История еврейского аристократа Иуды Бен-Гура, современника Христа. Когда-то он дружил с влиятельным римлянином Мессалой, но случайно прогневал римского наместника, и Мессала превратил жизнь бывшего товарища в ад. Семья Бен-Гура сгинула в застенках, а сам он оказался рабом на галере. Теперь им движет желание отомстить Мессале, а сделать это можно только на гонках колесниц.
Жанр: пеплум
Режиссёр: Тимур Бекмамбетов
В ролях: Джек Хьюстон, Тоби Кеббелл, Морган Фриман
Премьера в России: 8 сентября 2016 года
Возрастной рейтинг: 16+
Похоже на:
«Исход: Цари и боги» (2014)
«Гладиатор» (2000)

Тимур Бекмамбетов наконец-то снял полнометражную версию своего лучшего и самого культового творения: рекламных роликов банка «Империал». Увы, исторический эпос «Бен-Гур» почти сразу провалился в прокате. И это не должно никого удивлять. Бывают фильмы вроде «Джона Картера», которые проваливаются неожиданно, из-за неграмотного продвижения. А на «Бен-Гуре» с момента, как возникла сама идея его создания, крупными буквами было написано: «Кассовый провал». И вот почему.

Даже божественный Морган Фримен не спас этот фильм

Даже божественный Морган Фриман не спас этот фильм

Причина 1. Это ремейк классики

Кому вообще пришло в голову снимать ремейк голливудской киноклассики 60-летней давности? «Бен-Гур» 1959 года, снятый Уильямом Уайлером, получил 11 «Оскаров», и этот рекорд до сих пор не побит — его смогли только повторить «Титаник» и «Возвращение короля». Переснимать такое — идея не лучше, чем ремейк «Кавказской пленницы». Фильм Бекмамбетова был обречён на невыгодное сравнение — и, разумеется, критики его разгромили.

Конечно, в основе обоих фильмов лежит книга, которую экранизировали и до 1959 года. Но фильм Бекмамбетова от книги уходит даже дальше, чем фильм Уайлера. Бен-Гура и Мессалу почему-то сделали не просто друзьями, а братьями (как им это удалось?). Роль Иисуса резко увеличили. Многие важные сцены из оригинала, наоборот, выкинули, из-за чего пострадала логика сюжета.

Фильм пытается оправдать Мессалу и сделать его конфликт с Бен-Гуром не таким однозначным, и это, пожалуй, самое удачное изменение. Но ради этого Римскую империю на контрасте изображают как злобный Рейх, а всех римлян, кроме Мессалы, — как оголтелых фашистов.

BEN-HUR

— Твоё имя?
— Мессала Северус.
— КАПИТАН Мессала Северус!

Пилат и Мессала, лучший диалог фильма

Причина 2. Библейский пеплум не нужен

Жанр пеплума, то есть историко-приключенческого эпоса о древнем мире, — реликт прошлого века, теряющий популярность в наши дни. Это лишний раз доказал «год пеплумов» — 2014-й, когда фильмов в этом жанре вышло необычно много, но ни один не завоевал массовой любви. Ближайший сосед «Бен-Гура» по жанру, библейский пеплум Ридли Скотта «Исход», тогда с треском провалился в прокате. Странно, что создатели ремейка не увидели в этом дурного предзнаменования.

«Исход» и «Бен-Гура» подвела ещё и религиозная подоплёка. Угодить аудитории фильмами про религию тяжело: либо верующие недовольны неточностями, либо неверующие — «пропагандой». А чаще всего недовольны и те, и другие. Забавный факт в тему: российские прокатчики испугались имени «Иуда», и героя называют на английский манер «Джуда».

Хорошо хоть Иисуса не превратили в «Джизаса»

Хорошо хоть Иисуса не превратили в «Джизаса»

Причина 3. Тимур Бекмамбетов

Поставить во главе этого проекта Бекмамбетова — особенно рисковый шаг. Тимур успешен в России, но не вполне прижился в Голливуде, большинство его западных проектов провалились в прокате. Бекмамбетов хорошо умеет снимать зрелища, но на Западе на это способны многие — для успеха здесь требуется нечто большее.

Как зрелище «Бен-Гур» действительно хорош, этого не отнять. Сцена битвы римского флота с македонским полна запоминающихся деталей: барабанщик, которые не перестаёт бить, даже горя заживо, римский солдат, привязанный к носу вражеской галеры, несущейся на таран… Удалась и обязательная сцена гонки на колесницах. Бекмамбетов сумел показать её не только как кровавое безумие, но и как тщательно спланированное спортивное состязание.

Гонка на колесницах, разумеется, совершенно нереалистична. Да и зачем тут реализм?

Гонка на колесницах, разумеется, совершенно нереалистична. Да и зачем тут реализм?

Но отдельные яркие моменты не делают фильм удачным. Его портят сценарий и рваная композиция. Длинный пролог, обрывочные сцены, разделённые большими периодами времени, постоянные флэшбеки — всё это мешает воспринимать «Бен-Гура» как грандиозный эпос о библейских временах. А изменение классического сюжета, особенно концовки, лишает его и драматизма, и убедительности. У Уайлера Бен-Гур спешил к распинаемому Христу за чудом, боясь опоздать, а у Бекмамбетова всё как-то образуется само собой.

Ремейк «Бен-Гура» — не плохое кино. Это обычный, ничем не выдающийся историко-приключенческий фильм, который хорошо смотрится как зрелище и совершенно не убеждает как история. Но ремейк классики и фильм в умирающем жанре недостаточно снять «нормально». Нужно что-то большее, чем несколько отрывков с неплохими спецэффектами.
Вот почему провалился «Бен-Гур» Бекмамбетова
УДАЧНО
  • Битва на галерах
  • Гонка на колесницах
  • Мессала не такой уж злодей
НЕУДАЧНО
  • Нелогичные изменения сюжета
  • Рваное повествование
  • Зачем вообще «Бен-Гуру» ремейк?
5СРЕДНЕ
comments powered by HyperComments
Александр Гагинский
Заместитель главного редактора журнала, редактор сайта и сообществ МИРФ, админ и патентованный олдфаг форума.

Это интересно

А ещё у нас есть