

Есть ли к чему придраться, или всё идеально? Пробуем разобраться.

Мария Семёнова «Братья. Книга 3: Завтрашний царь. Том 1». Конец ещё не виден
0
36060
Мария Семёнова «Братья. Книга 3: Завтрашний царь. Том 1». Конец ещё не виден

Славянское фэнтези для матёрых фанатов

Alone in the Dark: запутанное дело спорного перезапуска 34
0
85298
Alone in the Dark: запутанное дело спорного перезапуска

Увлекательный сюжет и затягивающая густая атмосфера нивелируются посредственным техническим исполнением.

«Мир без Стругацких: Межавторская антология». Если бы АБС не было
0
131215
«Мир без Стругацких: Межавторская антология». Если бы АБС не было

Собрание альтернативной литературы

«Падение империи»: политический хоррор из недалёкого будущего
0
135306
«Падение империи»: политический хоррор из недалёкого будущего

Америку раздирает вражда, журналистов убивают, а люди принимают ужасы войны за «фейк ньюс».

Художница Полина Граф: книжные обложки, яркие персонажи и мир фэнтезийной космооперы 9
0
220215
Художница Полина Граф: книжные обложки, яркие персонажи и мир фэнтезийной космооперы

Российская художница — о трудностях создания обложек, любви к писательству и уникальном стиле

«Дева и дракон»: история о том, как одна принцесса сама себя спасала 3
0
189468
«Дева и дракон»: история о том, как одна принцесса сама себя спасала

Ещё одна попытка деконструировать троп «дамы в беде»

Читаем отрывок из книги «Терри Пратчетт. Жизнь со сносками»
0
192349
Читаем отрывок из книги «Терри Пратчетт. Жизнь со сносками»

Отрывок, в котором Терри договаривается о гонорарах, пишет с Нилом «Благие знамения» и едет в отпуск

Спецпроекты

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: