Google+
iRON mAN fILM Терминаторы Фантастика 1960-х годов Волчий дождь
Версия для печатиВидеодром: 100 лучших фантастических фильмов

Сокровища кинематографа

100 лучших фантастических фильмов

Хит-парад в журнале — это возможность для каждого читателя почувствовать себя умнее всех сотрудников редакции. Вспомните: бывало, читаешь подборку, скажем, лучшего оружия киноманьяков и недоумеваешь, как эти умники не включили то или иное наименование, или поставили разные предметы в одну категорию. Не спешите крутить пальцами у висков: при составлении хит-парадов, будь то видеохроники Ктулху или коллекция вантузов, ими можно вертеть и так, и этак. В этом месяце редакция «МФ» представляет вам свою подборку лучших фантастических фильмов. Мы убеждены, что, посмотрев их, вы сможете неплохо ориентироваться в жанре и самостоятельно решать, какие картины стоят внимания, а какие — ритуального сожжения из огнемета.

Классика

Путешествие на Луну (1902)

Первый фантастический фильм, по крайней мере, на нашей планете и в нашем измерении. Гигантские грибы, живые планеты и сталкивание пилотируемого снаряда с края Луны — нет, в 1902 году в это уже не верили. Мельес снял авангардную комедию, апробируя новейшие спецэффекты того времени.

Аэлита (1924)

Первая экранизация романа Алексея Толстого и первая полнометражная лента о космическом путешествии. Декорации в стиле конструктивизма, завуалированные выпады против социалистического строя и натуралистические съемки. За рубежом «Аэлиту» считают кинофантастикой №1, повлиявшей на «Метрополис» и «Флэша Гордона».

Метрополис (1927)

Для кого-то это прадедушка «Эквилибриума» и «Терминатора», для учебников — это шедевр немецкого экспрессионизма. Кино с другой планеты — вычурное, с непрерывной музыкой, клоунской мимикой и шикарными пейзажами футуристического города.

Носферату: Симфония ужаса (1922)

Первый фильм о Дракуле — лысом и недовольном. Лысом — потому что это экспрессионизм, а недовольном, потому что даже в 1922 году были проблемы с авторскими правами. Немое кино, марионеточные движения актеров и один из самых запоминающихся образов кровососа.

Научная фантастика

Вторжение похитителей тел (1956)

Злым инопланетянам нужны ваши мозги, а очень злым — ваше тело. Тонкая антисоветская агитка времен маккартианской охоты на коммунистов оказалась слишком хорошей, чтобы быть списанной на свалку истории. Живой учебник жанра, ломающий «четвертую стену» (воображаемая стена, разделяющая актеров и зрителей. «Ломая» ее, актер устанавливает контакт со зрителями — в частности, обращается к ним напрямик).

Планета обезьян (1968)

История приключений группы астронавтов в будущем Земли, населенной обезьянами. Такое не снилось ни Уэллсу, ни Дарвину — Робинзон стал рабом Пятницы. Язвительная и жестокая зоологическая антиутопия про человеческое уродство в обезьяньей шкуре с длинным хвостом римейков.

Инопланетянин (1984)

Воевать с инопланетянами — к несчастью. С ними лучше дружить, особенно если пришельца играют роботы за 700 тысяч долларов, 2 карлика и 12-летний безногий мальчик, а у руля проекта стоит Стивен Спилберг. 4 «Оскара» и звание самого доброго фильма на свете кладут на лопатки любые другие картины о встрече с братьями по разуму.

Полет навигатора (1986)

На этот фильм юные граждане СССР ходили как минимум семь раз. Не потому, что единственной альтернативой были трансляции съездов КПСС. Просто легко было поставить себя на место Дэвида и попасть в окружение чудес инопланетной жизни. Фильм влезает в подсознание и остается там навсегда. Почему? Видимо, не обошлось без внеземных технологий.

Трон (1982)

Первый фильм с виртуальными персонажами и компьютерными декорациями. Главный герой попадает в электронную реальность, где правит программа-диктатор. Никакого виртуального кунг-фу, ведь на дворе 1982 год. Однако все равно это бета-версия «Матрицы». Предтеча кино, измеряемого гигабайтами.

Видеодром (1983)

Не смотрите на название этой рубрики — лучше посмотрите на свой живот. Вдруг там появилась новая дырочка? Туда будут вставлять видеокассеты, и вам придется убивать! Лучший фильм Кроненберга, по сравнению с которыми работы Дэвида Линча — скучная документалистика. Слышите хлопки? Это не аплодисменты — это взрываются мозги зрителей.

Терминатор 1-2 (1984, 1991)

Классика никогда не была такой классной: самый харизматичный киборг-убийца, самые опасные парадоксы времени, самое страшное будущее. Перестрелки и юмор, бездушная машина смерти и сожаление о неспособности заплакать. Постсоветский термин «супербоевик» здесь как нельзя кстати.

Вспомнить все (1990)

Все или ничего. Все — это Пол Верховен, Арнольд Шварценеггер, Филип Дик и завораживающий боевик с элементами шизофрении и членовредительства. Ничего — это то, что мы имели бы сейчас без такой картины. Этот фильм — на нашем диске. Посмотрите его и сами все поймете.

Куб 1-3 (1997—2004)

Набор «кубиков» прорубил новую нишу в жанре фантастических триллеров. Кафкианская фабула логического абсурда, лабиринт смертельных ловушек, препарирование характеров, фантастические эксперименты, темпоральные двойники, гиперпространственные конструкты, безумная надежда на спасение... Вы еще живы?

Космическая фантастика

Звездные войны: Эпизоды I-VI (1979-2005)

Нужны ли вообще комментарии? Культовая космоопера, по утверждению одних, переродившая весь жанр, а по утверждению других — похоронившая его. Не поддающаяся объяснению популярность этих фильмов во всем мире делает шесть эпизодов звездной саги обязательными к просмотру.

Запретная планета (1956)

На самом деле, отнести «Запретную планету» с молодым и тогда еще серьезным Лесли Нильсеном в главной роли к какой-либо жанровой группе весьма сложно. Пытаться втиснуть ее в тематические рамки — все равно что обозвать магистра Йоду жабой. Это нечто другое: думайте о родоначальнике канонов современной космической фантастики — не ошибетесь.

Космическая одиссея 2001 (1968)

Шедевр Стэнли Кубрика и Артура Кларка. Для жанр а он примерно то же самое, что и полет Гагарина для космонавтики. Фантастика с девяностодевятьюпроцентной научной достоверностью и фотореалистичными спецэффектами. Фильм, предсказавший многие детали будущего: плоские экраны, кредитные карты, распознавание голоса, телевизоры в спинках кресел. Квинтэссенция жанра.

Дюна (1984)

Бытует подозрение, что Дэвид Линч снимает фильмы исключительно для себя. Его «Дюна» — донельзя самобытная притча, повествующая совсем не о спайсе, планете Арракис и голубоглазых мутантах. Это пьеса по мотивам сновидений. Переклички с книгой Герберта минимальны: перед нами тот случай, когда творческая отсебятина выходит на первый план и местами сияет ярче оригинала.

Горизонт событий (1997)

Один из первых фильмов Пола В. С. Андерсона привлекает умелой компиляцией идей из других картин. Здесь отнюдь не безвкусно смешаны паранойя «Сияния» и мистицизм «Соляриса». После «Горизонта событий» никому не удалось снять вменяемый космический ужастик без непосредственного участия зубастых инопланетян.

Звездный десант (1997)

У Пола Верховена получился самый монументальный космический боевик о противостоянии людей и инопланетных насекомых. Он, конечно, шаблонен, однако в этом, как ни странно, заключается источник его шарма. Доблесть космических десантников абсолютизирована настолько, что фильм смотрится как пародийная сатира.

Пятый элемент (1997)

Эпическая костюмированная феерия Люка Бессонна. Все сливки фантастических боевиков на сочной комедийной «клубничке». Самый дорогостоящий фильм французского кино, самые дорогие спецэффекты европейского кино. Крепкий орешек и Элис устраивают большой бада-бум.

Миссия «Серенити» (2005)

Полнометражный финал сериала «Светлячок» несколько лет назад скрасил любителям космической фантастики тотальное безрыбье в этом жанре кинематографа. Сам факт его съемок — один из редких случаев, когда возмущение фанатов из-за прекращения показа сериала убедили владельцев «Двадцатый Век Фокс» пойти им навстречу.

Фэнтези

Темный кристалл (1982)

Культовое фэнтези от создателей «Маппет-шоу». Здесь нет лягушонка Кермита или мисс Пигги, но эмоциональность марионеток достойна шекспировских пьес. Ручная, во всех смыслах слова, работа. Борьба Добра и Зла, природа гармонии и гармония природы — все очень серьезно. Премия «Сатурн» (фэнтези-фильм года), номинации на «Хьюго» и BAFTA.

Конан 1-2 (1982, 1984)

Единственная и самая популярная экранизация произведений Роберта Говарда, идеал жанра «мясо и магия». В 1985 году была еще «Рыжая Соня», но это как фальшивая елочная игрушка — блестит, а радости никакой.

Бесконечная история (1984)

Фэнтези Вольфганга Петерсена — большого мастера блокбастера, во время просмотра которого зрители не скажут «Вау!», а по пути домой начнут переводить старушек через улицы. Тонкая, умная и в то же время восхитительно наивная сказка. Настоящий гимн человеческому воображению — торжественный и завораживающий.

Легенда (1985)

Ридли Скотт + Том Круз + волшебство = один из лучших образцов вневозрастного кинофэнтези. Настоящие, а не компьютерные декорации, атмосфера сказки без фальшивых бород и музыки Диснея, кусочки души создателей фильма в каждой минуте экранного времени — визуальное лакомство для поклонников жанра и тех.

Уиллоу (1988)

Джордж Лукас написал сценарий, в котором волшебные существа действительно уникальны, не позаимствованы у Толкина, а сюжет вечен. Фильм поставил рекорд по количеству актеров-карликов, впервые использовал технологию морфинга для превращений, провалился в прокате и, как это часто бывает, вскоре стал культовым.

Властелин Колец 1-3 (2001—2003)

Зрители принесли в кинотеатры 3 миллиарда долларов. Киноакадемики отдали Джексону 17 «Оскаров» (65,5 килограммов позолоченного олова), которые он не имеет права продавать (должен сперва предложить Киноакадемии выкупить их по 1 доллару за статуэтку). Трилогия обогнала по сборам «Звездные войны» и «Гарри Поттера» и стала самым популярным кинопроектом в истории.

Гарри Поттер (2001-2007)

Самое популярное фэнтези начала 21 века получило достойную экранизацию. Уникальный проект, организованный по принципу артхаусных сборников (одна тема, но разные режиссеры с уникальной художественной техникой), стал эталоном современного кинофэнтези. Фильмы, растущие вместе со своими зрителями. Они не делают истории: они сами — история.

2
1 2 3 4 5 6 7
Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Angvat
№ 1
10.01.2010, 01:05
Неплохая подборка, согласен, но не совсем. Отпишусь чуть подробней:
Классика. Она и в Африке классика. Особенно теплые чувства питаю к Носферату)))
Научная фантастика: тут пожалуй у меня некаких положительных эмоций не вызвали лишь Похитители, да и Куб я бы отметил лишь первый. Ну и всплокнем над горе-сиквелами и римейком Планеты Обезьян...
Космическа Фантастика: Здесь пожалуй не вызывает положительных эмоций лишь Десант - где экзоброня? Про продолжения вообще молчу.
Фентези: Не понравились Властелин Колец (все-таки предпочитаю первоисточник) и Гарри Поттер - просто конвеер по "рубке бабок с фанатов".
Наше: Все радует, кроме почследнего. Это рекламное убожество - в топку.
Антуиотопия: Дитя Человеческое не вызвало почти ничего положительного - уж очень наапомнило 2019: после падения Нью-Йорка. Тот фильм правда был подешевле и потрешевей, но оснавная идея та же.
Киберпанк: Не понравились Джонни-Мнемоник (Молли... Где Молли?) и 13 этаж, который из-за того, что ряд деталей из первоисточника упущен смотриться форменным бредом. Кто согласиться играть в игру. где можно умереть по-настоящему?
Ужасы: Тут в целом согласен, разве что не разделяю всеобщего восхищения по поводу Ведьмы.
Чудовища: В целом согласен, разве что Кинг Конга взял бы постарше. Новый сслишком уж затянут.
Кинокомиксы: Никогда не любил ни комиксы, ни их экранизации. Из всего понравились лишь Бэтман и Блейд. Ну ееще Хеллбой 2, но его тут нет)))
Мульфтильмы: Дракона не смотрел, Титан как по мне - унылый середнячок, 2-й Призрак тоже, а последнее "чудо"... кто вообще о нем слышал?
Комедии: В Ппоисках галактики не смотрел, Догму не люблю (по-мойму религия - не та вещь, с которой можно шутить). С остальнмы в целом согласен. Ах да, и некоторым нашим режисерам настоятельно советую смотреть и пересматривать 2-ю часть Помидор-убийц. Там ихний подход к рекламе выстебан самым жестоким образом (до сих пор вспоминаю профессора с наклейкой Пепси на спине))))
Прочее: Согласен со всем, кроме Веста (как по мне, титул худшего фильма года в свое время он получил заслуженно) и Пиратов. Может бы еще чего добавил, но с ходу не вспомню, все мои любимые фильмы вроде и так перечислены...

