Стивен Стрэндж был гениальным и самовлюблённым нейрохирургом, пока не получил тяжёлую травму рук. В поисках лечения он набрёл на храм в Непале, где его приняли в школу магии Древнего учителя. Стрэнджу пришлось смириться с мыслью, что существуют параллельные измерения, левитация, телепортация и путешествия во времени. И ещё группа магов под началом некоего Кецилия, желающих получить и применить очень опасные заклинания.

Doctor Strange

Жанр: супергеройское фэнтези
Режиссёр: Стивен Дерриксон
В ролях: Бенедикт Камбербэтч, Мадс Миккелсен, Тильда Суинтон
Премьера в России: 31 октября 2016 года
Возрастной рейтинг: 16+
Похоже на:
«Аватар: Легенда об Аанге» (2005–2008)
«Железный человек» (2008)

Студия Marvel редко выходит за рамки супергеройского жанра, но когда выходит, делает это с шиком. Marvel будто задались целью исполнить заветные фанатские мечты. Взять «Стражей галактики»: вы мечтали о космоопере с душевностью «Светлячка» и зрелищностью «Звёздных войн»? Получите.

Ну а «Доктор Стрэндж» — это фэнтези, «низкое», или «городское», если угодно. Чего нам не хватало в этом жанре? Чтобы незримый магический мир не сводился к унылому вампирятнику. Чтобы магия творила чудеса и потрясала воображение, а не ограничивалась перестрелками на молниях из палочки.

«Доктор Стрэндж»: поразительная кислотная магия

Согласитесь, магия в большинстве фэнтези-фильмов — это просто огнестрельное оружие

Эти запросы «Стрэндж» выполняет на все сто. В нём самая мощная и проработанная магия со времён, пожалуй, «Легенды об Аанге». У неё есть своя система, логика и индивидуальность. В «Аанге» чародеи «гнули» стихии, а в «Стрэндже» — пространство и время. Маги умеют переключать притяжение, чтобы ходить по стенам. Они изобретательно используют порталы — порой врага проще не убить, а телепортировать куда-нибудь в Сахару. Они вертят время взад-вперёд для отдельных предметов и даже людей.

А ещё магия здесь безумно круто выглядит. Казалось бы, спецэффектами в наши дни удивить невозможно, но «Стрэнджу» благодаря буйной фантазии художников это удаётся. Параллельные измерения, в которые заносит героя, — это настоящее торжество сюрреализма. Мир вокруг превращается то в четырёхмерный кошмар с картин Мориса Эшера, то в плывущую гибкую реальность сна из «Начала», то в дурной галлюциногенный трип, где на ваших руках растут руки, на которых растут руки. Доктор Стрэндж был придуман во времена психоделической революции, и фильм отлично это передаёт.

Вселенная Стрэнджа напоминает галлюциногенный трип

Доктор Стрэндж 1

Впервые увидев астральный мир, Стрэндж решит, что ему подсыпали ЛСД. Его можно понять

Нельзя сказать, чтобы «Стрэндж» совсем выпадал из супергеройской киновселенной. Здесь всё тот же фирменный марвеловский юмор (хотя его и меньше, чем обычно), да и сюжет построен по тем же лекалам. Но, как и «Стражи», «Стрэндж» держится особняком, причём дело не только в жанре. Кабы не мимолётное упоминание Мстителей и сцена после титров, можно было бы подумать, что доктор обитает в какой-то другой вселенной. Иначе почему он так упорно не верит в чудеса? Давно новости не смотрел? Давеча Нью-Йорк разгромили твари из параллельного мира, а Лондон — тёмные эльфы.

Это не претензия — возможно, создатели киновселенной правы, что не сильно увязывают фильмы. Ведь лучшие их работы — это именно такие «отдельно стоящие» картины. «Стрэндж» в этом плане напоминает «Железного человека»: будучи одним из первых фильмов киновселенной, он ни на что не равнялся и был полностью самостоятельным кино. Есть сходство и между их героями. Старк и Стрэндж — ироничные, циничные и самовлюблённые, но умные и способные учиться на своих ошибках.

После фильма понимаешь, почему студия охотилась именно за Камбербэтчем. Бенедикт — такое же точное попадание в роль Стрэнджа, как Дауни-младший — в роль Тони Старка. Ради одного Камбербэтча стоит посмотреть «Доктора» — просто чтобы увидеть, как его герой обменивается подколками с коллегами по медицине, коллегами по магии и злодеями; как он дрессирует свой летающий плащ и учит всех называть его «доктор». Умеют всё-таки в Marvel находить харизматичных актёров и строить вокруг них фильм! При этом в копию Старка, шута и балагура, доктор не превратился — он куда более трагический персонаж, и драматических сцен ему досталось не меньше, чем комедийных.

