Земекису — 70! История режиссёра «Назад в будущее» и «Кролика Роджера»

14 мая 2022
Фото аватара
14.05.2022
479726
14 минут на чтение
Земекису — 70! История режиссёра «Назад в будущее» и «Кролика Роджера» 15

14 мая исполняется 70 лет Роберту Земекису. Режиссёр «Назад в будущее», «Кто подставил кролика Роджера?», «Форреста Гампа» и «Контакта» прожил насыщенную жизнь и далеко ушёл от южных районов Чикаго, в которых появился на свет. И история эта ещё не закончена — прямо сейчас Боб работает над экранизацией «Пиноккио», которая должна выйти уже в сентябре на сервисе Disney+.

В честь юбилея прославленного кинематографиста «Мир фантастики» вспоминает основные вехи его творческого пути.

«Телевидение спасло мою жизнь»

Земекис родился 14 мая 1952 года в Чикаго, штат Иллинойс, в семье эмигрантов — у его отца были литовские корни, у матери — итальянские. Родители Боба были «синими воротничками» и всю жизнь упорно трудились в надежде обеспечить ребёнку лучшее будущее. У них не оставалось времени на развлечения: Земекис вспоминал, что в семье не было ни книг, ни музыки, ни походов в театр — только телевизор. ТВ в каком-то смысле спасло Боба — показало мальчику жизнь за пределами приземлённых, практичных рабочих кварталов Южного Чикаго.

Вторым спасением Роберта стало кино. И отец, и дяди мальчика хранили дома восьмимиллиметровые камеры, которые по большей части предназначались для съёмок разнообразных семейных праздников и торжеств. Камеры были у всех, вот только никто не хотел ими пользоваться. Никто, кроме Боба.

Родственники охотно переложили на мальчика обязанности оператора. Но Бобу быстро надоело просто снимать происходящее, и он начал экспериментировать. В его фильмах появились сюжет, смешные заставки, миниатюры и даже простенькие спецэффекты.

Земекису — 70! История режиссёра «Назад в будущее» и «Кролика Роджера» 13

«Синим воротничкам» не суждено снимать кино

Бобу нравилось стоять за камерой, но он никогда не думал, что сможет зарабатывать этим на жизнь. В 1950-е годы уроженцам южного Чикаго перспектива пробиться в Голливуд светила не больше шанса стать президентом США или полететь на Луну. Земекис считал, что станет технарём, как отец, в лучшем случае — оператором, снимающим рекламные ролики.

На помощь снова пришло телевидение. Однажды Боб сидел в гостиной и смотрел «Вечернее шоу с Джонни Карсоном». Пришедший в студию Джерри Льюис обмолвился, что читает курс лекций в киношколе Университета Южной Калифорнии. Для Боба Земекиса его слова стали откровением. «Мне всегда казалось, что в университетах преподают математику, литературу, науки, — признаётся он, — я никогда не думал, что где-то тебя могут научить снимать кино».

Однако в киношколу ещё нужно было попасть. Первым делом Боб нашёл подработку на лето и устроился в агентство, снимающее рекламные ролики. Все заработанные деньги он спустил на плёнку, на которую снял короткое музыкальное видео под песню «Битлз». Добавив к этому текстовое эссе, Земекис отправил документы в Университет Южной Калифорнии.

Вижу цель — иду к ней

В киношколу Земекиса приняли… а вот в университет нет — успеваемость подкачала. Когда нервничающий Земекис позвонил в приёмную и поинтересовался, как у него дела, скучающая за бумажками аспирантка решительно заявила, что с такими оценками ему в Южной Калифорнии делать нечего.

Однако Земекис и не думал сдаваться. Отказываясь вешать трубку, он принялся убеждать, уговаривать и умолять собеседницу. Он просил не рушить его жизнь, дать ему шанс, обещал за лето подтянуть отстающие предметы (обещание, к слову, он сдержал)… и в итоге добился своего.

Киношкола оставила у Земекиса двоякие впечатления. С одной стороны, его наконец-то окружали влюблённые в кино люди, с другой — их нельзя было назвать единомышленниками. Большая часть однокурсников оказались высоколобыми снобами, предпочитавшими французскую новую волну и авангард. А Боб увлекался вещами, на которых вырос: бондианой, фильмами с Клинтом Иствудом и диснеевскими мультиками.

Не лучше были и преподаватели. Земекис вспоминает, что в первый же день инструктор по операторскому мастерству, отставной флотский офицер, оглядел первокурсников и поинтересовался, что они тут забыли, ведь никакой работы они не найдут. «Во мне тут же загорелось желание доказать, что уж я-то точно справлюсь с этим», — вспоминает Боб. Только потом он понял, что таким образом инструктор с ходу отсеивал слабых людей, которые не выдержали бы привычных для индустрии отказов.

Земекису — 70! История режиссёра «Назад в будущее» и «Кролика Роджера»

Вскоре Земекис нашёл единомышленника. Звали его Боб Гейл. Два Боба быстро нашли общий язык и выяснили, что отлично дополняют друг друга — Гейл всегда хотел писать сценарии, а Земекис мечтал их снимать.

Бобы оперативно сняли свою первую картину — короткометражку «Поле чести» о парне, который выходит из психушки и начинает расхаживать по округе, убивая всех встречных. «Поле чести» завоевало приз на одном из студенческих фестивалей и добавило друзьям уверенности в своих силах.

Эти парни делают отличные фильмы, которые никто не хочет смотреть

Земекис и Гейл выпустились из киношколы в 1973 году и начали писать, однако их первые сценарии, «Танк» и «Бордель крови», так никуда и не пошли.

Бобы показали «Танк» другому выпускнику киношколы — будущему сценаристу «Апокалипсиса сегодня» и режиссёру «Конана-варвара» Джону Милиусу. Сценарий ему не понравился, но понравилось то, как друзья пишут, и он поинтересовался, нет ли у них в загашнике чего-то ещё. Вместе троица сколотила небольшую банду, девизом которой стали слова Civilis Sine Prudentia — «социальная безответственность».

Параллельно Бобы околачивали пороги киностудий. Там-то они и узнали, что телесериал «Колчак: Ночной охотник» испытывает нехватку сценаристов. Сериал находился под угрозой закрытия, и постоянные авторы покинули шоу, не дожидаясь конца. Друзья написали семистраничный синопсис, отправили его на студию Universal… и получили свою первую работу. Студия была готова предложить эксклюзивный семилетний контракт на 50 000 долларов в год, однако Бобы отклонили это предложение — они хотели снимать кино.

Земекису — 70! История режиссёра «Назад в будущее» и «Кролика Роджера» 3

Тут-то и пригодилось знакомство с Милиусом. Бобы рассказали другу о своей новой задумке — чёрной комедии о Второй мировой войне «Ночь, когда напали япошки». Милиус пересказал идею Стивену Спилбергу, и тот загорелся снять такой фильм. Параллельно Стивен помог новому знакомому получить режиссёрский дебют — одного ланча Спилберга с главой Universal Сидом Шейнбергом хватило, чтобы комедийный мюзикл «Я хочу держать тебя за руку» получил зелёный свет. Помог Стивен и со вторым фильмом Земекиса — сатирической чёрной комедией «Подержанные автомобили».

Тестовые показы обоих фильмов прошли на ура. И оба фильма с треском провалились в прокате. Провалился и «1941» — название «Ночь, когда напали япошки» Спилберг счёл слишком провокационным. Три провала подряд плохо сказались на перспективах Земекиса и Гейла — за ними закрепилась репутация парней, «делающих отличные фильмы, которые никто не хочет смотреть».

Прорыв с камнем

Из-за такой репутации Земекис не мог найти работу. Бобы продолжали писать сценарии для других режиссёров, но с их личными проектами никто не хотел иметь дело. Filmways похоронила идею ужастика, на ABC Motion Pictures развалился гангстерский фильм.

Наконец, Майкл Дуглас уговорил студию Paramount пригласить Земекиса в режиссёрское кресло «Романа с камнем» — романтического приключения с Дугласом и Кэтлин Тёрнер. Боссы Paramount ничего не теряли: они уже успели разочароваться в проекте и делали ставку на «Горный хрусталь» — музыкальную комедию, в которой снялись Сильвестр Сталлоне и Долли Партон.

Земекису — 70! История режиссёра «Назад в будущее» и «Кролика Роджера» 2

Уверенность боссов Paramount в неизбежном провале «Романа с камнем» только укрепилась после тестовых просмотров и передалась другим студиям. Боссы XX Century Fox настолько спешили не иметь никаких дел с «неудачником» Земекисом, что уволили его с научно-фантастической ленты «Кокон», не дожидаясь премьеры «Романа с камнем».

Обычный зритель оказался иного мнения. «Роман с камнем» стал настоящим хитом и заработал в прокате свыше 100 миллионов долларов. «Горный хрусталь» провалился с громким треском и заработал только семь номинаций на премию «Золотая малина».

Вперёд в будущее

После успеха «Романа с камнем» Земекис в одночасье превратился из неудачника в одного из самых востребованных постановщиков на рынке. От новых предложений не было отбоя, но Боб решил заняться собственным проектом.

Бобы давно хотели снять фильм о путешествиях во времени. Вскоре после премьеры «Подержанных автомобилей» Гейл съездил навестить родителей. Просматривая старые фотографии 1940-х годов, он внезапно узнал, что его отец в школе был президентом класса — а Гейл об этом и понятия не имел. Вскоре концепция путешествия в прошлое дополнилась идеей встречи с собственными родителями в молодости.

Земекису — 70! История режиссёра «Назад в будущее» и «Кролика Роджера» 4

В первой версии сценария «Назад в будущее» Марти Макфлай был видеопиратом, ведущим дела на чёрном рынке вместе с профессором Брауном и его ручным шимпанзе по имени Шимп

Смотрите также

«Назад в будущее» vs реальный 2015 год: летающая доска и не только 1

«Назад в будущее» vs реальный 2015 год: где моя летающая доска?

Октябрь 2015 наступил. Время летающих скейтов и самозашнуровывающихся кроссовок! Разбираемся, что из будущего по Макфлаю стало реальностью.

«Назад в будущее» — 35 лет! Как создавался фильм: другой Марти и черновики сценария

«Назад в будущее» — 35 лет! Как создавался фильм: другой Марти и черновики сценария

Изначально не было никакого «Делореан», Марти уничтожал рок-н-ролл, фильм кончался ядерным взрывом, а продолжение не планировалось…

Бобы обошли со сценарием все крупные студии — и везде получили отказ, причём кое-где не по одному разу. В Paramount и Fox «Назад в будущее» сочли слишком «диснеевским», в Disney — слишком рискованным. Лишь Спилберг с ходу поверил в успех проекта, но Земекис не хотел пользоваться благосклонностью друга четвёртый раз подряд.

Я осознал: чтобы утвердиться в качестве самостоятельного режиссёра, мне нужно выбираться из-под крыла Стивена. Если бы мы сняли вместе ещё один фильм и он снова провалился, мы бы лишились последних остатков репутации, какие у нас ещё оставались.

Роберт Земекис

После «Романа с камнем» студии были благосклонно настроены к фильму «Назад в будущее». Но теперь уже Земекис не хотел оставлять на обочине человека, который первым поверил в проект.

Земекису — 70! История режиссёра «Назад в будущее» и «Кролика Роджера» 5

Земекис говорит, что перезапуск «Назад в будущее» снимут только через его труп

У «Назад в будущее» изначально планировался только один сиквел, получивший название «Парадокс». Однако затем Бобы поняли, что сюжет получается излишне объёмным, и разделили его на две части. Оба фильма снимались параллельно — в те дни эта практика была ещё мало распространена.

Прежде чем сиквелы «Назад в будущее» увидели свет, Земекис успел снять ещё один фильм, который стал не менее популярным. «Кто подставил кролика Роджера» заработал в прокате 320 миллионов долларов и принёс создателям три премии «Оскар».

Земекису — 70! История режиссёра «Назад в будущее» и «Кролика Роджера» 11

Смотрите также

«Кто подставил кролика Роджера»: 8 фактов, которых вы не знали

«Кто подставил кролика Роджера»: 8 фактов, которых вы не знали

Почему СМИ не верили в кассовый успех картины, какие правила вывел аниматор Ричард Уильямс и куда подевалось нижнее бельё Джессики Рэббит?

И «Назад в будущее», и «Кто подставил кролика Роджера» могли похвастать весьма смелыми решениями и инновационными технологиями. В «Назад в будущее» Земекис использовал компьютерную анимацию, а в «Роджере» совместил в кадре игровое кино и рисованную мультипликацию. Но при этом для Земекиса спецэффекты оставались инструментом, позволяющим лучше рассказать сюжет. На первом месте для него всегда была история.

Больше всего мне нравятся фильмы с плотным, крепким сюжетом. Мне не нравятся фильмы с очень вольной структурой. Мои любимые режиссёры — Капра и Хичкок, а эти двое всегда держат в уме историю.

Роберт Земекис

Лети, Форрест, лети

В 1994 году на экраны вышел, пожалуй, один из самых значимых фильмов Земекиса. Слухи о неизбежной экранизации романа Уинстона Грума «Форрест Гамп» ходили в Голливуде с самого выхода книги, но проект почти десять лет не покидал производственного ада. Земекиса в первую очередь привлёк сценарий Эрика Рота, адаптировавшего книжный текст, — книгу-первоисточник режиссёр прочёл уже потом.

Земекису — 70! История режиссёра «Назад в будущее» и «Кролика Роджера» 6

Трогательная, драматическая, местами смешная, местами слезодавильная история о парне с невысоким интеллектом, который умудрился поучаствовать во многих исторических событиях второй половины XX века, покорила и зрителей, и критиков. Фильм собрал в прокате 677 миллионов долларов и завоевал шесть премий «Оскар». А Земекис столкнулся с очень любопытным вопросом: а что теперь?

Теперь, после “Форреста Гампа” стоит мне только снять какой-нибудь крупнобюджетный фильм, как люди обязательно будут сравнивать его с ним и говорить: «Ну, он собрал только пятьдесят процентов от “Форреста”»… Если верить им, ”Форрест” — пик моей карьеры, и дальше мне одна дорога — вниз.

Роберт Земекис

Смотрите также

Смерть ей к лицу 3

Смерть ей к лицу

Мистическая комедия Роберта Земекиса с Брюсом Уиллисом не то чтобы забыта, но теряется на фоне других его работ. Попробуем понять, почему.

Памяти Уилсона посвящается

После «Форреста» Земекис экранизировал «Контакт» Карла Сагана — ещё один значимый лично для него проект, посвящённый тому, как разные люди отреагируют на возможность контакта с инопланетной цивилизацией.

Параллельно Земекис начал работать над «Изгоем» — современной робинзонадой о парне, который в результате авиакатастрофы попадает на необитаемый остров и проходит там весьма серьёзные испытания. Как и в «Форресте Гампе», главную роль здесь играет Том Хэнкс, ставший одним из «счастливых» актёров в карьере Земекиса.

По сценарию, несколько лет на необитаемом острове существенно меняют внешний облик героя Хэнкса. Актёр очень серьёзно подошёл к роли. Сначала он специально набрал 23 килограмма, а затем съёмки прервали на целый год, чтобы Том успел отрастить волосы и бороду и похудеть.

Земекису — 70! История режиссёра «Назад в будущее» и «Кролика Роджера» 7

Пожалуй, только Земекис мог заставить зрителя переживать потерю волейбольного мяча так, словно это был живой персонаж

Чтобы съёмочная группа не простаивала всё это время, Земекис решил снять ещё один фильм — мистический триллер «Что скрывает ложь» с Мишель Пфайфер и Харрисоном Фордом в главных ролях. Сюжет фильма (идею Бобу подкинул Спилберг) повествует о том, как в жизни семейной пары начинают твориться разные странные события после загадочной смерти студентки, которой преподавал глава семьи.

Оба фильма оказались хитами (хотя критики разгромили вялотекущий сюжет и затянутый хронометраж «Лжи»), однако Земекис позже отметил, что никому не посоветует снимать параллельно два разных фильма.

Земекису — 70! История режиссёра «Назад в будущее» и «Кролика Роджера» 8

Параллельно с режиссурой Боб находил время и для других проектов. Он выступил исполнительным продюсером хоррор-антологии «Байки из склепа» и помог запустить голливудскую карьеру одного новозеландца, которого зовут Питер Джексон

Захват воображения

В 2000-х Земекис всерьёз увлёкся техникой захвата движения и полностью отошёл от традиционных съёмок. Его первым опытом в новой технике стал «Полярный экспресс» — рождественская сказка, в которой главную роль сыграл Том Хэнкс.

Следующим проектом режиссёра стал «Беовульф» — новое прочтение знаменитой поэмы, снятое по мотивам сценария Нила Геймана и Роджера Эвери. Гейман назвал фильм «жизнерадостно жестокой и странной» версией легенды. Эвери изначально воспринимал фильм как мрачный, жестокий и низкобюджетный эпос, но Земекис уговорил его довериться компьютерной анимации.

Критики похвалили восхитительный визуальный ряд и убедительную актёрскую игру, но упрекнули картину в значительных расхождениях с первоисточником. А вот зрители в кино не спешили — при бюджете в 150 миллионов долларов «Беовульф» заработал в прокате всего 190.

Земекису — 70! История режиссёра «Назад в будущее» и «Кролика Роджера» 9

Том Хэнкс сыграл в «Полярном экспрессе» сразу несколько ролей

Однако режиссёр продолжал верить в выбранную им технологию и даже нашёл себе единомышленника в лице председателя Disney Studios Дика Кука. В 2007 году Земекис и Disney объявили о создании ImageMovers Digital — студии, специализирующейся на фильмах с захватом движения.

Первым делом ImageMovers выпустила «Рождественскую песнь» — экранизацию одноимённой повести Чарльза Диккенса. «Песнь» заработала в прокате 300 миллионов долларов, но всё равно оказалась убыточной — её бюджет оценивается в 175–200 миллионов без учёта маркетинга.

Смотрите также

Motion capture. История «цифрового актёрства» 14

Motion capture как искусство. История и печаль «цифрового актёрства»

Технология, с помощью которой Энди Серкис сыграл Голлума, а актёры «Аватара» — на’ви, давно перестала быть сенсацией. Сейчас спорят о другом: когда, наконец, работу в motion capture признают настоящей актёрской игрой?

Земекис строил наполеоновские планы — студия говорила о ремейке «Жёлтой подводной лодки», анимационного мюзикла «Битлз», сиквеле «Кролика Роджера» и о других проектах. Но тем временем над ImageMovers начали сгущаться тучи.

Сперва поста лишился главный защитник Боба — Дик Кук. Пришедший ему на смену Алан Бергман объявил курс на оптимизацию бюджета и сокращение издержек, и одним из его первых решений стало закрытие ImageMovers. Disney винить сложно — ни один из проектов студии не оказался прибыльным, а вышедший в 2011 году мультфильм «Тайна Красной планеты» (в оригинале — «Марсу нужны мамы», Земекис ограничился там ролью продюсера) и вовсе обернулся грандиозным провалом, принёсшим студии убытков на 130 миллионов долларов.

Возврат к традиционному кино

Итак, Земекис вернулся к традиционному кино. Следующим его проектом стал «Экипаж» (Sully) — драма о пилоте, который вроде бы спас самолёт от катастрофы, но у следствия возникли подозрения, что именно действия пилота к этой катастрофе и привели. Картина больше десяти лет прозябала в производственном аду, и только появление Боба сдвинуло проект с мёртвой точки.

Ещё с 2008 года Земекис работал над экранизацией мемуаров французского канатоходца Филиппа Пети, который в 1974 году без страховки прошёл по канату, натянутому между башнями-близнецами Всемирного торгового центра на высоте 400 метров над землёй. Фильм «Прогулка» увидел свет в сентябре 2015 года, роль Пети сыграл Джозеф Гордон-Левитт.

Земекису — 70! История режиссёра «Назад в будущее» и «Кролика Роджера» 10

Следом были «Союзники», романтический триллер в декорациях Второй мировой, и «Удивительный мир Марвена» — биографическая драма о человеке, который в результате сильнейшей черепно-мозговой травмы заработал амнезию и пытается вернуться к жизни с помощью кукольной терапии. Рядом со своим домом Марвен построил игрушечный городок времён Второй мировой и населил его фигурками людей, напоминавших знакомых из прошлой жизни.

Из этих четырёх фильмов только «Экипаж» оказался успешным. Остальные три так и не окупились в прокате, а «Удивительный мир Марвена» и вовсе принёс студии Universal убытков на 60 миллионов долларов. И тут, возможно, очень кстати наступила стриминговая революция. Земекис снял для HBO Max фильм «Ведьмы» — экранизацию одноимённой фэнтези-сказки Роальда Даля, а в сентябре этого года на сервисе Disney+ выйдет «Пиноккио» — очередной ремейк анимационной диснеевской классики.

Земекис в нерабочее время

У любого успеха есть цена — Земекис ради карьеры долгое время многим жертвовал. По его словам, начиная с выпуска из киношколы и заканчивая как минимум премьерой «Назад в будущее», он безостановочно работал, у него не было ни денег, ни личной жизни. В принципе, с такими проблемами сталкивается немало молодых людей, но для кинематографистов это может оказаться критичным.

Если ты только снимаешь кино и не пробуешь жизнь на вкус, у тебя в конечном итоге иссякнут источники вдохновения. И тогда тебе останется только снимать фильмы о других фильмах или же о вещах, которые ты видел в детстве. Я совершенно не хочу такого исхода.

Роберт Земекис

Земекису — 70! История режиссёра «Назад в будущее» и «Кролика Роджера» 14

Земекис и Лесли Хартер

Со своей первой женой, актрисой Мэри Эллен Трейнор, Земекис познакомился уже ближе к тридцати. Пара прожила вместе почти двадцать лет и развелась в 2000 году. Впрочем, Земекис недолго оставался один и уже в следующем году женился снова — на этот раз на актрисе Лесли Хартер. У режиссёра один ребёнок от первого брака и трое — от второго.

Режиссёр старается поменьше работать, побольше времени проводить с семьёй и находить время для других увлечений. К примеру, Земекис — заядлый пилот, у которого ещё десять лет назад было свыше тысячи часов лётного опыта.

Я не хочу, чтобы у меня на надгробном камне красовалась надпись “Он снял кучу фильмов” или даже “Он снимал хорошие фильмы”. Как бы мне ни нравилось моё искусство, я хочу, чтобы моя жизнь имела ценность и вне его, пусть даже это будет только мысль или чувство в памяти моего сына.

Роберт Земекис

Читайте также

Статьи

«Мир без Стругацких: Межавторская антология». Если бы АБС не было
0
37898
«Мир без Стругацких: Межавторская антология». Если бы АБС не было

Собрание альтернативной литературы

«Падение империи»: политический хоррор из недалёкого будущего
0
44270
«Падение империи»: политический хоррор из недалёкого будущего

Америку раздирает вражда, журналистов убивают, а люди принимают ужасы войны за «фейк ньюс».

Художница Полина Граф: книжные обложки, яркие персонажи и мир фэнтезийной космооперы 9
0
103701
Художница Полина Граф: книжные обложки, яркие персонажи и мир фэнтезийной космооперы

Российская художница — о трудностях создания обложек, любви к писательству и уникальном стиле

«Дева и дракон»: история о том, как одна принцесса сама себя спасала 3
0
93516
«Дева и дракон»: история о том, как одна принцесса сама себя спасала

Ещё одна попытка деконструировать троп «дамы в беде»

Читаем отрывок из книги «Терри Пратчетт. Жизнь со сносками»
0
98884
Читаем отрывок из книги «Терри Пратчетт. Жизнь со сносками»

Отрывок, в котором Терри договаривается о гонорарах, пишет с Нилом «Благие знамения» и едет в отпуск

Альфа Центавра, Тау Кита и все главные звёзды научной фантастики. 18
0
143590
Альфа Центавра, Тау Кита и все главные звёзды научной фантастики.

Что мы знаем о популярных звёздных системах из фильмов, книг и сериалов?

Читаем рассказ Игоря Каганцева «Королева» из сборника «Дождливый лес» 1
0
148584
Читаем рассказ Игоря Каганцева «Королева» из сборника «Дождливый лес»

Обедневший барон Ариндал, став жертвой подлого предательства, в поисках справедливости обращает на себя внимание самой королевы

1
0
179244
«Рубеж Шангри-Ла»: бестолковое, но чертовски зрелищное аниме для геймеров

Сюжет этого сериала ни на что не претендует. Зато когда начинается экшен, он сияет во всей красе.

Спецпроекты

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: