Как Миядзаки изменил моё мнение об аниме

22319
2 минуты на чтение
В юности я терпеть не мог аниме. Я свысока смотрел на «Сэйлор Мун» и «Покемонов» с их наивными сюжетами и одинаковыми лицами персонажей. С ещё большим презрением я в те годы относился к аниме-фэндому, одобряющему однополую любовь и подростковую сексуальность. Ох уж эти отаку, эти японофилы, говорящие «ксо» и «бака» и обожающие хентай и яой! И ох уж эти их японские порномультики!

А потом я наткнулся на «Ходячий замок».
Это был лучший стимпанк, какой я видел на тот момент. До сих пор этот жанр существовал для меня больше в воображении, чем в каких-либо произведениях — и вот он оказался реальностью. В «Замке» были отличная графика, любопытный сюжет, отличная музыка и приятная атмосфера. Чего в нём не было, так это грудастых школьниц и депрессивных школьников с вырезанными из угловатого картона лицами. «Ходячий замок» явно относился к аниме — но его было невозможно ненавидеть или презирать. Он был объективно хорош. А значит, аниме оказалось как минимум разным.

Я стал смотреть другие работы Миядзаки — и он редко меня разочаровывал. «Лапута» оказалась ещё более ярким стимпанком. «Унесённые призраками» — тёмным мифологическим фэнтези, не уступающим «Лабиринту Фавна». «Принцесса мононоке» — суровым средневековым боевиком. «Навсикая» — экологической притчей, вдохновлённой моими любимыми французскими комиксами. Оказалось, что лучшее взрослое фэнтези в анимации снял один человек — и он же выпускал детские сказки вроде «Тоторо» и «Ведьминой службы доставки».
А потом история моего знакомства с аниме превратилась в попытки найти второго Миядзаки. Так были открыты «Ковбой Бибоп», «Призрак в доспехах», «Аниматрица», «Странники». Были оценены по достоинству Кацухиро Отомо с его «Акирой» и «Стимбоем», Сатоси Кон с «Паприкой» и «Идеальной грустью», Мамору Хосода с «Волчьими детьми» и «Девочкой, покорившей время». Никто из них не оказался вторым Миядзаки, но каждый был хорош по-своему.

По ходу раскопок мне пришлось убедиться, что в аниме действительно хватает всего того, что я в нём ненавидел — и глупого юмора, и пошлости, и штампов. Но лишь потому, что в аниме вообще есть всё — как в большом кино или игровых сериалах. Его нельзя мерить одной меркой, как нельзя считать, что все американские фильмы похожи на комедии с Адамом Сэндлером.

5 января у Хаяо Миядзаки день рождения — ему исполнилось 76 лет. Долгих вам лет и здоровья, мэтр. И спасибо от имени всех людей, которые благодаря вам изменили мнение об аниме.

https://vimeo.com/102392560

Что будет дальше со студией Ghibli?

Юлия Лялина

22.08.2016

72128

Как поживает знаменитая студия после ухода на пенсию Хаяо Миядзаки и что в целом творится в индустрии аниме.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Аниме

«Летние войны»: аниме о семье, которая сильнее ИИ

Аниме

Аниме, в которых военная техника — часть истории
Топ-3 аниме для погружения в моделизм

Аниме

«Левиафан»: неправильное аниме по самому анимешному стимпанку
Почему самая точная экранизация книги про летающих китов вряд ли станет хитом.

Аниме

Как «Лазарь» Синъитиро Ватанабэ отражает эмоциональную боль нашей эпохи
Аниме меняется вместе с миром, и «Лазарь» — яркий тому пример.

Аниме

Какие аниме-сериалы смотреть в летнем сезоне 2025? Ангелы-извращенки, киллер в отставке и кайдзю
А еще — «Дандадан», ночные прогулки и мрачнуха

Аниме

Аниме «Гачиакута» — самый злобный сёнэн! Впечатления по первым сериям
Панковская история про мир мусора и осознанного потребления.

Аниме

Аригато, мангака: как манга и аниме повлияли на японский язык
Мина сама конитива!

Аниме

«Дандадан: Злой глаз»: ничего себе поездочка! Впечатления от продолжения
Фильм из первых трёх серий нового сезона.

Аниме

Необычные аниме по мотивам европейской классики
Шекспир, превратившийся в технофэнтези, и космоопера по мотивам Дюма.

Аниме

Аниме по западным франшизам: Бэтмен, киберпанк и Винчестеры
От Marvel и DC до борцов с нечистью.
Показать ещё