Умеют Marvel находить харизматичных актёров!

Черновик 1

Шикарен ли Бенедикт? О да. Кажется, он и сам собой любуется

Недостатки «Стрэнджа» тоже типично марвеловские. За фэнтезийной мишурой скрывается стандартная история о становлении супергероя, который за два часа овладевает способностями и спасает Землю от вселенской угрозы. И эта угроза, как всегда, самое слабое звено картины.

На первый взгляд, Кецилий вышел получше, чем средний антагонист Marvel, и уж точно лучше унылых злодеев «Тора 2» и «Стражей». У него есть более-менее внятные мотивы, он способен их изложить и даже заронить сомнение в души героев. К тому же играет его прирождённый кинозлодей Мадс Миккелсен — что может быть лучше борьбы Шерлока и Ганнибала?

Но к финалу оказывается, что этот могучий волшебник — болван, не знающий толком, кому он служит. А финальный босс целиком состоит из графики и побеждается за несколько минут — хотя, надо признать, оригинальным способом.

Злодей, как всегда, самое слабое звено картины

Доктор Стрэндж 3

Кецилий. Великий чародей, который никогда не читает инструкцию до конца

Такими же словами можно описать и весь фильм: оригинально, красиво, но поспешно. Поначалу «Стрэндж» берёт плавный темп и долго знакомит нас с жизнью доктора до «прозрения». Но затем события развиваются стремительными рывками и почти налезают друг на друга. Вчера ещё Стрэндж не верил в магию, а сегодня он уже чародей 80-го уровня. Только что он был против насилия — и вот уже дерётся насмерть. А в финальной битве он применяет заклинания, от которых хочется воскликнуть: «Что ж ты раньше так людей не спасал?!»

Чувствуется, что истории и размашистому миру Стрэнджа тесно в рамках одной картины. За два часа доктор проходит путь, на который Гарри Поттеру потребовалось восемь фильмов, а Аангу — три сезона. Сюжет вроде и закончен, но продолжение хочется получить немедленно: столько в этом мире ещё недораскрыто.

Доктор Стрэндж 4

Плащ Стрэнджа — самостоятельный персонаж вроде Коврика из «Аладдина»

Магия «Стрэнджа» так привлекательна, что это порождает проблему идейного характера. Скептицизм доктора, не верящего в незримый мир, показан как слабость. Древняя в исполнении Тильды Суинтон несёт околесицу о «духе, лечащем плоть» — и оказывается всемогущей там, где сыплющие терминами врачи бессильны. Магия сильнее науки — и это не очень-то полезный посыл. В мире Стрэнджа всё так и есть, но в нашем мире это, увы, может подтолкнуть лишь к неверию в нормальную медицину и поискам «просветления» у шарлатанов.

К счастью, сам Стрэндж служит скорее положительным примером. Он не утратил учёного ума, овладев магией, и доказал, что к иррациональной суперсиле должны прилагаться мозги. Интеллект Шерлока, сарказм Старка и способности Аанга — это поистине убийственное сочетание. Возможно, Marvel нашли своего будущего самого популярного героя. По крайней мере, теперь, если Дауни-младший уйдёт из киновселенной или потребует непомерных гонораров, его есть кем заменить.

Итог: Marvel сняли фэнтези с самой интересной магией со времён «Легенды об Аанге», отлично представили нового героя и показали целый новый мир внутри киновселенной. Жаль, что всю эту историю запихнули в один фильм — на раскрытие мира и особенно злодеев нужно больше экранного времени.
Доктор Стрэндж 5

Будьте осторожны! В реальности лысые сектанты не учат вас телепортироваться!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

«Доктор Стрэндж»: поразительная кислотная магия
УДАЧНО
  • впечатляющая магия
  • Бенедикт Камбербэтч
  • сюрреализм
НЕУДАЧНО
  • поспешное развитие событий
  • недораскрытые злодеи
8ХОРОШО
comments powered by HyperComments
Александр Гагинский
Заместитель главного редактора журнала, редактор сайта и сообществ МИРФ, админ и патентованный олдфаг форума.

А ещё у нас есть