Последний раз редактировалось Angvat; 10.01.2010 в 01:18.
Gligarr
№ 2
10.01.2010, 05:56
Цитата:
Сообщение от Angvat Посмотреть сообщение
последнее "чудо"... кто вообще о нем слышал?
Как раз в Сети работы Макото Синкая очень хорошо известны (как раз потому что "Hoshi no Koe" он сделал в одиночку). Да, я не помню чтоб показывали эту OVA по ТВ... Но у нас на телевидении вообще не показывают OVA! А "Голос Далекой Звезды" стоит под ярлыком "обязательно посмотреть" у каждого уважающего себя анимешника. Так то!
Spy Fox
№ 3
10.01.2010, 10:14
Хороший топ, подробный. И многие перечисленные лучшие фантастические фильмы я видел. В том числе "Вторжение похитителей тел" (надо отметить, самая первая экранизация была лучшей, дальше дело ухудшалось - версия девяностых самая паршивая, про фильм с Кидман вообще молчу).
Конечно, мне тоже есть что добавить. Например, весьма неплохой фильм "День, когда Земля остановилась" (речь, конечно, об оригинальной ленте, а не о том жалком недоразумении с Ривзом). Но в целом все подробно и толково.
Авторы молодцы.

Последний раз редактировалось Spy Fox; 10.01.2010 в 10:15.
Toraton
№ 4
10.01.2010, 12:53
Цитата:
Сообщение от Angvat Посмотреть сообщение
Мульфтильмы: Дракона не смотрел, Титан как по мне - унылый середнячок, 2-й Призрак тоже, а последнее "чудо"... кто вообще о нем слышал?
Все поклонники аниме, без исключений.
Артём
№ 5
10.01.2010, 16:36
Список достойный, но местами оставил в полнейшем недоумении.
Классика. У Мурнау и Ланга есть не менее выдающиеся работы, те же "Фауст" и "Нибелунги", которых в списке явно не хватает. Пропущен громадный пласт цветной классики, те же "Волшебник страны Оз", "Багдадский вор", немецкого "Мюнхгаузена" (и я прекрасно знаю, где, когда и под непосредственным контролем кого он был снят) и классических фильмов ужасов - уж "Франкенштейну", чьё влияние на мировую культуру очевидно, должно было найтись место.
Научная фантастика. Здесь замечание только одно, но какое. До сих пор поражаюсь наличию в списке проходного, явно снятого на волне популярности "Инопланетянина" "Полёта навигатора" и отсутствию иконы уфологов, культовейших "Близких контактов третьей степени".
Космическая фантастика. Кроме того, что "Горизонт событий" - это скорее ужастик, а не КФ, возражений нет.
Фэнтези. За бортом остались знаковые работы Харрихаузена, то же "Седьмое приключение Синбада".
Отечественное кино. Не хватает легендарнейших "Детей капитана Гранта", монолитного "Ильи Муромца" (Птушко вообще нет, а ведь он и Роу - совсем не одно и то же), ну и шикарного "Старика Хоттабыча" с его революционными для советского кино (1956 год) спецэффектами. Наделавшую в своё время много шуму "Планету бурь" тоже не мешало бы добавить.
Антиутопия. Добавил бы "На берегу" 1959 года, как праотца киноантиутопии, "Альфавилль" Годара, в остальном согласен.
Киберпанк. -
Ужасы. -
Чудовища. -
Комиксы. -
Мультики. -
Комедии. -
Вне категорий. Добавил бы классические "20000 лье под водой" с Дугласом (куда их ещё?), "Дело о жизни и смерти", "Скруджа" и, возможно, ряд других фильмов, названия которых сейчас запамятовал.
Всё это, естественно, ИМХО

Последний раз редактировалось Артём; 10.01.2010 в 16:54. Причина: дополняю
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
22 июля 2014
июль июнь
МФ Опрос
Читаете ли вы наш журнал?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться