«11.22.63»: почему книга лучше сериала 18
Джейк Эппинг — учитель литературы в штате Мэн. Жизнь его скучна, и кажется, что ничего интересного с ним случиться не может. Но внезапно старый друг Эл показывает ему временной тоннель в 1960 год. И просит Джейка исполнить его мечту: отправится в прошлое и предотвратить убийство президента Кеннеди.

Что такое «11.22.63»

Жанр: хронотриллер
Продюсеры: Брайан Берк, Джей Джей Абрамс, Стивен Кинг
В ролях: Джеймс Франко, Сара Гадон, Крис Купер, Джош Дюамель, Даниэль Уэббер
Первоисточник: одноименный роман Стивена Кинга
Продолжительность: 8 серий по 60 минут
Премьерный показ: февраль — апрель 2016, Hulu
Наверное, каждый серьёзный писатель из Штатов в душе мечтал написать Большой Американский Роман, в котором отразилась бы вся суть культуры его страны. «11.22.63» явно писался с тем же настроем, и получился как минимум личный magnum opus Стивена Кинга, традиционный и новаторский одновременно.

Для передачи «души» Америки Кинг выбрал золотой период американской истории. Конец 1950-х — начало 1960-х — это период больших надежд нации. Рок-н-ролл, чистые улочки, домики в ряд, красивые машины, приветливые люди, патриотический подъём. Да, ужасные выхлопные газы и выбросы с заводов, да, расовая нетерпимость и мужской шовинизм, но и рыцарства по отношению к дамам в то время было куда больше, чем сейчас. Кинг окунается в эпоху с головой вместе с героем. Во многом это роман об Америке, которую мы потеряли, о мечте, которая могла сбыться, да лопнула под шум далласских выстрелов.

А еще это роман о том, что танец — это жизнь

А еще это роман о том, что танец — это жизнь

Подробнее о книге

Стивен Кинг «11/22/63»

Стивен Кинг «11/22/63»

Это не столько история о путешествии во времени, сколько роман об Америке. Масштабная, блестяще написанная вещь — к ознакомлению обязательна.

«11.22.63» вобрал все возможные жанры, какие смог грамотно соединить Кинг. Это прекрасный триллер, местами пробирающий до костей ужастик, интереснейшее расследование (Освальд ли спустил курок и почему?) и трогательная история любви. Как и во многих других сюжетах Кинга, зло в «11.22.63» идет от человека, и главная мистика — откуда это зло берётся. Как оборотную сторону медали Кинг показывает мистику любви, которая не менее сверхъестественна, чем зло. Она тоже живёт в человеке и проявляется в самые неожиданные моменты.

«Король ужасов» противопоставил великий подвиг (спасение Кеннеди) и подвиг повседневный. За пять лет жизни в прошлом Джейк совершает множество добрых, маленьких, но по-своему великих поступков: раскрывает актёрский талант в застенчивом ученике, устраивает личное счастье одной прекрасной библиотекарши. На небесных весах всё это важнее, чем спасение президента. Повседневность превращается в таинство, обычный труд в волшебство. «11.22.63» — это напоминание, что для наступления всеобщего блага надо совершать это самое благо направленно и предметно.

Библиотекарша Сэйди важнее, чем какой-то президент

Красавица-библиотекарша Сэйди

Экранизация против книги

Канал Hulu, увы, не Netflix и не HBO. Взявшись за амбициозный и сложный проект, они выпустили неплохой продукт, но для экранизации великого романа эпитет «неплохой» сродни преступлению. Адаптация сильно проигрывает оригиналу.

Не совсем понятно, зачем создатели выбрали формат-полумеру — мини-сериал. Понятно, что для полнометражного фильма пришлось бы выкинуть почти всё, кроме линии Кеннеди. Но тогда хотя бы мог получиться дорогой хронотриллер с красивыми декорациями и проработанной атмосферой. На сериал же бюджетом не расщедрились. 1960-е в «11.22.63» смотрятся куда лучше, чем, скажем, в «Легендах завтрашнего дня», но все равно остаются бездушной декорацией, не способной затянуть зрителя в иное пространство.

Это можно было компенсировать за счет глубокой и проработанной истории. Но серий всего восемь, и книгу сценаристы порезали — будь здоров. Джейк даже проводит в прошлом меньше времени, чем в книге, — три года вместо пяти. Конечно, «Игра престолов» доказала, что в умелых руках отклонения от первоисточника могут идти экранизации на пользу. Но «11.22.63» — случай совсем иной.

Помимо отдельных сюжетных линий и сцен (сильнее всего сократили мирную и наиболее полезную, по замыслу Кинга, жизнь Эппинга), под нож кое-где попали обоснования поступков, характеры, объяснения сверхъестественных фрагментов, второе дно и отсылки к другим произведениям автора. Появились и новые персонажи, совершенно не важные для сюжета, но мозолящие глаза: в книге у Билла Теркотта была ровно одна сцена, а здесь мы наблюдаем его на протяжении всего сериала. Истории с Даннингами придумали банальный и скучный мотив, убрав даже намек на неоднозначность ситуации.

Билл Теркотт назойливо маячит в кадре

Билл Теркотт назойливо маячит в кадре там, где его быть не должно

Да и сам главный герой претерпел массу изменений. Вдумчивый, живой и неглупый Джейк Эппинг из книги превратился в не слишком приятного, мало рефлексирующего Джеймса Франко, который часто действует с наскока и выкручивается за счет чистого везения. Что, кстати, противоречит заявленной идее «сопротивления времени». Поскольку прошлое не хочет, чтобы его меняли, с Джейком все время приключаются неприятности — от спустившего колеса до случайного отравления. Но Кинг аккуратно вписывал эти события в сюжет, а в сериале из этого сделали сущий «Пункт назначения» с падающими люстрами, постоянно норовящими задавить машинами и глючащей техникой. Как при такой безалаберности и постоянных опасностях герой вообще выживает, остается загадкой.

Сам Франко играет средне. При первом появлении он вызывает отторжение и недоверие, но серии к третьей-четвёртой к нему привыкаешь. А вот кто красит и во многом вытягивает сериал, так это Сара Гадон. Её Сэйди получилась великолепной: девушка-мечта, мираж, в нее невозможно не влюбиться. Хотя романтическая линия вышла не такой глубокой, как в романе, «химия» между героями осязаема и не ослабевает вплоть до финала. Интересным вышел и Ли Харви Освальд в исполнении Дэниела Веббера — эгоцентричный психопат с манией величия.

В сериале воспроизвели знаменитое фото Освальда с ружьём

В сериале воспроизвели знаменитое фото Освальда с ружьём

Стоит ли смотреть?

Тем, кто читал книгу, в сериале ловить нечего. Большая часть образов не та, зрелищности немного, логика хромает (к примеру, очень неудачно обыгран человек с желтой картой). Сюжетная канва с Кеннеди осталась неприкосновенной, но это сводит на нет всю интригу.

Другое дело, если вы роман не читали. Многие из претензий к сериалу останутся прежними — прорехи в логике, не самая убедительная актерская игра, средняя проработка окружения, скачущее повествование. Но благодаря интересной кинговской истории почти все эти недостатки легко простить.

А история сама по себе хороша. С захватывающими сюжетными поворотами, мистикой и искренней романтической линией. Местами сериал может напугать даже читавших или как минимум пустить по спине стаю мурашек. Добавьте сюда временами неплохой экшен, мягкий и уместный юмор, поднятые темы социальных проблем и семейных ценностей.

И финал по большей части остался каноничным. В романе, правда, он кажется более логичным, чем в сериале, но в любом случае история вышла доброй и светлой. Этого у нее не отнять.

Итог: бодрый хронотриллер с необычной и милой концовкой. Читавшим книгу будет сложно привыкнуть к изменениям, но в остальном сериал вышел неплохим. Правда, в виде 24 серий или полнометражного фильма эта история смотрелась бы лучше.

Оставляя комментарии на сайте «Мира фантастики», я подтверждаю, что согласен с пользовательским соглашением Сайта.

    • Аноним

      Сериал полное говно и этим все сказано…

    Комментарии для сайта Cackle

Читайте также

Статьи

Читаем книгу «Огненная кровь» Брайана Стейвли — продолжение «Клинков Императора»
0
4823
Читаем книгу «Огненная кровь» Брайана Стейвли — продолжение «Клинков Императора»

Первые две главы романа.

Какие новые сериалы выходят в июле 2022? Resident Evil, Paper Girls и документалка про студию Джорджа Лукаса
0
12096
Какие новые сериалы выходят в июле 2022? Resident Evil, Paper Girls и документалка про студию Джорджа Лукаса

А ещё — два сериала на околокосмическую тематику и сериал с Козловским.

Рафал Косик «Чётки» 
0
66705
Рафал Косик «Чётки». Иллюзорная Варшава грядущего

Польская антиутопия в духе Филипа Дика.

«Академия Амбрелла», 3 сезон: Ah shit, here we go again
0
250678
«Академия Амбрелла», 3 сезон: Ah shit, here we go again

«Это. Было. Странно».

«Оби-Ван Кеноби» — это «Последние джедаи» от сериалов? Разбираем драматургию сезона 11
0
181833
«Оби-Ван Кеноби» — это «Последние джедаи» от сериалов? Разбираем драматургию сезона

Как перестать беспокоиться и победить в себе Дарта Вейдера? Отвечает новый сериал по «Звёздным войнам»!

Фантасты на полставки 10
0
234409
Фантасты на полставки

Авторы, которые прославились в других направлениях литературы прежде, чем попробовать себя в фантастике.

Марина и Сергей Дяченко «Масштаб» 
0
292710
Марина и Сергей Дяченко «Масштаб». Нечто большее, чем просто фантастические детективы

Последняя книга знаменитого дуэта.

«Мир Юрского периода: Господство 3
0
336674
«Мир Юрского периода: Господство»: да что вы, динозавров не видели?

Фильм неплох сам по себе (даже вернули главных героев «Парка»!), но по сути добивает франшизу.

Спецпроекты

Top.Mail.Ru

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: