
Split
Жанр: мистический триллер
Режиссёр: М. Найт Шьямалан
В ролях: Джеймс Макэвой, Аня Тейлор-Джой, Бетти Бакли
Премьера в России: 16 марта
Возрастной рейтинг: 16+
Похоже на:
Документальный роман «Множественные умы Билли Миллигана» (1981),
«Кловерфилд, 10» (2016),
«Не дыши» (2016).
— Здравствуй, «Сплит». Ты же помнишь, что мы здесь пытаемся помочь тебе. Скажи, с кем я сейчас разговариваю?
— Здравствуйте, доктор. Вы меня не узнаёте? Я — Адаптация биографического романа «Множественные умы Билли Миллигана».
Шьямалан — один из самых противоречивых режиссёров современности. Его фильмы не оставляют зрителей равнодушными. Вы будете или удивляться сюжетному повороту в конце «Шестого чувства», или ненавидеть адаптацию «Повелителя стихий», или недоумевать при появлении тартутиков в «Девушке из воды». Со «Сплитом» всё то же самое, только в рамках одного фильма.
«Сплит» уже с трейлера напоминает биографический роман Дэниела Киза «Множественные умы Билли Миллигана». Даже личностей здесь якобы столько же — 23. На деле, конечно, гораздо меньше. Фильм многое перенял из истории Миллигана: разговоры с доктором, терминологию, причину расстройства и даже пару схожих личностей. Но самые важные идеи романа остались за бортом. И в фильме, и в книге всё идёт к тому, что герой объединит все осколки своего «я». Только Миллигана ждёт наставляющий и понимающий Учитель, а Кевина — загадочный и страшный Зверь.
— Извини, «Сплит», но я тебе не верю. История Миллигана может показаться невероятной, но никакой мистики там нет и в помине. Давай я попробую угадать: я сейчас разговариваю с Мистическим триллером?
— Да, доктор, точно! Как вы поняли?
«Сплит» — ещё один шаг на пути реабилитации Шьямалана. Он снова вышел на поле мистических триллеров, и новую работу зрители и критики встретили гораздо теплее, чем прошлый «Визит». Но благодарить за это главным образом надо блистательного Джеймса Макэвоя. Ему не привыкать играть героев с расстройством личности, и в «Сплите» от актёра просто невозможно оторваться. Будь то дёрганый подростковый танец или тонкая женская мимика, Макэвой всё исполняет на высшем уровне. Он с легкостью затмевает остальной актёрский состав, включая Аню Тейлор-Джой. Её героиня весь фильм пребывает будто в ступоре — то ли дело в актрисе, то ли в слабо прописанном образе.
События не ограничиваются подвалом: параллельно мы наблюдаем за линией лечащего психолога и за флешбэками одной из героинь. Здесь хотелось бы похвалить Шьямалана за поднятые социальные темы, да не получается. Режиссёр попытался показать проблемы людей с психическими отклонениями, но вышло это неряшливо. Насилие и страдание — тяжёлые темы, говорить о которых лучше в фильмах совсем иной тональности. Бесспорно, линия флешбэков вызывает сильные эмоции, но они кажутся неподходящими для этого фильма.
— …Доктор, помогите. Никто не признаёт мой замысел, меня критикуют и ненавидят. Хотя раньше у меня играли настоящие звёзды, теперь я снимаю для ТВ!
— Вот оно что! Теперь я понял, с кем говорил с самого начала. Я давно хотел с тобой познакомиться, Шьямалановщина…
Шьямалан не был бы Шьямаланом, если бы за его фильмами не стояло какой-то идеи (не берём в расчёт «Повелителя стихий» и «После нашей эры», там он снимал для других). В «Сплите» режиссёр возвращается к мысли, что люди становятся особенными через страдание и боль. Увы, мысль эта подана топорно — её проговаривают вслух сами персонажи фильма. Грубая подача сильно смазывает впечатление от эффектного финала.
Самые слабые стороны фильма связаны с режиссёрским стилем. Стоит на минуту поверить, что перед вами психологическая драма о враче и пациенте, как этот врач произносит слово «паранормальное». Стоит засмотреться на напряжённую погоню, как в следующий миг она оборачивается нелепым фарсом, словно пришедшим из комиксов. Таков уж Шьямалан, у которого на ряд удачных сцен найдётся пара крайне глупых. Скажем, похищение девушек в самом начале обыграно весьма странным образом. Вместо того чтобы убежать, они просто будут тянуть время.
При всех этих недостатках «Сплит» — хороший фильм, один из лучших в карьере Шьямалана. Режиссёр возвращается к истокам, и это видно не только по его замыслу, но и по ошеломительному камео в финале. Шьямалан намеренно сделал такую концовку, которую поймут лишь знатоки его фильмов. Если не разобрались, что это было, — просто загуглите объяснение.
Режиссёр уже рассказал о дальнейших планах. Вы ещё не смотрели фильм? Тогда лучше не подсматривайте и не портите себе удовольствие.

Краудфандинг
Рекомендуем
Оставляя комментарии на сайте «Мира фантастики», я подтверждаю, что согласен с пользовательским соглашением Сайта.